Папки-передвижки

Здоровьесбережение педагога

Татьяна Пинюгина
Здоровьесбережение педагога

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Современному ребенку необходимо обеспечить комфортное и позитивное пребывание в детском саду, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей ДОО в вопросах здоровьесбережения, а потому педагогу необходимо самому быть здоровым, сохраняя высокую работоспособность и творческое долголетие.

Публикация «Здоровьесбережение педагога» размещена в разделах

Современный педагог в дошкольном учреждении ведёт очень интенсивный и психически истощающий образ жизни. Он часто не досыпает, готовясь к рабочему дню, продумывая мероприятия, содержание деятельности. Напряжённая работа педагога с детьми, хроническая усталость, стрессы, неумение активно отдыхать, постоянное нервное напряжение, неумение правильно реагировать на отрицательную информацию, радоваться жизни и бороться с огорчениями – всё это подрывает его собственное здоровье.

Исследования показывают, что педагоги как профессиональная группа отличаются крайне низкими показателями здоровья, которое снижается по мере увеличения стажа работы в образовательном учреждении. Для педагогов со стажем 15-20 лет характерны педагогические кризисы, истощение. У 30% работников показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.

Основные факторы риска труда педагога :

повышенное психоэмоциональное напряжение;

значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;

большой объем интенсивной зрительной работы;

высокая плотность эпидемических контактов.

Частыми нарушениями здоровья у педагогов являются :

патология голосообразующего аппарата;

психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, неврозы, психастении и пр.);

утомление глаз, снижение остроты зрения;

остеохондроз;

хроническая венозная недостаточность;

простудные заболевания, грипп.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения - это технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Выделяют два направления работы по здоровьесбережению педагога :

- профилактика эмоционального выгорания;

- укрепление физического здоровья.

Риску выгорания подвержены люди:

перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;

стремящиеся к непременному успеху;

не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;

уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.

Способы профилактики эмоционального выгорания

Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.

Любите себя, или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность.

Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью.

Находите время для себя.

Определяйте для себя краткосрочные и долгосрочные цели.

Возьмите «тайм-аут» (отдых от работы).

Овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь).

Профилактика нарушений голосообразования

В шумной обстановке не пытайтесь перекричать детей, а в спокойной - не переходите на шепот. В обоих случаях происходит раздражение голосовых связок.

Накануне мероприятий, во время которых нужно много говорить, не перегревайтесь в ванне или бане. Из-за этого голосовые связки могут покраснеть и отечь.

Во время продолжительной речи (чтения вслух) делайте паузы для того, чтобы выпить несколько глотков воды.

При болезнях носоглотки и горла, признаках переутомления связок и заболеваниях гортани снизьте на несколько дней речевую нагрузку.

Работа педагога связана с частыми микро-стрессами и нервно-эмоциональным напряжением. Стресс характеризуется двуликостью: с одной стороны, это защитная реакция, с другой - сильный и часто повторяемый стресс приносит страдания и вызывает болезни.

В борьбе со стрессом помогают:

переключение на другие виды деятельности;

разговор о «наболевшем» как с близким, так и с малознакомым человеком;

ведение дневника;

танцы и физические упражнения;

массаж и самомассаж.

Снять нервное напряжение также можно, раздражая ладони (с помощью шариков, орехов и пр., массируя мизинец, перекатывая в ладонях длинный стержень, авторучку или карандаш.

Для поддержания психологического равновесия в критической ситуации педагогам необходимо овладеть навыками аутотренинга и релаксации. Провести сеанс релаксации педагог может, например, во время дневного сна детей.

Снизить возбудимость к вечеру и улучшить сон позволяют такие лекарственные растения, как овес, пустырник, валериана лекарственная, хмель обыкновенный, душица. Хороший результат дает сон на подушке, набитой шишками хмеля, а также вечернее ополаскивание лица, ладоней и стоп холодным отваром мелиссы или чабреца.

Профилактика утомления органов зрения

Закрыть глаза, расслабиться, одновременно нажимая на внутренние уголки глаз подушечками большого и указательного пальцев руки.

Быстро моргать в течение 1 мин.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений указательного или среднего пальцев в течение 1 мин;

Располагая палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, посмотреть вдаль прямо перед собой, затем перевести взгляд на кончик пальца и посмотреть на него.

Смотреть двумя глазами на кончик пальца 1-2 мин. Затем прикрыть ладонью левый глаз на 1-2 мин. Убрать ладонь и вновь смотреть двумя глазами на кончик пальца 1-2 мин. То же выполнить с правым глазом.

Рисовать взглядом различные фигуры, цифры, буквы алфавита.

Профилактика остеохондроза

Всем сотрудникам следует ежедневно делать гимнастику, а также массаж и самомассаж шейно-воротниковой зоны, плечевых суставов и грудного отдела позвоночника.

Сотрудникам со склонностью к остеохондрозу нужно строго следить за своим весом - не допускать его увеличения.

Необходимо освоить правила правильного поднятия и переноса тяжестей: поднимая тяжесть с земли, надо присесть, держа спину прямо; нести груз следует впереди себя ближе к туловищу; тяжелую вещь лучше всего переносить на плече.

Профилактика венозной недостаточности

Во время длительной работы в положении стоя или сидя периодически делать разминку для ног.

После длительной нагрузки ополоснуть ноги прохладной водой и подержать их в приподнятом положении: сидя на стуле, положить ноги на рядом стоящий стул; лежа в кровати, подложить под них валик или подушку.

В конце рабочего дня сделать легкий массаж ног (совершая поглаживающие движения от стоп к бедрам) и массаж стоп (совершая движения в направлении от пальцев к пятке и в поперечном направлении).

Для снятия усталости ног можно потоптать стопами орехи. В профилактике хронической венозной недостаточности большое значение также имеют рациональное питание и борьба с избыточным весом.

Профилактика простудных заболеваний и гриппа

После работы, посещения массовых мероприятий, поездки в транспорте или контакта с человеком с признаками заболевания необходимо прополоскать горло и промыть носовые ходы раствором соды, фурацилина, слабо-розовым раствором марганцовокислого калия, раствором настойки календулы или эвкалипта.

В период эпидемии гриппа рекомендуется смазывать носовые ходы препаратами, которые препятствуют проникновению вируса в клетки организма.

Прививки против гриппа проводятся в пред-эпидемический период, как правило, осенью (в октябре - ноябре).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Профессиональные деформации педагога и их преодоление «Проффесиональные деформации педагога и их преодоление» подготовила: ЯковлеваВ. А. Как показывают исследования (М. В. Прокопцева, 2010, Г. К.

Аттестация. Портфолио педагога Аттестация. Портфолио педагога. Цареградская Анна Сергеевна. Аттестационное портфолио создано на основе профессиональной практической деятельности.

Аттестационное портфолио педагога Каждому педагогу рано или поздно предстоит пройти процедуру аттестации педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Творчество в деятельности педагогаТворчество в деятельности педагога Наверное, каждый из нас слышал поговорку, жизнь прожить - не поле перейти! И каждый, выбирая свой путь в жизни, проживает её по - своему….

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Профессиограмма педагога ДОО Профессиограмма педагога ДОО. Профессиограмма - это описание особенностей определенной профессии, раскрывающее содержание профессионального.

Самообразование педагога Самообразование – это целенаправленная работа каждого из нас по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся.

Сотрудничество семьи и педагога В современном мире, который полон новыми тенденциями и введениями, по-прежнему остается место и для детей с ограниченными возможностями.

Стихотворение о труде педагога «Призвание»Стихотворение о труде педагога «Призвание» Стихотворение педагога дополнительного образования МДОУ д/с №16 г. Орехово - Зуево Шелехиной Нины Сергеевны "Призвание" Уважаемые гости.

Эмоциональное здоровье педагогаЭмоциональное здоровье педагога Зачетная работа по программе повышения квалификации. «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА» (модуль вариативной части повышения квалификации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесбережение педагога
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 17:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД