Папки-передвижки

Здоровьесберегающее пространство в воспитательной работе

Елена Никулина
Здоровьесберегающее пространство в воспитательной работе
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровьесберегающее пространство в воспитательной работе

Введение

В «Концепции долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации до 2020 года» выделяется специальный раздел, в котором здоровьесберегающий аспект ставится как создание развивающих условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятиях физической культурой и спортом. Следовательно, здоровьесберегающий аспект в медико – социальном учреждении рассматривается как создание условий по формированию здорового образа жизни проживающих.

Публикация «Здоровьесберегающее пространство в воспитательной работе» размещена в разделах

Данные методические материалы посвящены проблеме внедрения новых технологий по здоровьесбережению инвалидов, которые рассматриваются в контексте развития механизмов частичной компенсации утраченных функций: развитие механизмов межличностного общения, формирование механизмов мотивационных устремлений, адекватного отношения к себе, своему состоянию. Такой формат обусловлен выявленными недостатками гражданина – инвалида, полной деятельности учреждения и технологиями, отражающие процесс основными составляющими: качество предоставляемых социальных услуг, частичная компенсация утраченных функций гражданина – инвалида, частичное включение в социокультурное пространство. Согласно новому Федеральному закону от 28.12.2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» освоение и усвоение моделей поведения за счет предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг ув стационарной форме социального обслуживания фиксируется в индивидуальной программе каждого гражданина.

С научной точки зрения общепринятого определения понятия «здоровый образ жизни» не выработано. В нашем учреждении здоровый образ жизни рассматривается как деятельность, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья проживающего, включающая следующие составляющие: отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); наличие полезных привычек (наполнение насыщенной, интересной и увлекательной жизнью); оптимальный двигательный режим; рациональное питание; элементы закаливания; личная гигиена; положительные эмоции; (см. приложение 4). Таким образом, создание благоприятных условий, обеспечивающие формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни у проживающих (далее ЗОЖ) являются приоритетными и профилактическими. В нашем учреждении сделано много необходимых преобразований для создания оптимальной оздоровительной системы : оборудована спортивная площадка баскетбольными щитами, разметками на бег, метание, прыжки в длину, организации подвижных игр «Бездомный заяц», «Третий лишний», «Гуси – лебеди», «Гори, гори, ясно»? и пр., нестандартное оборудование: центр двигательной активности, дорожка здоровья и пр. (см. приложение 2). Многие оздоровительные технологии работают успешно на протяжении ряда лет: развивающая среда (организация физкультурно – оздоровительных мероприятий, досуга, профилактическая работа (профилактика вредных привычек, оздоровительная работа (организация подвижных игр на свежем воздухе, физкультминутки, динамические паузы, релаксационные упражнения и пр.). К работе привлечены специалисты: медсестры, психолог, воспитатели.

Но вместе с тем, анализ результатов диагностических исследований (наблюдения) выявил проблемы в организации здоровьеориентированной деятельности субъектов воспитательного процесса в медико – социальном учреждении (см. приложение 3). К их числу относятся:

недостаточная динамика показателей состояния общей произвольной моторики (22,9%);

нарушения у проживающих в психоэмоциональной сфере (согласно теста Н. В. Пожиткиной, А. С. Кондрашовой 55,5 % проживающие испытывают психоэмоциональный дискомфорт) (см. приложение 3);

большая половина проживающих не ориентирована на ЗОЖ (вредные привычки, несоблюдение санитарно – гигиенических норм: недостаточные знания проживающих о гигиене, режиме, безопасном поведении, отрицание роли физических упражнений, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек ЗОЖ (31,3 %).

Таким образом, выделяется задача по формированию элементов культуры здоровья проживающих, ведь именно в социальном учреждении осуществляется помощь по сохранению и укреплению здоровья инвалида : частичной компенсации утраченных функций физического развития и культуры движений.

Следовательно, для улучшения положения необходима грамотная организация здоровьесберегающего реабилитационного процесса, то есть использование адекватных технологий для общего развития и воспитания (элементов ценностей здоровья и здорового образа жизни см. приложение 5, 6). ЗОЖ в этом направлении играет одну из главенствующих ролей, как здоровьесберегающий компонент в жизнедеятельности проживающего.

Цель работы : определение стратегических перспектив, механизмов, и этапов наращивания внутреннего потенциала проживающего по реализации

ЗОЖ в соответствии с приоритетами оздоровительной деятельности учреждения.

Задачи:

1. Способствовать созданию надежной системы здоровьесбережения как гарант затраченных ресурсов в виде частичной компенсации здоровья физического и психического (выстраивание алгоритмов деятельности, которые позволят своевременно разрабатывать систему мер, способных влиять на состояние здоровья проживающего).

2. Разработать и апробировать систему воспитательных воздействий по формированию частичной компетентности здоровьесбережения проживающих : выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей проживающих, направленные на эмоциональное благополучие каждого проживающего, развитие его положительного самоощущения на основе личностно – ориентированного взаимодействия с ним.

3. Повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в реабилитационном процессе путем организации здоровьесберегающей деятельности, соответствующей возрастным и индивидуальным возможностям проживающего, используя адекватные технологии коррекции и воспитания, способствующие усвоению проживающими ценностей здоровья и здорового образа жизни : выбор оптимальных условий для частичного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья, формирования привычки здорового образа жизни.

Результаты показателей здоровья проживающих свидетельствуют о том, что страдающих эмоциональным неблагополучием и нуждающихся в реабилитации 100 % проживающих (результаты заключений психологической экспертизы) :

импульсивность, двигательная расторможенность, отвлекаемость и невнимательность – 18,5 %

страдают тревожностью, испытывают различные страхи – 19,4 %

проживающие с явной демонстрацией поведения 10,6 %

беспричинная злость и враждебность 17,1 %

проживающие, эмоционально отчужденные 34,4 %

Практическая значимость: в условиях интернатного профиля существует противоречие: с одной стороны работа социального учреждения как медико – социального, предполагает лечебно – действенный метод, с другой стороны, для решения основной задачи по сохранению и укреплению здоровья проживающего необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим для осуществления оздоровительных мероприятий. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой интеграция оздоровительной деятельности в познавательную, творческую, трудовую, двигательную, в конечном итоге, будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья проживающего, формированию привычки здорового образа жизни. Это и стало проблемой исследования – создание эффективной системы работы по ЗОЖ.

Заключение

Проблема эффективности и качества предоставляемых услуг, оказывающих специальным учреждением, явилось предметом нашего отдельного исследования. Представленные формы, графики, критерии и показатели эффективности прошли апробацию и доказали свою обоснованность (см. приложение 1). При описании современных технологий здоровьесбережения мы опирались на практический опыт (годовые отчеты) (см. приложение 1) своего учреждения.

Предложенная система по здоровьесбережению позволяет отслеживать результаты деятельности воспитателя, вносить необходимые коррективы, проследить эффективность здоровьеориентированной деятельности.

Реализация модели здоровьесберегающего пространства на уровне психоневрологического интерната представила разработанный алгоритм методики по организации досуговой деятельности, ориентированной на укрепление и сохранение здоровья проживающих, стимулирования активности всех субъектов реабилитационного процесса в вопросах здоровьесбережения, определила здоровьесберегающие технологии, их время в режиме дня. Сюда вошли технологии сохранения и стимулирования здоровья (утренняя гимнастика в сочетании с закаливающими процедурами (воздушные, солнечные ванны, босохождение по тренажерам и дорожкам для закаливания (косички, змейки, релаксация, технологии обучения здоровому образу жизни (самомассаж, игровые тренинги, коррекционные технологии (психолого – педагогическое сопровождение).

Освоив алгоритм технологии проведения занятия, педагог учится успешно планировать различные направления здоровьеориентированной деятельности, представлять ее конечный результат.

Положительным фактором явилось тесное сотрудничество с социальными институтами (проживающие принимают участие в районных мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни. Спартакиада, посвященная малым параолимпийским играм (2013, 2014гг.) – проживающие соревнуются по командам, вопросы здоровьесбережения прорабатываются в плане досуговых мероприятий. Активизация здоровьеориентированной деятельности способствовала решению главной цели – определение стратегических перспектив, механизмов, и этапов наращивания внутреннего потенциала проживающего по реализации ЗОЖ в соответствии с приоритетами оздоровительной деятельности учреждения.

Таким образом, целостная система оздоровления, психолого – педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует формированию мотивации к потребности проживающих в здоровом образе жизни, сохранении здоровья, формировании представлений о способах безопасного поведения (технологии ОБЖ, уголок ПДД, ознакомлении с функциями тела человека.

В результате у проживающих с помощью системно – комплексного применения игр с элементами спорта и заданий появилась способность самостоятельно применять закрепленные знания и умения. Объективная оценка собственных возможностей, стремление добиться результата подтверждают развитие у проживающих основных новообразований (самооценки, произвольности поведения, мотивации, а также способности относится к движениям как способу жизнедеятельности, здоровому образу жизни.

В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности прослеживается в активизации оздоровительной деятельности в социальном учреждении. Это, в конечном итоге, положительно повлияло на развитие двигательной активности проживающего, благоприятном эмоциональном воздействии, что и послужило частичной компенсации утраченных функций проживающих.

Мы надеемся, что данные методические материалы будут полезны широкому кругу специалистов учреждений социальной защиты.

Список литературы

1. Варламова, С. Н., Седова, Н. Н. Здоровый образ жизни – шаг вперед, два назад [Текст] : соц. исследования //С. Н. Варламова, Н. Н. Седова. – М. – 2010. - № 4. – с. 23.

2. Еремина, О. Л. Социально – педагогическое обеспечение физкультурно – оздоровительной деятельности учащихся в школе полного дня [Текст] : научная работа / О. Л. Еремина. – Кострома: КГУ, 2006. – с. 13.

3. Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] : практ. пособие / Н. И. Козлов. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. – с. 144.

4. Костина, Л. М. Интегративная игровая психологическая коррекция [Текст] : метод. пособие / Л. М. Костина. – СПб: Речь, 2006. – с. 136.

5. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] : программа / Е. К. Лютова. – СПб: Речь, 2007. – с. 190.

6. Мелешкова, Н. А., Дубчак, В. А., Лежнина, И. В. Здоровый образ жизни [Текст] : метод. пособие / Н. А. Мелешова, В. А. Дубчак, И. В. Лежнина. – Кемерово: КузГТУ, 2004. – 10 – 20 с.

7. Нагаев, В. В., Жолковская Л. А. Алгоритм здоровья [Текст] : метод. пособие / Под ред. В. В. Нагаева, Л. А. Жолковской. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – с. 74.

8. Сырцова, Л. Е. Укрепление здоровья и профилактика заболеваний [Текст] : метод. пособие / Л. Е. Сырцова. – М. : ГЭОТАР-МЕД», 2010. – с. 48.

9. Циткилов, П. Я. Технология социальной работы [Текст] : метод. пособие / П. Я. Циткилов. – М. : Издательский дом «Дашков и К», 2011. – 448 С.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад «Социокультурное пространство ДОУ» Москвичева О. В. Социокультурное пространство ДОУ В настоящее время в связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного.

Сценарий спортивного мероприятия «Комическое пространство»Сценарий спортивного мероприятия «Комическое пространство» Сценарий спортивного мероприятия «Комическое пространство» Оборудование: Эмблемы, кубики, конусы, детское питание – 2 шт, лента с палками.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в космическое пространство» Конспект НОД в старшей группе на тему: «Путешествие в космическое пространство» Задачи: 1. Продолжать формировать представления детей о космосе,.

Консультация для воспитателей «Использование инсценировок в воспитательной работе с детьми старшего дошкольного возраста» Склонность к игре, к инсценированию того или иного действия проявляется у детей в раннем возрасте. Играя с машинкой, ребенок фыркает, подражая.

Консультация «Игра как особое пространство развития ребенка» Игра-одна из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям.

Отчёт о воспитательной работе во второй младшей группе Общая характеристика группы Во второй младшей группе всего 26 детей, из них 11 мальчиков и 15 девочек. Возраст детей от 3 до 4 лет. Дети.

Отчет об образовательно-воспитательной работе за первое полугодие (третий класс) Отчет за 1 полугодие 3 б класс Кобзарь Екатерина Викторовна. Воспитательная работа в коллективе сложна и многообразна: это воспитание в.

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство ДОУ Цель: Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями (кооперация с семьей, открытость в отношении семьи).

Выступление на педагогическом совете по теме «Технологии, результативно применяемые в воспитательной работе» Технологии, результативно применяемые в воспитательной работе. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Технологии,.

Здоровьесберегающее открытое занятие для старших возрастных групп «Однажды на уроке музыки» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающее пространство в воспитательной работе
Опубликовано: 10 августа 2016 в 06:24
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающее пространство в воспитательной работе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Никулина (УИ 753522) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД