Светлана Ханенко
Занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментальная деятельность «Свойства воды»
Вос. Сегодня, ребята, мы свами отправимся в «Мир воды». Это удивительный мир. Мы уже много знаем об особенностях воды. Сейчас подойдем к каждому столу и решим, про какую особенность воды мы уже знаем.
Подходят к первому столу.
На первом столе доказывается прозрачность – одна банка с прозрачной водой, в ней ложка.
Вос. Как вы считаете, какую особенность воды можно увидеть? (Прозрачная). Как узнали?
полилог).
Публикация «Занятия по экспериментированию в старшей группе на тему „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Вос. Итак, загибайте первый пальчик. Первая особенность воды? Да (вторят мне) вода прозрачная (радуюсь). Пошли (азартно и весело) ко второму столу.
На втором столе доказывается: что вода бывает трех видов: жидкая, твердая и газообразная. Подготовлены 2 термоса: 1 – с кипятком, 1 –с льдинками льда.
Вос. Какая же особенность воды спряталась в термосах? (Не видно). А какая же она может быть, если в термосах хранится? (Горячая). Как же узнать? (Открыть и налить). А больше никак нельзя узнать? Только налить?
Дети: Вода горячая.
Вос. Как узнали? (Пар идет). Сколько состояний воды в этом термосе? (Два). Какая же вода осталась? (Горячая). Значит в этом термосе два состояния воды : жидкая горячая и газообразная – вода, превратившаяся в пар.
Наливаю в чашку.
Вос. Интересно, а какая вода хранится в этом термосе?
Открываю крышку и делаю вид, что хочу налить.
Дети: Это лед.
Вос. Какое же состояние воды? (Твердое). Итак, загибайте пальчики: на первом столе мы установили, что вода прозрачная, а сейчас установили, что вода бывает разного состояния: жидкая, твердая и газообразная. Подойдем к следующему столу или уже все особенности воды установили? (Нет, не все). А что же мы здесь узнаем?
На третьем столе доказывается, что вода бесцветная безвкусная и без запаха.
На подносе стоят предметы. Прозрачный из гладкого стекла графин и прозрачные (одноразовые) стаканчики с чистой водой.
Вос. А здесь, возьмите стаканчики с водой и понюхайте, про какую особенность воды можно узнать? (Без запаха вода). А какого же цвета вода? (Бесцветная). Попробуйте… сладкая? Соленая? Кислая? Горькая? Это признаки вкуса, так какая особенность воды?
Да, чистая вода – безвкусная. Итак, какие же особенности воды мы уже установили, загибайте пальчики (показываете на первый стол) : вода прозрачная, может быть в трех состояниях – жидкая, газообразная и твердая, еще она без запаха, без вкуса, без цвета…Интересно, хватит ли нам пальцев на руке, чтобы рассказать обо всех свойствах – особенностях воды! (Уже все пальцы заняты). На одной руке. Но у нас ведь есть еще (лукаво) одна рука с пальцами? Ну, пошли к следующему столу.
На четвертом столе – стоят бутылка с водой и 2 сосуда (широкий и очень узкий, в них из бутылки будет переливаться вода.
Вос. На тех столах вода была в банках, посмотрите, как она уютно устроились как в доме! Полная банка, вода заняла всю емкость. А теперь возьмем бутылку. В ней есть вода? Бутылка полная (показываю горлышко? (Да, полная, до горлышка). А теперь перельем воду из бутылки в банку, какую форму приняла вода? (Форму широкой банки). Да, лишь до краешков. А теперь? (Беру квадратную вазу). Перельем в нее воду из круглой банки. Какой формы теперь вода? (Она приняла форму квадратной вазы). Так есть ли у воды своя форма? Она жидкая, потому и нет формы. А какой еще полезный напиток от коровы не имеет формы? (Молоко). А почему не имеет своей формы молоко? (Оно тоже жидкое). Ну, так начинаем загибать пальчики на другой руке. Какое свойство воды открыли? Не имеет своей формы. Ну уже не знаю, идти ли дальше! Там еще на столах откроются особенности воды, но, может быть, (лукаво, вы устали? Будем отдыхать или назовем еще секреты воды! Пошли к следующему столу.
На четвертом столе доказывается, что вода растворитель веществ – стоит банка с водой, в которой шумовка с длинной ручкой, а также кристалл марганцовки.
Вос. Смотрите, вода в банке и чистая, и прозрачная, и бесцветная. Закройте глаза, узнаете еще одно свойство воды.
Кладу кристалл марганцовки.
Дети: Вода стала красная.
Вос. Но вы же говорили, что вода бесцветная, а теперь красная! Что же с ней случилось? (закрасилась). В воде растворилась марганцовка. Значит, вода растворяет другие вещества. А что мы с вами еще видели, как растворяется в воде? Каждый день вы это видите? (Сахар и соль). Итак, еще одна особенность – свойство воды – растворимость в ней других веществ. Ну, (вздыхаю) еще остался один секрет воды. Отправимся узнавать его!
На пятом столе доказывается, что в воде одни предметы плавают, а другие тонут. На столе стоит банка трехлитровая, чтобы показать глубину, на которую опускаются предметы: скрепки и чистые камушки. А также стеклянная широкая ваза и к ней деревянные медицинские шпатели.
Вос. В банке вода, какая?
Все дети должны отвечать полилогом, тогда они не устанут, а для них эти ответы будут физ. разрядкой и главное, эмоциональной. Никаких рук поднимать не надо. А эти переходы от одного стола к другому столу – игра.
Вос. Молодцы, о,как хорошо, все назвали. Какую же еще особенность воды мы сейчас проверим! (Ну и какую) А скрепки из чего сделаны? (Из металла). Опустим в воду. Что происходит? (Они утонули). Медленно ушли ко дну. Добавим камешек, пусть поплавает… (Нет, утонет). А что мы узнали, сделав опыт? (Металлическое тонет и камешки тонут). А может ли плавать что-то?
Кладу шпатели в вазу с водой. Они плавают.
Вос. Что же узнали? (Деревянное плавает). Вот как много свойств воды на пяти столах мы увидели.
Вос. Как вы думаете, все ли мы узнали об особенностях воды, или как говорят, о свойствах воды. (Да, нет, все знать нельзя).
Вос. А где можно узнать? (В книгах прочитать).
После игры (эксперимента) детям предлагается минутка шалости под музыку.