Айгуль Вагапова
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ
В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Поэтому одним из приоритетных направлений государственной политики стало здоровьесбережение детей.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается и количество детей с различными нарушениями речи (а именно дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием). В соответствии с этим возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми. И именно поэтому актуальным становится внедрение в логопедическую практику здоровьесберегающих технологий. Исходя из этого, мною были определены цель и задачи использования здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе. Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья : стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни : физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).
3. Коррекционные технологии : арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.
Свою работу я начала с изучения методических рекомендаций и обширного практического материала многих авторов, занимающихся этой проблемой (В. Ф. Базарный, Г. А. Волкова, М. Ю. Картушина, Н. В. Микляева, М. А. Касицина, А. Л. Сиротюк, М. А. Чистякова и др.).
В своей логопедической работе я использовала следующие элементы здоровьесберегающих технологий.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость;
- улучшить подвижность артикуляционных органов; - укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. Также в решении данных задач активно использую логопедический массаж.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Одним из условий формирования речи является правильное дыхание. Поэтому, регулярно использую дыхательную гимнастику, которая укрепляет дыхательную мускулатуру, развивает диафрагмальное речевое дыхание, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, выносливость при физических нагрузках. В комплексе дыхательных упражнений использую элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой и различные игры на развитие речевого дыхания.
Обязательно в работе использую пальчиковую гимнастику, различные игры и приспособления, массаж, самомассаж кистей рук – Су Джок терапию. Стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук осуществляется при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, катушки и др.). Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором: стимулирующим речевое развитие ребенка. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. В своей работе применяю такие упражнения как "Заяц - Колечко", "Кулак-ребро-ладонь ", "Ухо-нос" и т. д.
Чтобы успокоить и снять чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение, провожу по ходу занятия упражнения на релаксацию в сопровождении спокойной музыки, звуков природы, стихов.
Элементы психофизической гимнастики М. А. Чистяковой использую с целью сохранения психического здоровья, профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. У детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта, формируется способность выражать свои чувства, эмоциональные состояния.
Если мы хотим, чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно времени зрительной гимнастике. Зрительную гимнастику использую для снятия зрительного утомления, профилактики близорукости и улучшения зрения.
Также большое внимание уделила и песочной терапии. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее.
Новым направлением в моей работе стала аурикулотерапия - лечебное воздействие на точки ушной раковины. Для данного вида массажа также была составлена картотека с видами упражнений.
Широкое применение коррекционно-развивающих занятий с элементами изотерапии и куклотерапии способствуют психическому и личностному росту детей, помогают в раскрытии интеллектуального потенциала, творческого, нравственного, развития навыков межличностного взаимодействия.
Также стараюсь уделять внимание логопедической и фонетической ритмике.
Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов по преодолению речевого нарушения достигается только при наличии единого коррекционно-образовательного пространства с сетью интегративных связей, куда входят педагоги, психолог, родители. Педагоги и родители готовы активно участвовать в коррекционно-образовательном процессе своих детей, но этому мешает отсутствие у них необходимых логопедических знаний и умений. В этом направлении широко использую информационно-обучающие приемы, которые способствуют повышению логопедической грамотности как педагогов, так и родителей.
Для педагогов систематически провожу консультации, беседы, мастер-классы, семинары-практикумы, открытые занятия. Осуществляя преемственность в работе, воспитатели логопедических групп по рекомендации логопеда используют в своей работе элементы здоровьесберегающих технологий.
При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы я хотела бы сделать акцент на обучении родителей практическим приёмам, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе.
Систематически провожу консультации, тренинги, занятия. Много полезной информации размещаю в уголке для родителей «Говорим правильно». Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками привело к достижению положительных результатов:
• снизился уровень заболеваемости;
• значительно повысился уровень сформированности речевой
деятельности;
• сформировались двигательные умения и навыки, правильная осанка;
• повысился уровень развития психических процессов;
• улучшилась общая и мелкая моторика;
• увеличился уровень социальной адаптации.
За последние 3 года эффективность коррекционно-логопедической работы
по всем показателям в среднем повысилась на 15%. С хорошей речью выпущено
91,3% детей. Большая часть детей успешно обучается в школе.
Таким образом, применение элементов здоровьесберегающих технологий
способствовали личностному, интеллектуальному и речевому развитию детей.