Светлана Кизилова
Занятия по народоведению «Утро в деревне» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино
Белгородской области»
Занятие на тему : «Утро в деревне»
(с использованием программы «Детство» под редакцией В. Логиновой, Т. Бабаевой и порциальной программы О. Князевой, М. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»)
воспитатель: Кизилова С. Н.
Публикация «Занятия по народоведению „Утро в деревне“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
Программное содержание:
- формировать представление детей о традициях и культуре русского народа;
- познакомить с русской печью, чугунком, ухватом;
- закрепить знания о домашних животных;
- упражнять в выразительном чтении знакомых потешек, разгадывании загадок на основе наблюдений и сопоставлений;
-побуждать использовать в речи слова – прилагательные;
- развивать познавательную деятельность и активность детей;
- вызвать у детей эмоциональный отклик от посещения избы и встречи со знакомыми героями;
- воспитывать интерес к истокам русской народной культуры, русскому фольклору.
Предварительная работа:
- знакомство с избой, чтение русских народных сказок, разучивание потешек о животных, русских народных закличек, разгадывание загадок о животных, работа над интонационной выразительностью речи.
Словарная работа: лежанка, чугунок, ухват.
Материал: макет русской народной печи, чугунок, ухват.
Игрушки: коза, барашек, бычок, конь, утка, гусь, курица, петушок, солнышко.
Методические приемы:
- встреча детей с хозяйкой;
- чтение детьми заклички «Солнышко»;
- чтение детьми потешек о домашних животных;
- разгадывание загадок о домашних животных;
- пение детьми колыбельной песни;
- знакомство с русской печью, чугунком, ухватом;
- русская народная игра кот и мыши;
- знакомство с русскими пословицами;
- угощение пирогами.
Ход занятия
Хозяйка встречает детей у входа:
- Здравствуйте, гости дорогие!
-Здравствуй, хозяюшка!
- Ожидала я гостей. Вот и пирогов налепила, да в печь посадила. Но как рано ко мне гости пожаловали, солнышко еще не взошло. Давайте его позовем, пора день начинать.
Закличка «Солнышко» (хором)
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
На ребяток погляди,
Ты ребяткам посвети.
Чтоб ребяткам поиграть
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко! (ребенок)
(Появляется солнышко)
- Вот и проснулось солнышко, а вместе с ним проснулся и петушок. (Петушок-игрушка кричит). Ой, как звонко петушок кричит. Это он извещает, что солнышко взошло. Кто умеет покричать, как петушок?
Кукареку! Солнце взошло!
Кукареку! Утро пришло!
Просыпайтесь! Поднимайтесь!
За работу принимайтесь!
Кукареку! Кукареку!
- Вместе с петушком проснулась и вся деревня.
(Звуки деревни)
-Ребята, сегодня я не одна вас встречаю. За петушком проснулись все животные моего подворья. Давайте посмотрим, кто здесь живет? Вы их знаете?
(Дети называют животных)
- Может вы про них и потешки знаете?
- Кто про козу потешку расскажет?
• Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила. Бух!
• Барашеньки-крутороженьки
По горам ходят, по лесам бродят,
В скрипочку играют,
Деток потешают!
• Бычок, бычок,
Смоляной бочок,
Бодучие рожки,
Резвые ножки.
• Конь ретивый,
С длинной гривой.
Скачет по полям
Тут и там.
• Ранним-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, коровушка, ступай
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.
• Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно –
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет – ку-ка-ре-ку!
-Ой, молодцы, ребята! Сколько много потешек знаете! Но мне кажется, что кого-то все-таки не хватает, кто-то не проснулся. Попробуйте отгадать, кто?
• Хвост крючком, нос пятачком. (Свинья)
• С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
• Мягкие лапки,
А в лапках царапки. (Кот)
-А где же кот? Вот проказник, опять куда-то спрятался. Ну, погоди, найдем все-равно тебя.
- Ребята, «Травка-муравка ото сна поднялась,
А моя скотинка в луга подалась.» Ну, что ж пусть пощиплют молодую травку. А вы все в избу проходите, да нашу Машу не разбудите. Ой, что-то она заворочалась, наверное петушок громко кричал. Я люлечку покачаю, а кто-нибудь ей колыбельную песенку споет. Утро-то еще раннее.
(Дети поют)
Баю-баюшки, бай-бай,
Глазки, Маша, закрывай.
Я тебя качаю,
Тебя величаю.
- Пока Маша будет спать, я вам что-то покажу.
(Показывает печь)
-Как вы думаете, что это? (Печь)
- Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание. «Без печи – хата не хата». Печь занимает много места в избе. Она обогревает избу, в ней пекут хлеб, варят еду себе и домашним животным. Раньше на печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. На ней можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка, на которой любили поваляться и взрослые, и дети. И еще на печке грели свои старые косточки старички, и не болели. Вот и сейчас старый дед Матвей греет на ней свои косточки, а рядом с ним и наш кот Васька примостился. Вот где ты спрятался, проказник! Он тоже любит погреться.
• Как у нашего кота,
Шубка очень хороша
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые.
- Ну, пусть греются.
- Ребята, а на чем ваши мамы готовят еду? А в чем? Что готовят? (Ответы детей)
- А я сегодня приготовлю для вас картошку в печи, и не в кастрюле, а в чугунке. Посмотрите, какой он: круглый как кастрюля, но у него нет ручек. (Дать потрогать) Чугунок ставят в печь на огонь и он очень нагревается, становится горячим. Руками его не возьмешь из печи, обожжешься. Поэтому у меня есть ухват – палка с надетой металлической рогаткой. Посмотрите, на что он похож? (на коровьи рога).
- Я и загадку про них знаю:
• Что в избе за коровьи рога (дети отвечают)
- Сейчас я поставлю чугунок с картошкой в печь. А поможет мне в этом ухват. (показать как пользоваться ухватом)
- Поставлю чугунок на огонь, будет картошечка сладкая да рассыпчатая. Пока она будет вариться, мы немного отдохнем, поиграем.
• Выходи Василий кот,
Заводи свой хоровод.
- Ребята хотят поиграть с тобой.
Посчитай, кто с тобой будет водить. (Дети становятся в хоровод, котик считает)
Считалка:
Катилось яблоко
Мимо сада, мимо града.
Кто поднимет, тот и выйдет.
Подвижная игра «Кот и мыши». (с игрушкой)
• Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька кот –
Разобьет весь хоровод.
Вот повел усами кот –
Разбежался хоровод.
(два раза)
- Вам понравилось играть с котом? Расскажите, какой у меня кот? (Пушистый, рыжий, ласковый, глазастый, усатый, ловкий, быстрый и т. д.) Спасибо тебе коток, что поиграл с нами. Пойди, погрейся с дедом Матвеем на лежанке.
- Пока мы с котом играли и картошечка сварилась и пироги подоспели. Проходите, гости дорогие, к столу, рассаживайтесь.
• «Умей в гости звать – умей и угощать».
- Ох и картошечка получилась из печи. Вкусная, рассыпчатая. С дымком, с парком.
• «Что есть в печи – все на стол мечи».
(Беру чугунок полотенцем и ставлю на стол. Раскладываю картошку на тарелки ложкой)
- Угощайтесь, кушайте на здоровье! Попробовали картошечку? Вам нравится? А пироги еще вкуснее. Ну-ка отведайте моих пирожков! (Подаю пироги на протвине и раздаю детям в руки)
- Скажите, какие они? (румяные, пышные, мягкие и т. д.)
• «Не красна изба углами – а красна пирогами.»
- Ребята, понравилось у меня в гостях? Спасибо вам, что пришли ко мне, проведали. Приходите почаще, я буду рада вам! До свидания!