Наталья Артюшина
Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с детьми ОВЗ на занятиях физической культурой
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье-сберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.
Цель здоровье-сберегающих образовательных технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Публикация «Здоровьесбережение в коррекционной и образовательной деятельности с детьми ОВЗ на занятиях физической культурой» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В современном обществе сохранение и укрепление здоровья является очень актуальной проблемой. К сожалению, уже в дошкольном возрасте дети имеют в своем развитии те или иные отклонения. В последнее время все чаще отмечается рост числа дошкольников с нарушениями в психическом и соматическом развитии, требующих к себе пристального внимания специалистов. Это дети с задержкой психического развития (ЗПР, речевого развития, нарушениями слуха и зрения, дети с инвалидностью. Любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу инструктора по физической культуре, педагога-психолога, воспитателей и других специалистов необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого стабильного результата.
Основная отличительная особенность здоровье-сберегающих технологий процессе физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми ОВЗ -это развитие не только двигательных навыков, но и активизация других видов восприятия ребенка — зрительное, слуховое, тактильное, пространственное.
Этому способствует созданная предметно-развивающая среда
Физкультурный зал, оборудованный стандартным оборудованием (мячи, гимнастические палки, обручи, шведская стенка, скамейки, а также предметы, изготовленные из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера. и т. д.)
и другими спортивными атрибутами (сетка для спорт. игр, ворота, флорболы, батут, сухой бассейн, и др.).
- Спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить непосредственно-образовательную деятельность, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе.
и Различные виды деятельности :
Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного занятия, проводятся на улице или в спортивном зале. Игры подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем ее проведения. Игры доставляют удовольствие, создают хорошее настроение, содействуют укреплению дружбы, взаимопомощи. Эстафеты особенно способствуют созданию командной борьбы, переживаний и эмоций. Как отрицательных, так и положительных.
Пальчиковая гимнастика Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный момент, в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью, обычно в стихотворной или игровой форме.
Гимнастика для глаз Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога. Детям нравиться поморгать, зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль, интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него, рисовать глазами фигуры в воздухе. Также, например, в различных участках зала фиксируются или подвешиваются привлекающие внимание объекты – яркие зрительные метки. Ими могут быть небольшие предметы, игрушки или яркие картинки. Располагать их рекомендуется в разноудаленных участках зала. Упражнение необходимо выполнять в положении «стоя».
Психогимнастика Особенностью использования элементов психогимнастики, является создание образа (кошечки, гномики и т. д., находясь в котором ребенок через движение показывает его характер, настроение). Это способствует тому, что дети имеют возможность управлять своими эмоциями и действиями.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Используются весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, массажные мячи. Дети учатся массировать ладони, предплечья, кисти рук. Для этого используются такие движения, как поглаживания, вдавливание, растирание, похлопывание, пощипывание, разгибание-сгибание пальцев.
Релаксация. Большую роль на физкультурном занятии играют релаксационные упражнения, они позволяют успокоить, снять мышечное и эмоциональное напряжение. Расслабление необходимо и при чрезмерной активности ребят, и при их явной вялости, которую можно даже назвать апатией. Ряд упражнений на релаксацию способен снять напряжение, улучшить самочувствие, повысить внимание и помочь лучше концентрироваться
Музыкальное сопровождение. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).
Это нужно помнить!
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная работа не будет эффективной без взаимодействия с педагогами, дефектологом, психологом, медицинской сестры и конечно же родителей, которое осуществляется с помощью, консультаций, бесед, педагогических советов, совместных разработок.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий можно считать основой образовательного процесса в детском саду, эффективность которых определяется грамотной «встроенностью» в общую систему, направленную на благо здоровья детей.