Получи документы

Консультация «Заучивание стихов детьми дошкольного возраста — полезные советы»

Белова Наталья
Консультация «Заучивание стихов детьми дошкольного возраста — полезные советы»

Год от года школа предъявляет всё более высокие требования к выпускникам дошкольных учреждений.

Учителя начальной школы констатируют снижение уровня подготовленности детей к школе, в следствие чего, дети работают в режиме перегрузки нервной системы: повышенная утомляемость, нарушение функции органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы.

У ребёнка возникает охранительное возбуждение, вследствие чего, он плохо усваивает общеобразовательную программу.

Публикация «Консультация „Заучивание стихов детьми дошкольного возраста — полезные советы“» размещена в разделах

Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное действие – развиваются с прямым участием речи. В дошкольном возрасте наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Непроизвольное запоминание, т. е. запоминание, происходящее без волевых усилий со стороны человека — в процессе деятельности, имеющей другие цели; Так, занятия по чтению художественных произведений в разных возрастных группах проводятся с целью познакомить детей с содержанием данных произведений, доставить им эстетическое удовольствие, внушить определенные нравственные понятия, воспитать благородные чувства. На этих занятиях дети слушают, обсуждают, пересказывают художественные произведения и невольно запоминают их целиком или частично, хотя цели запомнить перед ними не ставится. Это — непроизвольное запоминание. Наряду с ним имеет место произвольное запоминание, являющееся результатом сознательного намерения запомнить. Произвольное запоминание — это внутренняя, интеллектуальная работа, полезная ребенку в трех отношениях: она помогает более быстрому, чем при непроизвольном запоминании, обогащению речи ребенка; интенсивнее развивает эстетические чувства — чувство поэзии, чувство прекрасного в языке; укрепляет память — образную память, связанную с воображением, и вербальную (словесную) память, связанную с мышлением, которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.

Дети дошкольного возраста могут специально заучивать художественные произведения несложных жанров, начиная с потешек в 1-й и 2-й младших группах и кончая более трудными в тематическом плане стихами о Родине. Как же учат детей запоминанию? Прежде всего им объясняют само значение (лексическое значение) слова помнить, запоминать. Вначале это слово выступает как синоним слова повторить.

Приемы способствующие лучшему запоминанию стихотворения :

- Повторение и припоминание – основной прием (К. Д. Ушинский «Припоминание – труд, и труд иногда не легкий к которому должно приучать дитя понемногу, т. к. причиной забывчивости часто бывает ленность вспомнить забытое.»

-Прием запоминания и проговаривания;

- Построчное запоминание (т. е. каждый ребенок говорит по строчке и затем право проговаривания передает соседу)

- Игровые (обыгрывание персонажами, о которых говорится в стихотворении, например, стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой и мячиком);

- Досказывание детьми рифмующегося слова;

-Чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;

- Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехстишие, например, сказка К. Чуковского «Мойдодыр»;

- Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;

-- Воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака);

Работа по заучиванию наизусть, как и всякая другая работа по развитию речи детей, несколько отличается в разных возрастных группах, несмотря на то что проходит, в общем, по примерно одинаковому для всех групп плану.

Занятие по заучиванию стихотворения состоит из трех частей:

1. Вводная часть:

Цель - заинтересовать, создать эмоциональный настрой, вызвать соответствующее стихотворению состояние.

методы и приемы :

- беседа, связанная с темой стихотворения

- вопросы, напоминания о событиях из детского опыта;

- наглядный материал (игрушки, картинки, портрет поэта);

- загадки;

- рассказ об авторе стихотворения;

2. Основная часть

Цель - помочь осмыслить, запомнить и выразительно прочитать стихотворение.

методы и приемы:

- выразительное чтение;

- анализ произведения;

- повторное чтение с установкой на запоминание;

- воспроизведение детьми произведения.

3 .Заключительная часть

Цель - углубить восприятие стихотворения.

методы и приемы:

- выразительное чтение педагогом или детьми;

- рассмотрение иллюстраций близких к теме стихотворения;

- прослушивание музыки;

- рисование на тему, соответствующую содержанию стихотворного произведения.

У детей младше 4 лет еще недостаточно развита способность к произвольному запоминанию, поэтому, на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Наличие игровых моментов, небольшой объем стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в процессе заучивания стихов.

Для заучивания используются коротенькие потешки и стихи (А. Борто «Игрушки», Е. Благинина «Огонек».и др.)В них описываются хорошо знакомые животные, игрушки. По объему это четверостишия, они понятны по содержанию и просты по композиции, ритм пляшущий, веселый, с явно выраженной рифмой. Детям младшего дошкольного возраста требуется большая наглядность, иногда даже театрализация стихотворения непосредственно перед заучиванием его наизусть. Эти особенности стихов облегчают процесс заучивания.

В средней группе продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.

Заучивание стихов проводиться как специальное занятие или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объем (Е. Благинина «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться»; С. Маршак «Мяч» и др.).

Методика усложняется, вводиться единая для средней и старшей групп структура занятия. Но длительность занятия, содержание и форма анализа, приемы обучения выразительному чтению на каждом возрастном этапе различаются. В ср. гр., особенно в начале года, большое место занимают игровые приемы; используются наглядные материалы.

Чем старше дети, тем больше надо опираться на понимание и осознанное освоение приемов запоминания и выразительного чтения. При чтении стихотворения в ср. гр. можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты.

Надо постараться довести до ребенка понимание смысла. Когда он понимает, о чем читает стихотворение, то естественно справляется с расстановкой логических ударений. В противном случае возникает привычка выделять рифмованные слова, отчего может искажаться смысл произведения.

В старшей группе совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А. С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»; И. Суриков «Зима»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Незабудки»; С. Есенин «Белая береза»).

В подготовительной к школе группе даются для заучивания басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Рак и Щука». Приемы обучения в основном те же, что и в ср. гр., но для лучшего воспроизведения уместно помочь детям создать поэтическое настроение, представить в воображении картины природы или обстоятельства, которым посвящены стихи.

Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. Эстетическое воздействие снижается и при объяснении образных выражений. Невозможно также объяснить юмор. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. В предлагаемых стихах движения подобраны к каждому слову текста. Это помогает быстрее и легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать, т. к. в работу включается не только слуховой, но и зрительный и двигательный анализаторы.

Тихо – тихо все кругом указательный палец поднести

Все уснули крепким сном положить ладони п

Петушок один вскочил поднять высоко голову

Всех ребяток разбудил развести руки в сторону

- Ку-ка-ре-ку.

Разучивание стихов, сопровождающееся движением способствует лучшему запоминанию текста, делает его более ярким, помогает развивать воображение, активизирует мыслительную деятельность ребенка.

В дошкольном возрасте наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Данная система имеет теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания детьми стихотворного текста, даже, что особенно важно, детьми с проблемами в развитии.

Методические требования по заучиванию стихотворения :

- Не заучивать стихи хором (искажается и пропадает смысл, появляются дефекты речи, пассивные дети таковыми и остаются, формируется монотонное чтение, ненужная тягучесть, искажаются окончания слов, дети быстро утомляются от сопутствующего этому шума);

- Стихотворение заучивается целиком (не по строфам и строкам, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти;

- Не требовать полного запоминания на одном занятии, нужно продумать его повторения, которые должны быть в разных формах (чтение по ролям, предложить вспомнить стихотворение при подходящей ситуации);

- Учет индивидуальных особенностей детей (молчаливым детям предлагать ритмичные стихи, потешки; застенчивым приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица);

- Необходимо создавать «атмосферу поэзии» во всем детском саду, т. о. стихи должны звучать не от случая к случая, а систематически и на прогулках, в повседневном общении и т. д.

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вку.

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Развитие речи у детей 4–5 лет. Заучивание стихов с применением наглядных иллюстраций (опорных картинок)»Консультация «Развитие речи у детей 4–5 лет. Заучивание стихов с применением наглядных иллюстраций (опорных картинок)» "Учите ребенка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Полезные советы родителям гиперактивных детей Полезные советы родителям гиперактивных детей: 1. Проявляйте последовательность в соблюдении установленных правил и в применении мер наказания.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Советы родителям по укреплению физического здоровья детей» Советы родителям по укреплению физического здоровья детей. 1. Активно участвуете в оздоровлении своего ребёнка. Не только рассказывайте.

Консультация для родителей и педагогов «Кризисы детей дошкольного возраста и советы по их преодолению» Психологи и педиатры выделяют три периода в развитий детей дошкольного возраста, каждый из периодов заканчивается кризисом развития. Не.

Консультация «Полезные советы для родителей дошкольников по развитию изобразительной деятельности детей»Консультация «Полезные советы для родителей дошкольников по развитию изобразительной деятельности детей» Методические рекомендации «В помощь родителям» «Полезные советы для родителей дошколят по развитию изобразительной деятельности детей» Составила:.

Презентация «Полезные советы доктора Айболита» Получил как-то доктор Айболит письмо от зверюшек. В письме написано: «Уважаемый доктор Айболит, что нужно для здоровья?» - Правильно питаться.

Полезные советы «Как собрать и составить гербарий»Полезные советы «Как собрать и составить гербарий» b]Гербарий[/b] – отличное занятие для детского творчества. Если у вас есть ребенок, научите его искусству сбора гербария. Отправьтесь с.

Полезные советы «Весь мир — театр» Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с полезными советами «Весь мир театр». Мои советы предназначены для педагогов всех возрастных.

Адаптация ребенка к ДОУ. Полезные советы родителям Полезные советы родителям в период адаптации ребенка к ДОУ • В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Полезные насекомые» Подготовила и провела:Воспитатель Полякова Диана Ивановна. Вид проекта: краткосрочный, групповой исследовательский проект с заданным результатом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Заучивание стихов детьми дошкольного возраста — полезные советы»
Опубликовано: 20 октября 2019 в 00:15
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД