Лучший педагог года

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ

Айгуль Вагапова
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ

В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики стало здоровьесбережение детей.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ» размещена в разделах

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается и количество детей с различными нарушениями речи (а именно дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием). В соответствии с этим возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми. И именно поэтому актуальным становится внедрение в логопедическую практику здоровьесберегающих технологий. Исходя из этого, мною были определены цель и задачи использования здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе. Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии : арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Свою работу я начала с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся этой проблемой (В. Ф. Базарный, Г. А. Волкова, М. Ю. Картушина, Н. В. Микляева, М. А. Касицина, А. Л. Сиротюк, М. А. Чистякова и др.).

В своей логопедической работе я использовала следующие элементы здоровьесберегающих технологий.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость;

- улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. Также в решении данных задач активно использую логопедический массаж.

Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Одним из условий формирования речи является правильное дыхание. Поэтому, регулярно использую дыхательную гимнастику, которая укрепляет дыхательную мускулатуру, развивает диафрагмальное речевое дыхание, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, выносливость при физических нагрузках. В комплексе дыхательных упражнений использую элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой и различные игры на развитие речевого дыхания.

Обязательно в работе использую пальчиковую гимнастику, различные игры и приспособления, массаж, самомассаж кистей рук – Су Джок терапию. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук осуществляется при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, катушки и др.). Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором: стимулирующим речевое развитие ребенка. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. В своей работе применяю такие упражнения как "Заяц - Колечко", "Кулак-ребро-ладонь ", "Ухо-нос" и т. д.

Чтобы успокоить и снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение, провожу по ходу занятия упражнения на релаксацию в сопровождении спокойной музыки, звуков природы, стихов.

Элементы психофизической гимнастики М. А. Чистяковой использую с целью сохранения психического здоровья, профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. У детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта, формируется способность выражать свои чувства, эмоциональные состояния.

Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно времени зрительной гимнастике. Зрительную гимнастику использую для снятия зрительного утомления, профилактики близорукости и улучшения зрения.

Также большое внимание уделила и песочной терапии. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее.

Новым направлением в моей работе стала аурикулотерапия - лечебное воздействие на точки ушной раковины. Для данного вида массажа также была составлена картотека с видами упражнений.

Широкое применение коррекционно-развивающих занятий с элементами изотерапии и куклотерапии способствуют психическому и личностному росту детей, помогают в раскрытии интеллектуального потенциала, творческого, нравственного, развития навыков межличностного взаимодействия.

Также стараюсь уделять внимание логопедической и фонетической ритмике.

Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят педагоги, психолог, родители. Педагоги и родители готовы активно участвовать в коррекционно-образовательном процессе своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых логопедических знаний и умений. В этом направлении широко использую информационно-обучающие приемы, которые способствуют повышению логопедической грамотности как педагогов, так и родителей.

Для педагогов систематически провожу консультации, беседы, мастер-классы, семинары-практикумы, открытые занятия. Осуществляя преемственность в работе, воспитатели логопедических групп по рекомендации логопеда используют в своей работе элементы здоровьесберегающих технологий.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы я хотела бы сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.

Систематически провожу консультации, тренинги, занятия. Много полезной информации размещаю в уголке для родителей «Говорим правильно». Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками привело к достижению положительных результатов:

• снизился уровень заболеваемости;

• значительно повысился уровень сформированности речевой

деятельности;

• сформировались двигательные умения и навыки, правильная осанка;

• повысился уровень развития психических процессов;

• улучшилась общая и мелкая моторика;

• увеличился уровень социальной адаптации.

За последние 3 года эффективность коррекционно-логопедической работы

по всем показателям в среднем повысилась на 15%. С хорошей речью выпущено

91,3% детей. Большая часть детей успешно обучается в школе.

Таким образом, применение элементов здоровьесберегающих технологий

способствовали личностному, интеллектуальному и речевому развитию детей.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в работе с воспитанниками дошкольного возраста «Здоровьесберегающие технологии в работе с воспитанниками дошкольного возраста» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ. Су-Джок терапия На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал,.

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-логопедической деятельности» От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению.

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе» В своей коррекционной работе применяю разнообразные методы и приемы здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим некоторые из них. 1. В организационные.

Семинар «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» ПРОГРАММА СЕМИНАРА: 1. Приветствие: Игра «Приветствие», игра «Передай сигнал». 2. Актуальность темы 3. Здоровьесберегающие технологии 4.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с дошкольниками Дыхательная гимнастика Особенности дыхания детей Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути,.

Здоровьесберегающие технологии в работе бассейна ДОУ Внедрение в ДОУ здоровье сберегающих технологий позволяет использовать плавание для закаливания, сохранения и укрепления здоровья детей.

Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ
Опубликовано: 19 февраля 2018 в 09:47
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД