Ремнева Елизавета Александровна
Методика развития мелкой и крупной моторики у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой и крупной моторики требует четкой последовательности и разнообразия форм обучения.
1. Прежде всего стоит начинать с массажа ладошек и пальчиков, который в свою очередь сопровождается проговариванием чистоговорок, детских стишков и потешек.
2. Пальчиковая гимнастика: игры и занятия с пальчиками и ладошками всегда привлекают внимание у дошкольников и легко научат выполнять различные движения (распрямлять пальчики, хлопать и раскрывать ладошки, показывать различные фигуры, при этом обязательно важно речевое сопровождение:
Публикация «Методика развития мелкой и крупной моторики у детей» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - "Ура!"
В детский сад идти пора!»
3. Игры усложняются добавлением в них предметов. Упражнения с предметами (шарики, валики, пружинки) и стихотворениями, помогут запомнить познавательный материал:
"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".
4. Самомассаж бельевой прищепкой: можно "покусать" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
5. Игры с прищепкой. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".
6. Упражнения с карандашом и фломастером, учимся вращать их между ладонями, между пальчиками, одной рукой, другой; перекладывать из кулака в кулачок с называнием руки, перекатывать за спиной. Учимся зажимать фломастер между ладонями и каждыми пальчиками.
7. Игры со счетными палочками – выкладывание фигур, букв, цифр по образцу и самостоятельно на поверхности стола, на ковре.
8. Игры с мелкими сыпучими предметами : различными крупами, песком, пуговицами, бусинками и т. п. «Найди предметы», спрячь, постой дом и площадки, рисование на разносе, выкладывание рисунка. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы, пластмассовые дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут он перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, ощупывая пальцами его отдельные элементы. Перебирание и перекладывание предметов, опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает. Использование бус, мисок-вкладышей, баночки с крышками, собирание пазлов и мозайк.
9. Игры с жидкостью: определение температуры воды (через кружку, опусканием пальцев внутрь).
10. Различные виды шнуровки с одновременным проговариванием потешек на автоматизацию и дифференциацию поставленных ранее звуков.
11. Такие упражнения, как обводка, штриховка, раскрашивание, дорисовка, работа в клетке формирует графические навыки у детей. Дети учатся управлять кистью своей руки, ощущать границы, контролировать размах и движение руки.
12. Пальчиковый театр – способствует развитию мелкой пальцевой моторики и формированию связной речи ребенка с ОВЗ, речевой патологией, обогащению словаря. Театр позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, развивает воображение и творческие способности.