МААМ-картинки

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Животные крайнего Севера»

Татьяна Иванова
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Животные крайнего Севера»

НОД по Ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Животные Крайнего Севера»

Воспитатель ТМК ДОУ «Хатангский д/с комбинированного вида «Солнышко»

(подготовительная группа)

Иванова Татьяна Юрьевна

Цель: расширение представления детей об образе жизни животных в условиях севера.

Задачи:

Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром „Животные крайнего Севера“» размещена в разделах

1. продолжать знакомить детей с животными Севера;

2. Развивать познавательную активность, способность анализировать и делать выводы;

3. продолжать формировать слухо-моторную координацию, слуховое внимание.

4. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать.

Демонстрационный материал: презентация «Животные Севера», «Следы животных», карта, письмо.

Раздаточный материал: картинки животных; разрезные картинки животных; следы животных; пластилин, 4 остро заточенных карандаша, 4 фломастера с крышками; таз с водой, детский крем, полотенца.

Предварительная работа:

Чтение сказки В. С. Калинина «Почему заяц зимой белый», «Куда лемминги дели свои хвосты», «Почему на Севере живут белые медведи», «Песец и сова», «Куропатка и олень», «Как в тундре появилась ягода», «Как сиг с налимом поссорились»

Наблюдения за куропатками на прогулке.

Беседа «Как животные приспособились к зиме».

Рисование «Животные тундры»».

Лепка «Тундра зимой»

Д/и «Кто что ест?», «Кто где живет?», «Отгадай животное».

Рассматривание серии картин «Животные Севера».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Педагог вносит письмо и объясняет, что обнаружила его утром у дверей группы. Письмо пришло от белого медведя и карта тундры с исчезнувшими с неё всеми животными.

Педагог читает письмо от медведя и демонстрирует карту, на которой изображена только река и бурый медведь.

Дорогие ребята, прошу у вас помощи. Произошла у нас в тундре беда, налетела злая пурга и унесла с собой всех жителей нашей любимой тундры. А мне сказала, что если я выполню все ее задания, то она отпустит всех моих друзей. А я в садик не ходил, в школе не учился и не умею выполнять правильно задания. Нашептала на ухо мне мудрая сова, что вы очень умные, ведь вы скоро пойдете в школу. Помогите мне, пожалуйста.

Педагог: ребята, поможем медведю вернуть друзей? (Ответы детей)

II. Основная часть.

Давайте с вами ребята с вами вспомним животных Севера и нашей любимой тундры. (Просмотр презентации)

2слайд. Кто это?

-Ответы детей.

Северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни в тундре. Передние ноги северного оленя имеют широкие копыта, удобные для разгребания снега и откапывания из-под него ягеля. Волосяной покров хорошо защищает оленя от стужи. На зиму волосы на теле северного оленя к концам утолщаются. Кроме того, в шерсти увеличивается количество белых волос (с воздухом в середине, отчего олень как бы седеет. Олень самое главное животное для коренных народов, так как он служит им и пищей, и одеждой, и средством передвижения. У него очень широкие копыта, как вы думаете, для чего? (Опыт)

- Чтобы выяснить это, проведем опыт.

Из пластилина, приготовленного заранее и положенного в целлофановый пакет, делают две приблизительно одинаковые лепешки, толщиной 1-1,5 см.

Для опыта, заранее изготавливают два предмета с разной площадью опоры. Каждый из полученных «столов» поставить на лепешку. Сверху положить одинаковые грузы.

После этого грузы убрать и рассмотреть следы, оставленные опорами.

- Что вы заметили?

- Теперь попробуйте объяснить, почему же у северного оленя широкие копыта?

3слайд. Кто это?

-Ответы детей.

Песцы — пушные звери, которых иногда называют полярными лисицами. По размерам они немного меньше настоящих лисиц. Песцы бывают двух окрасок: белые и голубые (точнее, темные). Летом песцы питаются в основном леммингами и полевками, а также поедают яйца, птенцов и даже взрослых птиц, в частности белых куропаток, гусей и др.

4слайд. Кто это?

-Ответы детей.

Взрослые волки крупнее овчарки и, в отличие от собак, хвост всегда держат опущенным вниз. Окраска их шерсти очень светлая, белесая, особенно зимой. Волки постоянно держатся возле стад северных оленей и кочуют вместе с ними. Обычно волки нападают на ослабевших и больных животных, чем оказывают оздоровляющее влияние на все поголовье северных оленей

5слайд. Кто это?

-Ответы детей.

Тундровый лебедь — самый маленький и самый многочисленный — обитает преимущественно в зоне тундры. Он в два раза легче, чем лебеди других видов.

Тундровый лебедь имеет белое оперение, клюв черный с желтым пятном у основания, лапы черные, голос звонкий, мелодичный (с металлическим оттенком). В воде плавает, сохраняя вертикальную осанку (крик лебедя).

6слайд. Кто это?

-Ответы детей.

Лемминги — небольшие грызуны, размером немного меньше крысы, с коротким хвостом. Их называют иначе северными пеструшками, так как они имеют пеструю окраску шерсти — желтовато-бурую с темными и светлыми пятнами. Лемминги, довольно злобные зверьки, не терпящие присутствия себе подобных. Они устраивают неглубокие норки на некотором расстоянии от других норок и часто вступают в драки со своими соседями. При встрече с человеком или животным ведут себя агрессивно: прыгают в их сторону, поднимаются на задние лапки, хватают зубами протянутую палку, пронзительно свистят и верещат (крик лемминга).

7слайд. Кто это?

-Ответы детей.

Белые совы охотятся на леммингов и разную птицу (куропатки, утки и др., их птенцы и яйца. В отличие от сов других видов белые совы вынуждены охотиться в условиях круглосуточного полярного дня. На зиму совы либо остаются в тундре, либо улетают (обычно в октябре) на юг (крик совы)

8слайд. Кто это?

-Ответы детей.

В тундре обитают два вида куропаток — белая и тундровая. Белые куропатки живут не только в тундре, но и за ее пределами. В тундре они поселяются там, где есть ивовые кустарники, карликовые березы и ягодные растения. Белые куропатки крупнее тундровых. К зиме они приобретают чисто-белое оперение, которое делает их малозаметными на снегу.

9слайд. Кто это?

-Ответы детей.

Розовых чаек редко кому удается увидеть, так как они малочисленны. Это — небольшие (не крупнее вороны) птички. Они изумительно красивы: клюв черный, спина и хвост сизые, ноги красные, вокруг шеи — черное ожерелье, а на голове, груди и брюшке — нежно-розовый отлив в оперении. Розовые чайки — истинное украшение природы. Охота на этих чаек абсолютно запрещена (крик чайки).

10 слайд. Кто это?

-Ответы детей.

С виду бурый медведь неуклюж, хотя в действительности очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья, плавать. Ходит по лесу осторожно и почти бесшумно. В отличие от белого медведя нырять избегает и в воду погружается, оставляя голову снаружи. В спокойное время шагает медленно, ставя ноги немного внутрь, оправдывая народное название «косолапый». Медведь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья, плавать.

11 слайд. Кто это?

-Ответы детей.

Полярный заяц – самый большой среди других своих собратьев. Он очень сильно похож на кролика, только его уши намного длиннее. Окрас меха меняется в зависимости от времени года: зимой он белого цвета, а летом – серого или светло-коричневого.  Полярный заяц – зверь резвый и быстрый. Это происходит благодаря сильным и длинным задним лапам.

12 слайд. Кто это?

-Ответы детей.

Росомаха большая и лохматая, похожа на медведя. Она осторожна, но бесстрашна и часто отбирает добычу у других зверей.

13 слайд. Кто это?

-Ответы детей.

Белый медведь – это самый крупный хищный зверь. Живёт он почти 40лет, а питается он рыбой, тюленями моржами и растительной пищей. Он отличный пловец, и очень любит плавать, Проведем эксперимент.

Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивается. От него во все стороны летят брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? (Ответы детей) Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт (переход к следующему столу).

В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Вывод – ответы детей.

14 слайд. Кто это?

-Ответы детей.

Горностаи заботятся о еде и жилье заранее. Они приспособлены и к трескучим морозам и к жаркому лету. Летом шубка у горностая рыжевато-бурая, а к зиме она превращается в густой пушистый мех. Но кончик хвостика у него остаётся черным, оказывается это приманка для хищных птиц: сов или ворон.

15 слайд. Кто это?

-Ответы детей.

Овцебык самое крупное травоядное животное, занесено в Красную книгу, как редкий исчезающий вид. Овцебыки самые заботливые родители и в минуту опасности всех малышей и самок самцы сгоняют в одно стадо, а сами встают в плотное кольцо вокруг стада, тем самым, не давая в круг проникнуть хищнику.

Ну, что же, мы с вами вспомнили животных Севера и теперь мы будем точно знать, кто пропал с нашей карты.

Первое задание.

А теперь наступила пора помочь медведю. Мы с вами должны помочь медведю вернуть рыбу в реку. Вы согласны?

- Ответы детей

Тогда мы сейчас с вами разделимся на две команды и поиграем в подвижную игру «Рыбаки», взяв за основу долганскую народную игру «Бусинки». Правила игры таковы, У нас стоит два стола и между ними на стуле ведро с рыбками (рыбинки из картона красные и синие с отверстием для дальнейшего нанизывания). На каждом столе по веревочке с узелком на конце. Дети бегут по одному, нанизывая определенного цвета рыбок. Кто быстрее нанижет рыбок на веревочку та команда и побеждает. В итоге каждая команда наклеивает на карту (на реку) столько рыбок, сколько поймали. Под фонограмму песни «Рыбаки» дети выполняют задание.

Мы с вами молодцы, вернули рыбу в реку.

Второе задание.

Чтобы отгадать вторую загадку, мы должны с вами посмотреть презентацию и увидеть, как выглядят следы животных Севера.

Посмотрели? Запомнили, как выглядят следы животных?

- Ответы детей

На ковре разложены дорожки из следов разных животных. Воспитатель делит детей на три команды. По команде одна команда должна собрать следы оленя, вторая команда следы зайца, а третья следы волка. Когда дети соберут все следы, воспитатель предлагает детям выложить дорожку из следов, пройти по следам и в конце каждого маршрута найти в конверте картинку того животного, следы которого они выложили открыть его достать картинку и приклеить на карту. Под фонограмму песни «Зверя по следам любого…»

Молодцы ребятки, мы вернули на карту сразу троих зверей.

Третье задание.

А теперь садитесь за столы, мы с вами должны выполнить еще одно последнее задание. На каждом столе лежат разрезные картинки с изображением разных животных (работа в подгруппах). Дети по команде под фонограмму ритмичной музыки собирают животное. На каждом столе лежит по конверту с картинками животных севера по количеству игроков. По мере окончания задания, дети достают из конверта каждый по животному и идут наклеивать на карту.

III. Подведение итогов.

Воспитатель:

- Ну, что ребята, вернули мы друзей медведю?

-Ответы детей

С какими животными вы сегодня встречались? Что нового узнали о жизни животных? Что вам понравилось больше всего?

-Ответы детей

А за то, что мы помогли медведю найти своих друзей, Он для вас передал подарочек, вот эти орешки.

Дети лакомятся гостинцами.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Животные Крайнего Севера» в старшей разновозрастной группеКраткосрочный проект «Животные Крайнего Севера» в старшей разновозрастной группе По доминирующей деятельности: познавательный, творческий, игровой. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Интеграция образовательных.

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Животные Африки» Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы «Животные Африки» Цели: • формирование знаний детей об.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» во 2 младшей группе.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме «Дикие животные и их детеныш» для детей с ЗПРКонспект ОД по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме «Дикие животные и их детеныш» для детей с ЗПР Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме «Дикие животные и их детеныш» для детей с ЗПР Цель: формирование у.

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме «Животные жарких стран» для детей с ЗПРКонспект ОД по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме «Животные жарких стран» для детей с ЗПР Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме "Животные жарких стран" для детей ЗПР Цель: расширение и углубление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Животные крайнего Севера»
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 08:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД