Заветы для родителей в развитии их детей

Марина Апаназова
Заветы для родителей в развитии их детей

Родительское сопровождение с пеленок.

Внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Если ему не нравится занятие, он выражает протест в виде слёз или отбрасывания предложенных игрушек, нужно остановиться и занять его чем-то другим;

Не следует отрывать младенца от занятия, которым он увлечён в данный момент, ради развития. Если кроха предпочитает играть в кубики, а не рассматривать картинки, дождитесь, когда он закончит игру;

Все упражнения и задания обязаны быть понятными и вызывающими доверие. Также следует отрепетировать все занятия, прежде чем подходить с ними к ребёнку;

Обучение малыша должно быть комплексным. Ни в коем случае нельзя развивать только физическую либо познавательную сферу. Необходимо уделять внимание всем сторонам личности ребёнка, в том числе эмоциональной и социальной;

Важно стимулировать у ребёнка интерес к самому процессу, формировать любопытство, любознательность и наблюдательность.

Ориентироваться стоит не на мнения других родителей, а прежде всего на особенности ребёнка. Ведь его развитие – ответственное дело!

Авторские развивающие методики

«После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.

Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.

Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.

Программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.

Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

Авторские развивающие методики

Развивающие или образовательные системы позволяют ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

Мамы и папы убеждены, что сами принимают решение, каким образом воспитывать ребёнка. Однако такое мнение не совсем верное, поскольку на процесс воспитания всё чаще влияют общественные начинания и различные стереотипы.

Аргументы «за»

Ребятишки отличаются более высоким уровнем развития по сравнению со сверстниками, раньше овладевают всевозможными навыками: чтением, письмом, счётом, чтобы соответствовать требованиям к человеку в современном мире.

Комплексные развитие, сразу несколько сторон личности, помогает выявлять у ребёнка задатки, склонности к определённым занятиям.

Если кроха обучается в развивающем центре в компании ровесников, это позволяет ему раньше социализироваться, привыкнуть к жизни в детском коллективе.

Аргументы «против»

Интенсивные занятия способны навредить малышу, если родитель или педагог не будет учитывать возрастные особенности детского организма, его темперамент и адаптационные возможности. Здоровый и нормально развивающийся ребёнок способен сам освоить основные навыки, когда придёт время.

Многие популярные методики основной упор делают на интеллект и «физику», а вот эмоциональное и социальное развитие незаслуженно забываются. Это может нарушить адаптацию в детском обществе.

Крайне непросто ежедневно заниматься с малышом, выполняя все требования и условия методики. Если же соблюдать все правила, то у мамы не остаётся времени ни на что другое. Если же выполнять задания от случая к случаю, все знания очень быстро испарятся», и результативность будет очень невеликой.

В первые 12 месяцев развитие ребёнка идёт ускоренными темпами. В это время малыш успевает познать мир, набрать неплохой словарный запас, выстроить начальные и элементарные логические цепочки.

Многие специалисты убеждены, что если с малышом не заниматься в первые годик-два, то затем ребёнок не сможет компенсировать недополученные знания и умения.

Однако чрезмерная фанатичность и следование буквально всем догматам развивающих методик может, наоборот, не принести пользу, а навредить детскому развитию.

Если вы решили взять в работу упоминавшиеся выше методики развития детей, необходимо соблюдать определённые правила. Они помогут избежать негативных последствий и сделают обучение более естественным.

Методика Марии Монтессори

Главный принцип этой всемирно популярной образовательной системы состоит в том, чтобы помогать ребёнку проявлять навыки самостоятельности при обучении в специально созданных для этого условиях.

Обучающая программа, разработанная автором ещё в начале XX века, берёт за основу индивидуальный подход к личности ребёнка уже с момента его рождения. Это необходимо для раскрытия имеющихся у каждого малыша задатков и интеллектуального потенциала.

Методика включает 3 основные части: ребёнок, педагог и организованная среда. Центральную область занимает малыш, вокруг которого создаётся особая среда, предполагающая самостоятельное изучение.

Педагог лишь помогает детям, не вмешиваясь особо в естественный ход развития. Согласно авторскому замыслу, помещение для занятий необходимо зонировать. Выделяют такие зоны, как: сенсорная, математическая, речевая, практической жизни, космическая.

Выделенную территорию заполняют различными дидактическими материалами (Монтессори избегала слова «игрушки», которые соответствуют возрасту ребёнка: книги, сортеры, пирамидки, ёмкости, щётки и совочки и пр.

Монтессори-группы всегда разновозрастные: в одних классах находятся малыши от 1 до 6 лет, в других – ребятишки с 7 до 12 лет. Подобное деление обладает определёнными преимуществами, поскольку старшие дети заботятся о малышах, а те, в свою очередь, учатся у более взрослых товарищей.

Достоинства:

стимулирование психических процессов при помощи особых дидактических материалов с учётом сенситивных периодов детского развития;

огромный выбор пособий и развивающих материалов;

совершенствование навыков самообслуживания;

формирование самодисциплины.

Недостатки:

многие занятия всё равно требуют участия педагога или родителя, поскольку им необходимо будет объяснить ребёнку правила взаимодействия с конкретным пособием;

очень дорогие Монтессори-материалы (правда, их можно изготовить своими руками);

для строгого следования всем заветам Монтессори ребёнка необходимо водить в специальный центр. Причём важно убедиться, что педагоги действительно работают целиком по этой методике, а не используют отдельные элементы;

большинство упражнений направлено на интеллект, сенсорику, логическое мышление.

Однако творческая, эмоциональная и игровая сферы развиваются в меньшей степени. Традиционная методика отказывается от сюжетно-ролевых игр, чтения сказок, считая эти обучающие приёмы несущественными.

Вальдорфская школа

Эта образовательная и воспитательная программа выдвигает следующий постулат – максимальное развитие возможностей каждого ребёнка и его уверенности в собственных силах.

В отличие от многих других развивающих систем, данная методика отказывается от предоставления ребёнку любых типов интеллектуальных заданий, если ему ещё не исполнилось 7 лет.

Так, ребятишки только в третьем классе приступают к обучению чтению. До поступления в школу детям дают игрушки, изготовленные из натуральных материалов (соломы, шишек и пр.).

Ещё один акцент педагоги Вальдорфской школы делают на комфортности образовательного процесса. На уроках не ставятся оценки, отсутствуют соревновательные «нотки», классы комплектуются малым количеством учеников – не более 20 детей.

Обучающие принципы строятся с учётом возрастного фактора:

ребёнок младше 7 лет учится через подражание взрослым;

дети в возрасте 7 — 14 лет подключают к процессу усвоения знаний эмоциональную составляющую;

с 14-летнего возраста подключается логика и интеллект.

Достоинства:

основное внимание уделяется воображению и творчеству;

комфортность образовательного процесса;

развитие независимой личности.

Недостатки:

слишком позднее развитие интеллектуальных функций;

отсутствие подготовительных занятий к школьному обучению;

слабая приспособленность к современным реалиям (телефон для ребёнка на сегодня необходимая вещь).

Методика Глена Домана

Американский учёный Доман, изучая особенности психики и обучения детей с поражением головного мозга, установил следующую закономерность – развивающие занятия эффективны исключительно в период наибольшей активности коры больших полушарий, то есть в возрасте до 7 лет.

Методика Глена Домана состоит из четырёх главных составляющих:

физическое развитие;

счёт;

чтение;

энциклопедические знания.

Наверняка многие мамы знакомы с таким термином, как «карточки Домана». Этот дидактический материал представляет собой картонные карты определённого размера, на которых имеются слова, точки, математические действия, фотографии растений, птиц, зверей, известных людей и т. д.

Количество информации поражает. Для лучшей систематизации и удобства эксплуатации карточки нужно разделить на группы. На протяжении дня родитель демонстрирует эти карты на несколько секунд, регулярно вводя «в обращение» всё новые и новые изображения.

Достоинства:

интенсификация детского развития;

активное вовлечение родителей в занятия с детьми;

расширение детских возможностей за счёт предоставления ребёнку большого информативного потока;

развитие детского внимания.

Недостатки:

потребуется просто огромное количество дидактического материала;

мало внимания уделяется мелкой моторике, сенсорному развитию и предметной деятельности;

карточки Домана не развивают у ребёнка логического мышления, способности к анализу и систематизации фактов;

методика не уделяет должного внимания творчеству, игровой деятельности;

возможна перегрузка детской нервной система из-за слишком большого объёма информации, в результате чего у ребёнка возникают тик, энурез и прочие проблемы.

Американский доктор был убеждён, что нервная система ребенка до года настолько уникальна и совершенна, что даже в таком возрасте малыш способен заучивать и проводить систематизацию различные факты и информацию.

Методика Зайцева

Петербургский педагог Николай Зайцев несколько десятилетий назад разработал уникальную развивающую систему, которая включает комплект пособий по обучению ребёнка грамоте, математическим навыкам и английскому языку.

Зайцевская программа основывается на ведущей деятельности ребёнка раннего и дошкольного возраста – игре. А это позволяет развивать и физическую, и эмоциональную сторону детской личности.

Раскованная обстановка – важное условие зайцевской системы обучения. Во время занятия детям разрешается шуметь, смеяться, хлопать в ладони и топать ножками, менять игровой материал, переходя от кубиков к табличкам или доске.

Преимущества:

широкий возрастной диапазон – от 1 годика до 7 лет;

можно заниматься как в домашних условиях, так и в детском саду;

ускоренный курс обучения чтению в игре;

выработка навыков грамотного письма.

Недостатки:

при домашнем обучении родителю придётся самому сначала научиться данной методике, поскольку она отличается от традиционных методов обучения;

специалисты указывают, что ребёнок, обучившийся читать по зайцевской методике, «глотает» окончания, путается при делении слова на слоги, поскольку прежде он делил его на склады;

первый класс – важная веха в жизни каждого ребёнка, именно в этот момент у детей, учившихся по данной методике, начинаются трудности, поскольку наблюдается несоответствие в цветовом обозначении гласных и согласных звуков.

Однако, подобная раскрепощённость не означает, что занятия являются развлечением. Именно в процессе такой игры дети не только получают знания, но и осуществляют самостоятельный выбор предпочитаемой деятельности.

Система Сесиль Лупан

Разработать собственную методику бельгийскую актрису Сесиль Лупан заставила неудовлетворённость системой Глена Домана, которая и была взята за основу.

Данную обучающую программу сложно назвать научной, разработанный метод скорее является комплексом занятий, которые учитывают детскую индивидуальность, интересы и склонности каждого ребёнка.

Автор методики в своих книгах советует общаться с грудничком буквально с первых секунд его жизни, и не нужно переживать, что он чего-то не поймёт. Лупан убеждена, что чем раньше ребёнок узнает что-то, тем скорее поймёт определённые закономерности и связи.

Главная идея, предлагаемая Сесиль Лупан, состоит в следующем: ребёнку не нужно внимание-опека, ему необходимо внимание-интерес, который способен предоставить только любящий родитель.

Преимущества:

возможность заниматься с 3-месячного возраста и до 7 лет;

много внимания уделяется раннему физического развитию;

методика подойдёт для домашних занятий;

упражнения затрагивают интеллектуальную и эмоциональную сферу, сенсорику;

очень тесное общение матери и ребёнка;

стимуляция познавательного интереса малыша.

Недостатки:

требует от родителя полной самоотдачи;

множество дидактических материалов, которые нужно будет изготовить маме;

своеобразное обучение грудничковому плаванию.

Книга «Поверь в свое дитя» состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть содержит историю её знакомства с методиками развития и опыт Сесиль в грудничковом плавании, обучении чтению, письму. Вторая часть книги содержит сборник практических упражнений для занятий.

Методика Никитиных

Никитины рекомендовали не ограничивать экспериментаторскую натуру ребёнка приспособлениями, поэтому негативно относились к любым коляскам (в том числе и прогулочным) и манежам, называя их тюрьмами.

Следовали принципу детской самостоятельности супруги и в выборе занятий ребёнком. Они отказались от специальных тренировок, занятий. Малыши могли заниматься тем, что им ближе, без ограничений. Родители только помогали разбираться со сложностями.

Система Никитиных включает закаливание и приёмы физического воспитания. Для этого в доме необходимо создать специальную среду, включающую спортивные снаряды и тренажёры. Эти приспособления не должны выделять, они настолько же естественны, как, например, мебель.

Преимущества:

используется с самого рождения до школьного возраста;

детская самостоятельность;

хорошо развивается интеллект ребёнка;

совершенствование логического мышления и воображения;

игра как обучающий приём;

особое внимание уделяется физическому развитию;

изобретение специальных дидактических игрушек – например, кубиков Никитиных, уникуба.

Недостатки:

неусидчивость малыша из-за того, что он сам выбирает себе занятия;

такой образ жизни больше подходит для сельской местности;

закаливание считают достаточно экстремальным типом воспитания;

из-за опережающего развития детям может быть неинтересно заниматься в школе.

Основным принципом системы является вариант сенситивных периодов по Монтессори – угасание возможности ребёнка эффективно развиваться по мере взросления. Проще говоря, если не развивать вовремя определённые способности, то они не достигнут оптимального уровня.

Методика Тюленева «МИРР»

Данная программа, под названием «метод интеллектуального развития ребёнка» была разработана П. В. Тюленевым – педагогом и социологом.

Занимаясь по МИРРу, можно научить малыша грамоте, математике, развить музыкальные, спортивные способности.

Выбор занятий зависит от возраста ребёнка:

в первые два месяца малышу показывают изображённые на бумажном листе треугольники, квадратики и прочие геометрические фигурки;

от 2 до 4 месяцев детям демонстрируют рисунки зверей, растений, букв, цифр;

в 4-месячном возрасте играют в «Игрушкобол», когда грудничок сбрасывает с кроватки кубики и прочие игровые аксессуары;

с 5 месяцев возле малыша кладут музыкальные инструменты. Кроха, прикасаясь к ним, пробует извлекать звуки и развивать музыкальные задатки;

с полугодовалого возраста осваивают буквы, разглядывая особую магнитную азбуку. В 8 месяцев ребёнка просят принести букву, в 10 месяцев – показать букву, а потом – назвать букву или целое слово;

с полуторагодовалого возраста с малышом играют в шахматы;

с 2 лет малыш не просто складывает из буковок слова, но пробует их печатать на компьютерной клавиатуре;

с трёх лет дети пробуют вести дневник на ноутбуке или компьютере.

Преимущества:

разностороннее развитие малыша;

упражнения не потребуют от взрослых много времени;

упражнения подойдут каждому ребёнку;

хорошая подготовка к школьному обучению;

раскрытие всех задатков малыша.

Недостатки:

непросто найти пособия;

сложно говорить об эффективности упражнений;

слишком строгие ограничения от автора;

не всегда учитываются возрастные особенности малыша;

ограничение познавательной свободы ребёнка;

превалирование интеллектуальной составляющей над всеми остальными. Автор системы убеждён, что ребёнка нужно развивать с первых дней жизни. Самое важное в этот момент – предоставить ему разнообразных тактильных раздражителей, чтобы кора больших полушарий смогла активно формироваться.

Составитель: Апаназова Марина Николаевна

Публикации по теме:

Общие правила для родителей в развитии речи детей 1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится. 2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте.

Консультация для родителей «Использование ниткографии в творческом развитии детей» Использование ниткографии в творческом развитии детей. Ниткография- искусство переплетения. Оно привлекает внимание многих педагогов, так.

Консультации для родителей «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей» Сочетание музыкальной и театральной деятельности позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей,.

Консультация для родителей на тему «Мнемотехника в развитии связной речи детей» Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Заветы для родителей в развитии их детей
Опубликовано: 12 декабря 2018 в 04:18
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД Тема: «Мебель для матрёшек». Образовательные области: познание, средняя...
Средняя группа Тема: «Мебель для матрёшек». Образовательные области: познание, художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально- коммуникативное....
Самоанализ совместной деятельности с детьми (аппликация) «снеговик» во второй младшей...
Самоанализ совместной деятельности с детьми ( аппликация) «Снеговик» во II младшей группе Воспитатель: Старченко А. Г. Самоанализ совместной деятельности с...
Памятка для родителей о необходимости использования светоотражающих элементов
В целях снижения количества ДТП с участием детей-пешеходов им необходимо использовать светоотражающие элементы. Фликер ( световозвращатель) на одежде - на...
Сценарий «Новогодний утренник» для детей 2–3 лет
Действующие лица: ведущий – взрослый, снегурочка – взрослый, дед мороз – взрослый, заяц – взрослый. Дети: снежинки, зайчики. В зал входят дети, ведущий,...
Конспект НОД (ручной труд) «Блестящая тема» в подготовительной к школе группе.
Конспект НОД ( ручной труд) «Блестящая тема» в подготовительной к школе группе. Цель. Создать условия шестилетним детям совершенствования для работы...