Папки-передвижки

Защита опыта «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Наталья Басина
Защита опыта «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

1.1 Условия возникновения и становления опыта

Слайд № 1 (представление темы опыта)

Одним из важных приобретений у ребенка старшего дошкольного возраста является овладение знаний в сфере финансовой грамотности. Но есть мнение многих людей, что финансовая грамотность актуальна исключительно для тех, кто профессионально занимается бюджетными вопросами или работает на финансовых рынках. Но сегодня финансовая грамотность — такой же важный навык, как умение считать, читать или пользоваться компьютером.

Публикация «Защита опыта „Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессе купли - продажи, овладевая финансово-экономическими знаниями на житейском уровне. Обучая детей финансовой грамотности можно помочь им понять связь между работой, заработком, затратами и сбережениями, они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения.

Важно помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

В связи с этим, тема моего опыта – «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста».

1.2 Актуальность темы

Слайд № 2 (актуальность темы, фото воспитанников)

Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Взаимосвязь финансового образования и нравственного воспитания очень важна. Процесс ознакомления детей с деньгами должен учитывать две

стороны проблемы: знание о деньгах и воспитание правильного отношения к ним.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта

Слайд 3 (идеи и факторы)

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий повышения эффективности процессов финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы, они представлены на экране.

1.4 Новизна опыта

Слайд 4 (фото воспитанников)

Новизна опыта заключается в том, что финансовая грамотность расширяет не только экономический кругозор дошкольника, но и дает представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Длительность работы над опытом

Слайд 5 (этапы работы)

Представленный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы с дошкольниками с сентября 2019 года по май 2022 года. Длительность работы над опытом составляет 3 года.

Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на 3 этапа, представлены на слайде.

1.6. Теоретическая база опыта

Слайд 6 (А. С. Макаренко)

Исследования некоторых ученых подтверждают важность и необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Никто так обстоятельно и разносторонне не

обсуждал проблему денег, как А. С. Макаренко (на слайде)

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание ребё нка: бережливости, трудолюбия, расчётливости, инициативности, организованности, практичности, самостоятельности, деловитости, любознательности, что поможет уже с детства формировать у детей представления о вещах, как о результате труда людей, о личностных качествах труженика, способность к накоплению практического финансового опыта и применению экономической информации во взрослой жизни.

Слайд 7 (цель и задачи)

Решая эту проблему, я поставила перед собою цель (на экране) :

Следуя цели я поставила перед собой задачи (на экране) :

Слайд 8 (методы и гипотиза)

Предмет исследования являлись методы и технологии обучения финансовой грамотности дошкольников (на экране) :

Гипотеза (на экране) :

Аналитическая часть

Слайд 9 (Принципы)

Работу по формированию финансовой грамотности дошкольников я строила на основе принципов, они представлены на экране:

Учитывая данные принципы важно приучать детей, осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды для себя, но и с культурно-нравственной позиции.

Финансовая грамотность включает следующие образовательные области:

Слайд 10 (5 областей, фото воспитанников)

1. Социально-коммуникативное развитие

2. Познавательное развитие

3. Речевое развитие

4. Художественно-эстетическое развитие

5. Физическое развития

В процессе интеграции всех образовательных областей использую дидактические формы, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника.

Использую интеграцию в качестве приоритетного средства организации образовательной деятельности, объединяющие образовательные области, разные виды деятельности, приемы, методы в единую систему. При этом основной формой становятся не занятия, а деятельность детей (как совместная, так и самостоятельная).

Раздел II. Технология описания опыта

Слайд 11 (фото группа, дети)

Создание условий для реализации развития финансовой грамотности у детей предусматривает наличие необходимой развивающей предметно-пространственной среды.

Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, мною в группе созданы уголки для сюжетно - ролевых игр, спортивный уголок, музыкальный, детского творчества, дидактических игр, театр, уголок ПДД и др.

Работу по формированию финансовой грамотности начала с разработки перспективного план работы с детьми.

В соответствии с перспективным планом были проведены мероприятия с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Организация учебно - воспитательного процесса основана на использовании модульной системы по ознакомлению детей с финансовой грамотностью.

Модуль «Потребности»

Модуль «Обмен и деньги»

Модуль «Производитель и реклама»

Модуль «Экономика должна быть экономной»

Слайд 12 (модуль потребности)

В ходе данного модуля «Потребности» дети расширили представления о множестве потребностей жизненно важных для людей. Дети познакомились с экономическими понятиями: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуги, потребители.

Слайд 13 (модуль обмен и деньги)

В группе был создан «Финансовый» уголок, атрибуты для игр в уголке (кошельки, сумки, бумажные деньги и монеты, пластиковые карты) подбор художественной литературы по данной тематике (сказки, рассказы, стихи, устное народное творчество, через них дети получают информацию о финансовых терминах : деньги, труд, товар, банк, карьера, кредит.

В игровой деятельности я подводила детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары - дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Это дети узнавали при проведении ситуативных игр «Семья», «Магазин», «Маленькие покупки».

Играя в настольно-печатные игры, лото «Что продается в магазине?», «Семейный бюджет», «Хочу, надо», «Деньги разных стран», «Где хранятся деньги», «Копилочка», «Круги Лулия» по финансовой грамотности и многие другие позволит привить бережное и экономное отношение детей к деньгам. Решая проблемные ситуации, «Богатство Буратино», «Подарки друзьям», «Заработанные деньги», разгадывая экономические кроссворды и др.

Слайд 14 (модуль производитель и реклама)

В этом модуле я познакомила детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими, различными способами их применения, о взаимосвязях людей разных профессий, о способах удовлетворения их потребностей.

Ознакомление с разными профессиями происходило через дидактические игры, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, мультфильмов, отгадывание загадок и сюжетно – ролевых игр.

Дети знакомились с рекламой, профессией людей, работающей в ней, подбора и рассматривании рекламы детской игрушки, сладостей, одежды, разыгрывали перед детьми проблемные ситуации, как и что можно узнать о товаре, как выгодно, с пользой для себя продать или купить товар, задавали детям вопросы поискового характера.

С детьми был проведен проект «Юные финансисты» и НОД «Знакомство с финансами». В ходе проведенных мероприятий дети усвоили, что нужно уважать труд, соизмерять свои потребности и возможности.

Слайд 15 (модуль экономика должна быть экономной)

В рамках этого модуля подводила детей к пониманию ограниченности ресурсов. В детском саду, дома нужно воспитывать у детей полезные привычки закреплять их повседневно: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают им для игр и труда, не тратить ничего зря.

Провели акцию «Поможем птицам зимой». В целях экономии родители совместно с детьми изготовили кормушки из бросового материала, своими руками не затратив ни каких средств.

Работа с родителями

Слайд 16 (фото мероприятие с родителями)

Работа по финансовой грамотности дошкольников невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности с родителями по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся:

- информирование и консультирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома;

- участие родителей в работе финансовой грамотности детей в дошкольном учреждении (мастер - классы, праздники, конкурсы, родительские собрания);

- создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

Раздел III. Результат опыта

Слайд 17 (результат опыта)

Результатом моей целенаправленной работы по данной теме стало повышение уровня знаний финансовой грамотности у старших дошкольников.

Прослеживается положительная динамика уровня развития финансовой грамотности.

У большинства детей проявляется ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по - новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.

Полученные знания и умения дети успешно применяют в повседневной жизни, правильно ведут себя в реальных жизненных ситуациях, у них развиты разумные потребности.

Вывод

Слайд 18 (заключительный)

В связи с этим я могу утверждать, что проводимая систематическая работа повысила эффективность работы по формированию финансовой грамотности и дала возможность добиться положительных результатов.

Эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении самостоятельно играть, трудиться и приносить пользу обществу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина» Тема: «Монеты для овощного магазина» с использованием РИВ. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Конспект занятия по финансовой грамотности «В магазине. Что такое цена?» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по финансовой грамотности «В магазине. Что такое цена?» для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамотности. Задачи: - Развивать социально – коммуникативное общение, внимание,.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Защита опыта «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 мая 2023 в 15:44
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД