Шманева Ирина
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной, так как в последние годы в силу разнообразных причин наблюдается ухудшение здоровья дошкольников и значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Данная проблема может быть частично решена с помощью элементов здоровьесберегающих технологий, то есть тех технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей. Речевое развитие дошкольников является приоритетным направлением деятельности логопедических групп. В эти группы зачисляются дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Опыт многолетней практики показывает, что дети с общим недоразвитием речи соматически ослаблены, у них всегда имеются существенные отклонения в моторном развитии, что проявляется в нарушении общей, мелкой, артикуляционной моторики. У этих дошкольников недостаточно сформированы основные двигательные навыки и умения, наблюдается общая моторная неловкость, снижены двигательные память и внимание, нарушена координация движений, их темп, ритм, переключаемость. Дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику. У большинства наших детей обычно наблюдается нарушение эмоционально-волевой сферы, у них слабая память, не сформировано произвольное внимание. Поэтому основная цель использования здоровьесберегающих технологий в логопедической группе – повышение эффективности работы по коррекции всех сторон речевого развития и сохранение здоровья дошкольников.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Все здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР, делятся на три категории:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии.
Вся коррекционно-развивающая работа строится с учетом индивидуальных особенностей и речевого дефекта дошкольников. Исходя из этого, нами были поставлены следующие задачи:
- формирование у дошкольника физиологического и речевого дыхания;
- совершенствование общей моторки;
- снятие мышечного напряжения;
- развитие мелкой моторики рук;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
Выполнение поставленных задач осуществлялось при наличии следующих условий:
- организация здоровьесберегающего пространства;
- построение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- достаточный и рационально организованный двигательный режим;
- благоприятный эмоционально-психический климат.
В ходе непосредственно-образовательной деятельности мы старались:
• Организовать среду, обеспечивающую снятие всех стрессообразующих факторов: создать положительный эмоциональный настрой, ситуацию успешности; использовать индивидуальный подход к каждому ребенку.
• Обеспечить мотивацию детей, поддерживая уровень работоспособности.
• Обеспечить частую смену видов деятельности.
• Обеспечить активную творческую деятельность детей.
• Контролировать чередование позы детей на занятии в зависимости от вида деятельности.
• Проводить во время образовательной деятельности оздоровительные паузы с использованием упражнений по профилактике нарушений осанки, зрения, с элементами дыхательной гимнастики.
• Удовлетворить двигательную активность детей во время образовательной деятельности.
Нами были выделены основные направления, которые реализовывались в режимные моменты, в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей:
- дыхательные упражнения и упражнения для глаз;
- артикуляционные упражнения или биоэнергопластика;
- речевые подвижные игры с импровизацией движений;
- физкультминутки и динамические паузы;
- самомассаж;
- пальчиковые игры с речевым сопровождением;
- кинезиологические упражнения;
- элементы психогимнастики;
- логоритмические упражнения;
- Су-Джок-терапия;
- утренняя гимнастика и гимнастика после сна;
- релаксация.
Осуществление здоровьесберегающего коррекционно-развивающего процесса приводит к необходимости параллельного использования упражнений на развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия, темпа, ритма и интонационной выразительности речи. Для тренировки дыхательных мышц и регулировки работы дыхательного центра мы используем стандартное и нетрадиционное оборудование, пособия, изготовленные руками воспитателя и учителя- логопеда. Это разноцветные султанчики, подвесные конструкции, пособия из бумаги, ткани, бросового материала. Данные виды пособий входят в предметно-развивающую среду групповых комнат. Так, с целью формирования правильного речевого дыхания, обучаем детей длительному плавному и целенаправленному выдоху, используя игровые упражнения и дидактические игры "Веселые вертушки", "Кто спрятался за забором", "Листопад", "Рыбки в аквариуме", "Бабочка, лети!".
Большое значение в предупреждении утомления у детей во время проведения непосредственно образовательной деятельности принадлежит физкультминуткам. Время проведения физкультминуток варьируем, но в любом случае их проводим при первых признаках утомления детей.
Речевые подвижные игры с импровизацией движений используем как самостоятельную игру, так и вместо физкультминутки, динамической паузы. Такие игры:
- активизируют моторные функции, влияя положительно на речь;
- повышают двигательную активность на занятии;
- развивают переключаемость движений;
- тренируют мимическую мускулатуру;
- несут эмоционально положительный заряд;
- в процессе игры проходит отработка определенных грамматических, словообразовательных, произносительных и т. д. навыков в зависимости от занятия воспитателя и учителя -логопеда.
Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики воспитанников. Работу в этом направлении осуществляем на физкультминутках и на разных этапах образовательной деятельности. Пальчиковую гимнастику проводим в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой.
Помимо пальчиковых игр, широко используем в работе пальчиковый театр, изготовленный своими руками «Полезные овощи», «Герои сказок», «Дикие и домашние животные» и др.
В рамках направления «Развитие мелкой моторики» предлагаем
детям работу с различными крупами и другим мелким природным материалом. Совместно с ними изготавливаем оригинальные поделки, которые находят свое применение в украшении интерьера группы. Дети со своими работами принимали участие в конкурсе Северного района г. Орла «Зажги свою звезду» и были награждены дипломами.
В соответствии со спецификой работы нами подобрана большая картотека физминуток, подвижных, пальчиковых игр, которые тесно связаны с лексико-тематическим планированием работы в логопедической группе и могут быть использованы на всех видах НОД.
Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением конкретного речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирование умения изменять силу и высоту голоса, правильное воспроизведение звуков и их сочетаний, воспроизведение речевого материала в заданном темпе. Это направление работы осуществляется во взаимосвязи с музыкальным руководителем.
Психогимнастика – это игры и упражнения, направленные на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дают возможность самовыражения.
Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.
Су-Джок терапия - стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики)
Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводим под спокойную расслабляющую музыку.
Самомассаж – это динамические упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем. Самомассаж активизирует кровообращение всех систем организма. Нами применяются следующие виды укрепляющего самомассажа: элементы самомассажа язычной мускулатуры, самомассаж лица, шеи, ушных раковин, самомассаж кистей, пальцев рук, стоп.
Нельзя не отметить, что в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи важную роль играет взаимодействие всех участников воспитательного образовательного процесса. Каждый из них является одним из звеньев системы взаимодействия специалистов, обеспечивающих детям, оптимальные условия для достижения положительных результатов в коррекционно-развивающей работе.
Правильная организация коррекционно-воспитательной работы с применением элементов здоровьесберегающих технологий, а именно: дозировка нагрузки с учетом работоспособности детей, соблюдение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой, а также создание здоровьесберегающей среды повышает эффективность коррекции различного рода речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В результате проводимой работы у детей исчезает чувство неполноценности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Таким образом, использование здоровьесберегающих мероприятий в работе с детьми, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию каждого ребенка.
Шманева И. В.
воспитатель
логопедической группы
МБДОУ № 9. г. Орел.
Список использованной литературы:
1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду - М: ТЦ Сфера, 2003 г.
2. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет - М: ТЦ 3. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие - Спб: КАРО, 2001 г.
4. Зубович Е. В., Мещерякова Н. П., Леонтьева С. В. Коррекция стертой формы дизартрии - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
Сфера, 2005 г.
5. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста - Сост. Н. В. Нищева – Спб: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.
6. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим - М : ТЦ Сфера, 2004 г.
7. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду - М: ТЦ Сфера, 2003 г.
8. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком - Спб: КАРО, 2006 г