Татьяна Иванова
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Животные крайнего Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по Ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Животные Крайнего Севера»
Воспитатель ТМК ДОУ «Хатангский д/с комбинированного вида «Солнышко»
(подготовительная группа)
Иванова Татьяна Юрьевна
Цель: расширение представления детей об образе жизни животных в условиях севера.
Задачи:
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром „Животные крайнего Севера“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
1. продолжать знакомить детей с животными Севера;
2. Развивать познавательную активность, способность анализировать и делать выводы;
3. продолжать формировать слухо-моторную координацию, слуховое внимание.
4. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать.
Демонстрационный материал: презентация «Животные Севера», «Следы животных», карта, письмо.
Раздаточный материал: картинки животных; разрезные картинки животных; следы животных; пластилин, 4 остро заточенных карандаша, 4 фломастера с крышками; таз с водой, детский крем, полотенца.
Предварительная работа:
Чтение сказки В. С. Калинина «Почему заяц зимой белый», «Куда лемминги дели свои хвосты», «Почему на Севере живут белые медведи», «Песец и сова», «Куропатка и олень», «Как в тундре появилась ягода», «Как сиг с налимом поссорились»
Наблюдения за куропатками на прогулке.
Беседа «Как животные приспособились к зиме».
Рисование «Животные тундры»».
Лепка «Тундра зимой»
Д/и «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».
Рассматривание серии картин «Животные Севера».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Педагог вносит письмо и объясняет, что обнаружила его утром у дверей группы. Письмо пришло от белого медведя и карта тундры с исчезнувшими с неё всеми животными.
Педагог читает письмо от медведя и демонстрирует карту, на которой изображена только река и бурый медведь.
Дорогие ребята, прошу у вас помощи. Произошла у нас в тундре беда, налетела злая пурга и унесла с собой всех жителей нашей любимой тундры. А мне сказала, что если я выполню все ее задания, то она отпустит всех моих друзей. А я в садик не ходил, в школе не учился и не умею выполнять правильно задания. Нашептала на ухо мне мудрая сова, что вы очень умные, ведь вы скоро пойдете в школу. Помогите мне, пожалуйста.
Педагог: ребята, поможем медведю вернуть друзей? (Ответы детей)
II. Основная часть.
Давайте с вами ребята с вами вспомним животных Севера и нашей любимой тундры. (Просмотр презентации)
2слайд. Кто это?
-Ответы детей.
Северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни в тундре. Передние ноги северного оленя имеют широкие копыта, удобные для разгребания снега и откапывания из-под него ягеля. Волосяной покров хорошо защищает оленя от стужи. На зиму волосы на теле северного оленя к концам утолщаются. Кроме того, в шерсти увеличивается количество белых волос (с воздухом в середине, отчего олень как бы седеет. Олень самое главное животное для коренных народов, так как он служит им и пищей, и одеждой, и средством передвижения. У него очень широкие копыта, как вы думаете, для чего? (Опыт)
- Чтобы выяснить это, проведем опыт.
Из пластилина, приготовленного заранее и положенного в целлофановый пакет, делают две приблизительно одинаковые лепешки, толщиной 1-1,5 см.
Для опыта, заранее изготавливают два предмета с разной площадью опоры. Каждый из полученных «столов» поставить на лепешку. Сверху положить одинаковые грузы.
После этого грузы убрать и рассмотреть следы, оставленные опорами.
- Что вы заметили?
- Теперь попробуйте объяснить, почему же у северного оленя широкие копыта?
3слайд. Кто это?
-Ответы детей.
Песцы — пушные звери, которых иногда называют полярными лисицами. По размерам они немного меньше настоящих лисиц. Песцы бывают двух окрасок: белые и голубые (точнее, темные). Летом песцы питаются в основном леммингами и полевками, а также поедают яйца, птенцов и даже взрослых птиц, в частности белых куропаток, гусей и др.
4слайд. Кто это?
-Ответы детей.
Взрослые волки крупнее овчарки и, в отличие от собак, хвост всегда держат опущенным вниз. Окраска их шерсти очень светлая, белесая, особенно зимой. Волки постоянно держатся возле стад северных оленей и кочуют вместе с ними. Обычно волки нападают на ослабевших и больных животных, чем оказывают оздоровляющее влияние на все поголовье северных оленей
5слайд. Кто это?
-Ответы детей.
Тундровый лебедь — самый маленький и самый многочисленный — обитает преимущественно в зоне тундры. Он в два раза легче, чем лебеди других видов.
Тундровый лебедь имеет белое оперение, клюв черный с желтым пятном у основания, лапы черные, голос звонкий, мелодичный (с металлическим оттенком). В воде плавает, сохраняя вертикальную осанку (крик лебедя).
6слайд. Кто это?
-Ответы детей.
Лемминги — небольшие грызуны, размером немного меньше крысы, с коротким хвостом. Их называют иначе северными пеструшками, так как они имеют пеструю окраску шерсти — желтовато-бурую с темными и светлыми пятнами. Лемминги, довольно злобные зверьки, не терпящие присутствия себе подобных. Они устраивают неглубокие норки на некотором расстоянии от других норок и часто вступают в драки со своими соседями. При встрече с человеком или животным ведут себя агрессивно: прыгают в их сторону, поднимаются на задние лапки, хватают зубами протянутую палку, пронзительно свистят и верещат (крик лемминга).
7слайд. Кто это?
-Ответы детей.
Белые совы охотятся на леммингов и разную птицу (куропатки, утки и др., их птенцы и яйца. В отличие от сов других видов белые совы вынуждены охотиться в условиях круглосуточного полярного дня. На зиму совы либо остаются в тундре, либо улетают (обычно в октябре) на юг (крик совы)
8слайд. Кто это?
-Ответы детей.
В тундре обитают два вида куропаток — белая и тундровая. Белые куропатки живут не только в тундре, но и за ее пределами. В тундре они поселяются там, где есть ивовые кустарники, карликовые березы и ягодные растения. Белые куропатки крупнее тундровых. К зиме они приобретают чисто-белое оперение, которое делает их малозаметными на снегу.
9слайд. Кто это?
-Ответы детей.
Розовых чаек редко кому удается увидеть, так как они малочисленны. Это — небольшие (не крупнее вороны) птички. Они изумительно красивы: клюв черный, спина и хвост сизые, ноги красные, вокруг шеи — черное ожерелье, а на голове, груди и брюшке — нежно-розовый отлив в оперении. Розовые чайки — истинное украшение природы. Охота на этих чаек абсолютно запрещена (крик чайки).
10 слайд. Кто это?
-Ответы детей.
С виду бурый медведь неуклюж, хотя в действительности очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья, плавать. Ходит по лесу осторожно и почти бесшумно. В отличие от белого медведя нырять избегает и в воду погружается, оставляя голову снаружи. В спокойное время шагает медленно, ставя ноги немного внутрь, оправдывая народное название «косолапый». Медведь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья, плавать.
11 слайд. Кто это?
-Ответы детей.
Полярный заяц – самый большой среди других своих собратьев. Он очень сильно похож на кролика, только его уши намного длиннее. Окрас меха меняется в зависимости от времени года: зимой он белого цвета, а летом – серого или светло-коричневого. Полярный заяц – зверь резвый и быстрый. Это происходит благодаря сильным и длинным задним лапам.
12 слайд. Кто это?
-Ответы детей.
Росомаха большая и лохматая, похожа на медведя. Она осторожна, но бесстрашна и часто отбирает добычу у других зверей.
13 слайд. Кто это?
-Ответы детей.
Белый медведь – это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40лет, а питается он рыбой, тюленями моржами и растительной пищей. Он отличный пловец, и очень любит плавать, Проведем эксперимент.
Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивается. От него во все стороны летят брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? (Ответы детей) Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт (переход к следующему столу).
В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Вывод – ответы детей.
14 слайд. Кто это?
-Ответы детей.
Горностаи заботятся о еде и жилье заранее. Они приспособлены и к трескучим морозам и к жаркому лету. Летом шубка у горностая рыжевато-бурая, а к зиме она превращается в густой пушистый мех. Но кончик хвостика у него остаётся черным, оказывается это приманка для хищных птиц: сов или ворон.
15 слайд. Кто это?
-Ответы детей.
Овцебык самое крупное травоядное животное, занесено в Красную книгу, как редкий исчезающий вид. Овцебыки самые заботливые родители и в минуту опасности всех малышей и самок самцы сгоняют в одно стадо, а сами встают в плотное кольцо вокруг стада, тем самым, не давая в круг проникнуть хищнику.
Ну, что же, мы с вами вспомнили животных Севера и теперь мы будем точно знать, кто пропал с нашей карты.
Первое задание.
А теперь наступила пора помочь медведю. Мы с вами должны помочь медведю вернуть рыбу в реку. Вы согласны?
- Ответы детей
Тогда мы сейчас с вами разделимся на две команды и поиграем в подвижную игру «Рыбаки», взяв за основу долганскую народную игру «Бусинки». Правила игры таковы, У нас стоит два стола и между ними на стуле ведро с рыбками (рыбинки из картона красные и синие с отверстием для дальнейшего нанизывания). На каждом столе по веревочке с узелком на конце. Дети бегут по одному, нанизывая определенного цвета рыбок. Кто быстрее нанижет рыбок на веревочку та команда и побеждает. В итоге каждая команда наклеивает на карту (на реку) столько рыбок, сколько поймали. Под фонограмму песни «Рыбаки» дети выполняют задание.
Мы с вами молодцы, вернули рыбу в реку.
Второе задание.
Чтобы отгадать вторую загадку, мы должны с вами посмотреть презентацию и увидеть, как выглядят следы животных Севера.
Посмотрели? Запомнили, как выглядят следы животных?
- Ответы детей
На ковре разложены дорожки из следов разных животных. Воспитатель делит детей на три команды. По команде одна команда должна собрать следы оленя, вторая команда следы зайца, а третья следы волка. Когда дети соберут все следы, воспитатель предлагает детям выложить дорожку из следов, пройти по следам и в конце каждого маршрута найти в конверте картинку того животного, следы которого они выложили открыть его достать картинку и приклеить на карту. Под фонограмму песни «Зверя по следам любого…»
Молодцы ребятки, мы вернули на карту сразу троих зверей.
Третье задание.
А теперь садитесь за столы, мы с вами должны выполнить еще одно последнее задание. На каждом столе лежат разрезные картинки с изображением разных животных (работа в подгруппах). Дети по команде под фонограмму ритмичной музыки собирают животное. На каждом столе лежит по конверту с картинками животных севера по количеству игроков. По мере окончания задания, дети достают из конверта каждый по животному и идут наклеивать на карту.
III. Подведение итогов.
Воспитатель:
- Ну, что ребята, вернули мы друзей медведю?
-Ответы детей
С какими животными вы сегодня встречались? Что нового узнали о жизни животных? Что вам понравилось больше всего?
-Ответы детей
А за то, что мы помогли медведю найти своих друзей, Он для вас передал подарочек, вот эти орешки.
Дети лакомятся гостинцами.