Зимние посиделки. Сценарий музыкально — литературной гостиной в детском саду.

Ирина Агошкова
Зимние посиделки. Сценарий музыкально — литературной гостиной в детском саду.

Цель: Познакомить детей с традициями русского народа, его культурой, бытом, обычаями.

Задачи: Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству, традициям. Развивать речевую активность детей, внимание, память.

Оформление: убранство зала стилизовано под деревенскую избу: столы, лавки, печь, самовар, деревянная и глиняная посуда.

1 часть:

Дети в русских костюмах заходят в музыкальный зал. Их встречают так же одетые воспитатели.

1 Ведущая: "Здравствуйте ребятишки: девчонки и мальчишки, здравствуйте гости дорогие. Ребята, посмотрите, как изменился наш зал. Похож он у нас на деревенскую избу, даже русскую печку мы сделали, такую, как была у Емели-дурачка в сказке. Такие печки были в каждой русской избе. Вдоль стен стояли лавки на которых сидели, а иногда даже спали. В каждой избе была прялка, на которой пряли женщины шерстяные нитки. Из этих ниток вязали носки, варежки и другие вещи. А вот и свечка на столе стоит. Ребята как вы думаете, зачем нужны были свечки? (Дети отвечают). Правильно, раньше не было света, поэтому народ пользовался свечками. А еще раньше, ребята не было телевизоров, магнитофонов, и молодежь собиралась вечерами, после работы в какой-нибудь избе и устраивали посиделки с песнями, танцами и играми.

2 Ведущая: На Руси посиделки начинались с летопроводца (с 1 сентября) и продолжались до Благовещения (7апреля, когда начиналась серьезная крестьянская работа.

А какое сегодня число? (Дети отвечают.) Да ведь с 14 по 19 декабря была "гулянская" неделя! В эти дни песни пели, на лошадях катались, гадали, в вывороченные шубы одевались, друг к другу в гости семьями ходили, хороводы водили, шутили и играли. Эта неделя была репетицией к Рождеству и Новому году. Завершалась она Николиным днем. Никола зимний известен тем, что с этого праздника начинались зимние девичьи гадания. А теперь представим себе, что работы уже все выполнены и можно

поиграть. И сегодня я вас пригласила на зимние посиделки: отдохнуть, повеселиться, поплясать, загадки отгадать, да в весёлые игры поиграть.

1 Ведущая: Мирно льётся беседа, тихо потрескивает огонь в печи, за окном зима дует холодом, а у нас тепло, вяжем, вышиваем, пряжу прядём, пряники жуём, да говорим о том, о сём.

Зимний вечер тёмен, долог,

Насчитаю сорок ёлок.

То на лавке посижу,

То в окошко погляжу.

2 Ведущая: Позову-ка я ребят к себе на посиделки:

Будут песни,

Будут пляски и игра в горелки.

Эй, подруженьки, подружки,

Веселушки, хохотушки!

Эй, ребята, молодцы,

Озорные удальцы!

Приходите поплясать,

Зимний вечер скоротать.

Звучит русская народная музыка, дети рассаживаются на лавки.

1 Ведущая: Здравствуйте, красные девицы!

Гости жданные, званные, желанные!

По обычаям российским

Всем гостям поклон мой низкий

С добрым словом и любовью,

С хлебом-солью! С хлебом-солью!

Ребёнок:

Нам зачинать досталась роль,

Не путайте с нагрузками.

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки русские.

Ребёнок:

И потому принять изволь

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб, и соль!

Звучит русская народная песня девочки в русских костюмах с хлебом и солью.

Девочки идут к гостям и угощают караваем, дети поют:

Песня «В гости к самовару».

2 Ведущая: Будьте как дома, усаживайтесь поудобнее.

Чайку откушать, гармошку послушать!

Милости прошу ко мне на посиделки!

Веселья вам, да радости!

Давно мы вас ждем - пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?"

Один из гостей:

"Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?"

1 Ведущая: "В тесноте - не в обиде. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому-правду, кому-песенку. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки".

Если вы «в своей тарелке»

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

2 Ведущая: Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы но «сусекам»

Личных дел или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

2 Ведущая: Эй, удалые молодцы, пожалуйте к нам на огонёк.

Красные девицы – встречайте!

Мальчики: (подходят к девочкам)

Здравствуйте, девицы - рукодельницы.

Девочки:

Здрасьте!

Мальчики:

Отчего скучаете? Наверно нас поджидаете?

Девочки:

А с чем пришли?

Мальчики:

Пришли повеселиться, на вас поглядеть, да себя показать.

Девочки:

А частушки знаете?

Мальчики:

Мы частушек много знаем!

Убедитесь в том сейчас.

Мы споём на посиделках

Ну, ничуть не хуже вас!

1 Ведущая: Ну, так запевайте, а мы подхватим!

Все встают в 2 шеренги.

2 Ведущая: Мы, как и наши прадедушки и прабабушки, тоже любим петь частушки. Никак не обойтись на посиделках без задорных, веселых частушек.

«Частушки» (поют дети)

1. Ну-ка, смело начинай

И частушку запевай!

Ведь сегодня нет забот

Пляшет и поёт народ

2. Всю неделю не спалось,

Не пилось, не елось.

На кубанских посиделках

Поплясать хотелось!

3. Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

4. Пошла курица в аптеку

И сказала «Кукареку!

Дайте мыло и духи

Чтоб любили петухи!»

5. Я сидела на окошке,

Ехал милый мой на кошке,

Стал к окошку подъезжать—

Не смог кошку удержать.

6. Сидит заяц на березе

При калошах, при часах.

Я спросила: – Сколько время?

Он ответил: – Три часа.

7. На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе

Умирает со смеху.

8. Мне сказали на базаре:

Рыба ходит в сарафане.

Полно хвастать, полно врать:

Как она будет шагать?

Все: Мы пропели вам частушки

Хорошо или как раз

Если плохо мы не против все

Шлите жалобы на нас.

Ребёнок:

Зимний день короткий, тёмный.

Что б случайно не заснуть

Может, девицы – красавицы,

Нам песню затянуть?

Песня «Сею вею снежок».

1 Ведущая:

- А вот вам, ребятки, загадки.

1. Наша барыня – сударыня, толста и бела,

Щей да каши наварила, Пирогов напекла.

Она и кормила и поила,

И дом обогревала и семью собирала. (Русская печка)

2. Стоит бычок, серебряный бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

3. Захочешь чай - любую выбирай!

Вот они - толстушки.

Кто такие? (Кружки)

4. До сих пор не знают люди,

Кто на кухне главный будет!

Но бесспорно, что начальник

Всей посуды будет. (чайник)

5. Если люди за столом не зевают,

Этой штукой пищу ловко хватают,

Этой штукой борщ умело хлебают,

Тех на работу всегда нанимают (Ложка)

6. В полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать. (Утюг)

7. Тело светло, нитка бела,

Макушка тепла, да светла (Свеча.)

8. Инструмент бывалый -

Не большой, не малый.

У него полно забот,

Он и режет, и стрижет. (ножницы)

Дети рассказывают:

1. На завалинке, в светелке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

2. При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод —

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

3. Добрым чаем угощались,

С медом, явно без конфет.

Как и нынче, мы общались —

Без общенья жизни нет.

4. А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши.

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

2 Ведущая:

- Что- то мы засиделись, не пора ли поиграть.

Ребёнок:

Поиграть пришла пора

Собирайся детвора

Пусть наш смех звучит вокруг

Становитесь дружно в круг!

Дети становятся в круг.

Игра «Гори, гори ясно».

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят

Раз, два, три беги!

1 Ведущая:

А поиграем мы в народную игру «Сиди, сиди, Яша…»

Дети, взявшись за руки, ходят вокруг сидящего в центре и поют:

– Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Погрызи орехи

Для своей потехи.

Яша делает вид, будто грызет орешки. При слове «потехи» дети останавливаются и хлопают в ладоши, а Яша встает и кружится с закрытыми глазами.

– Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

По окончании песни Яша с закрытыми глазами подходит к одному из игроков, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим, т. е. Яшей, и игра продолжается.

Игра «В цапки»

Водящий вытягивает вперед руки ладонями вниз. Каждый участник ставит под ладонь свой указательный палец. Водящий говорит:

Под моею крышей

Собралися мыши,

Заяц, белка, жаба…

Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

2 Ведущая:

Славно у вас получается.

А наши посиделки продолжаются.

По Кубанскому обычаю как водится,

Посиделки без хороводов не обходятся.

Хоровод «В хороводе были мы».

Игра «Ручеёк».

1 Ведущая:

Все мы песни перепели,

Не осталось ни одной,

Не пора ли, в самом деле,

Нам, друзья, идти домой!

Исполняют русский народный танец «Перепляс»,

2 часть.

Под весёлую музыку вбегают скоморохи.

Скоморохи:

1-й. Мы собой совсем неплохи,

Посмотрите-ка на Нас.

2-й. Перед вами — скоморохи: Это Тит,

1-й. А это Влас!

Ну, а если мы вдвоем,

Тут уж знайте наших…

Мы и шутим, и поем,

А коль надо, спляшем!

2-й. Ну, короче, здравствуйте.

В день такой хороший

Улыбками похвастайте, В забавах поучаствуйте,

Похлопайте в ладоши!

1-й. Отдых - это не безделки

Время игр и новостей

Открываем посиделки

для друзей и для гостей.

2-й. Что ж начнем беседу мы

Песни все вы знать должны.

Задаем вопросы разом,

И ответов ждем мы сразу.

Музыкальная викторина «На знание детских песен»

- Какие слова «приписал в уголке» мальчик на своем рисунке?

(Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я)

- Кто пасется на лугу далеко-далеко? (Правильно, коровы)

- Что случилось с медведем, когда он шел к своей берлоге по проселочной дороге? (Наступил лисе на хвост)

- Что в голове у Вини-Пуха? (В голове моей опилки, да, да, да)

- С чего начинается дружба? (Ну, а дружба начинается с улыбки)

- Папа может все, что угодно! Плавать брассом, спорить басом, даже дрова рубить. А чего папа не может? (Только мамой не может быть)

- От чего собака бывает кусачей?

(Только от жизни собачей собака бывает кусачей)

- Что делает кандидат наук, когда первокласснику задают в школе задачу?

(Кандидат наук и тот над задачей плачет)

- Что получилось у волшебника-недоучки, когда он захотел сделать грозу?

(А получил козу, розовую козу с желтою полосой)

- Раз иголка, два иголка- что будет? (Будет елочка)

- Если долго топать, ехать и бежать по дорожке, то куда можно прийти?

(А-а, можно в Африку прийти)

- Какую песенку напевал и в беде, и в бою отважный капитан?

(Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка- это флаг корабля)

1. А теперь конкурс для знатоков.

А конкурс, значит, таков:

Зададим мы вам вопросы,

Что не шибко и сложны…

Про кого поётся в песнях

Вы ответить нам должны!

Загадки:

Кто-то в этой песне лапки

Рано утром мыл в канавке.

Они жили у бабуси!

Это были просто… (Гуси.)

Он не шел копать картошку,

Он ленивым был немножко

И носил с собою ложку.

Звали мальчика… (Антошка.)

Так уж в жизни получилось,

Что в лесу она родилась,

Про пушистую, в иголочках,

Знают песню все про… (Елочку.)

В песне детской он, дружочек,

Сел тихонько в уголочек.

Он не зверь, и он не пташка,

А ушастый… (Чебурашка.)

В песенке сидел он в травке,

Был не жук и не козявка.

Зелен он, как огуречик,

Славный маленький… (Кузнечик.)

Живет он целый век в болоте,

А так летать ему охота!

«Никто не водится со мной!»

Пел в мультфильме… (Водяной.)

Взрослым надо понимать,

Что ночью детям надо спать!

Вместе с ними на подушке

Спят усталые… (Игрушки.)

2-й. Лишь тронешь пальцами струну

У звонкой балалайки,

Услышишь сразу: «Ну и ну!»

А ну, давай, сыграй-ка!

1-й. А песню запоешь когда

Или частушку, хоть одну,

Воскликнут люди: «Это да!»

И удивятся: «Ну и ну»!

И я вам предлагаю спеть частушки.

Гостям (родителям) раздаются тексты частушек.

«Частушки».

2-й. Нынче мы пришли сюда,

На этот праздник знатный, —

Глядим на вас: вот это да!

Аж на душе приятно!

1-й. Так, с эпохи царя Гороха ли,

Или, может, с другой эпохи

Слово было за скоморохами,

Знали в шутке толк скоморохи!

2-й. Нынче мы вам погадаем

Ведь гадания важны,

Что в них правда, что неправда,

Вы ответить нам должны!

Предлагают из мешочка достать предмет или приготовить карточки с изображением этих предметов и разложить их на подносе, предлагая выбрать

Стихи для шуточного гадания

Капуста (к деньгам, богатству).

Твой кошелек не будет пуст,

Знать будет ежедневно денег хруст,

Достоинств разных, всех цветов.

Так пусть он будет к тяжести готов.

Картошка (знакомство с человеком в мундире).

Год знакомств настал отменный

С человеком в форме.

Прокурор, судья, военный,

Даже в рясе - норма.

Карамель (страстная, сладкая любовь).

Конфету ты достала непростую,

Знать, ждешь в году любовь большую.

Любовь та страстная и сладкая, поверь,

Через нее откроется и счастья дверь.

Перец (острые ощущения).

Много ты адреналина

Выльешь в кровь, всего скорей!

Жизнь сполна тебе сюрпризов

Поднесет - удач, хлопот.

Перец у тебя, так вот,

Ощущений острых год.

Сыр (достаток в доме, кататься как сыр в масле).

ТЫ будешь жить легко весь год,

Есть, пить и петь, не знать тревог.

Достался сыр -тебе фартит!

Достаток в доме он сулит.

Лавровый лист (слава и известность).

Коль лавр достался на халяву,

Приобретешь известность ты и славу.

Лимон (удачный выигрыш).

Хочешь испытать удачу?

Получить машину, дачу

И в придачу миллион?.

Выбрала не зря лимон.

Удачный выигрыш маячит,

Держи в руках свою удачу.

Шиповник (повышение по службе).

Колюч шиповник не по дружбе,

И собирать плоды - морока.

Ждет повышение по службе,

Хоть и терниста та дорога.

Гвоздика (быть в центре мужского (женского) внимания).

Твое обаяние - чудесная сила,

Мужчин всех подряд ты на год покорила.

Цветы, комплименты, подарки,

послания.

Весь год ты в центре мужского внимания.

Горох (дальняя дорога).

Дорога дальняя -знать, к перемене мест

Потянет скоро тебя в край чудес.

Захочется тебе общения,

Оставишь ненадолго дом без сожаления.

Морковь (любовь, соблазны, флирт, увлечения).

Ты очень сексапильна, хороша.

Кто смотрит на тебя -поет душа!

Не ожидается тебе мучений,

Весь год -соблазны, флирт, влечение.

Рис (усердие в работе и достойное вознаграждение).

Успех возможен лишь в труде

При интенсивной суете.

Достигнешь ты больших высот,

Коль проработаешь с усердьем год.

Грибы (весь год во власти иллюзий, несбыточных мечтаний).

Мечтать не вредно, говорят.

Но строить замки на песке

И пребывать во власти грез

На год вперед предсказано тебе.

Изюм (грецкие орехи)

(незапланированное путешествие в теплые края, где много виноградников, орешника).

Даже если чемоданы

Ты не собирал сто лет,

Все ж готовься: будешь летом,

Южным солнцем обогреет.

Там попьешь вина и чачи.

Поездка к морю -вот удача!

Семечки (год безделья и скуки).

Посиди сложивши руки

Это год безделья, скуки.

Чем работать и naxaть,

Легче семечки щелкать.

1. А какие посиделки без красивой русской песни?

Где песня льется,

Там легче живется!

2. Есть таланты на Руси,

Говорю уверенно.

Раз народ еще поет –

Знать не все потеряно.

Песня русская народная на выбор, тексты предложить.

После песни предложить поиграть в игры, игры - пляски (зимние или новогодние). Обмен опытом.

1. Посидеть за самоваром рады все наверняка.

Ярким, солнечным пожаром у него горят бока.

2. Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.

Чаепитие.

Скоморохи вдвоём:

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: «До новых встреч!

В ходе всего мероприятия скоморохи добавляют свои комментарии (похвалы) на действия гостей.

При составлении использовала интернет ресурсы.

Ирина Васильевна Агошкова, музыкальный руководитель,

МБДОУ детский сад №24, станица Варениковская, Крымский район, Краснодарский край.

Публикации по теме:

Конспект занятия по речевому развитию в средней группе «В литературной гостиной» Конспект занятия по речевому развитию для средней группы «В литературной гостиной» Чтение рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату».

Сценарий литературной гостиной.Сценарий литературной гостиной. Сценарий литературной гостиной "Люди нашего города" Цель: познакомить с интересными людьми родного города. Задачи: 1. Учить общению со взрослыми.

Сценарий литературной гостиной по теме «Осень» Литературная гостиная. Тема «Осень». Средняя группа - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы.

Сценарий музыкально-игровой гостиной «Обыкновенное чудо» для детей 6–7 лет и их родителей «День Волка» Сценарий музыкально-игровой гостиной «Обыкновенное чудо» для детей 6-7 лет и их родителей День Волка Основная цель проведения музыкально-игровых.

Сценарий музыкально-литературной композиции «День Победы» для детей подготовительной группы Ведущий (взрослый). Нам за всеми памятными датами Видится главнейшая одна - день, когда весною сорок пятого На земле закончилась война.

Сценарий музыкально-литературной композиции «Письма войны», посвященной празднованию 9 Мая Данная композиция была представлена в рамках фестиваля дошкольных образовательных учреждений «Звёздный дождик» в г. Бердске на сцене Дворца.

Сценарий музыкально-литературной викторины к Дню города «С Днём рождения, любимый город Ессентуки!» Водолазская Н. Н. музыкальный руководитель Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, родному городу; вызвать у детей чувство гордости.

Сценарий музыкально-поэтической гостиной для детей подготовительной группы и родителей «Осеннее настроение»Сценарий музыкально-поэтической гостиной для детей подготовительной группы и родителей «Осеннее настроение» Сценарий музыкально-поэтической гостиной для детей подготовительной группы и родителей «Осеннее настроение» Музыкальный ряд: С. Намина.

Социализация детей с ОВЗ в среде сверстников посредством организации речевой гостиной «Говорушкины посиделки» Для современного общества проблема развития речи детей очень важна. Большое количество детей имеет речевые нарушения. При этом не просто.

Встреча в литературной гостиной.Встреча в литературной гостиной. Встреча в литературной гостиной. Викторина для детей подготовительной с участием родителей «В гостях у сказки». Предварительная работа:.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Зимние посиделки. Сценарий музыкально — литературной гостиной в детском саду.
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 21:59
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото и видео отчёт с новогоднего праздника «Здравствуй, здравствуй, Новый год!»
Фото и видео отчёт с новогоднего праздника «Здравствуй, здравствуй, Новый год! » Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фото-видео...
Конспект беседы «Беззащитные» перед лицом палачей!»
Цель: напомнить о величайшей трагедии в истории человечества – Холокосте. Холокост – это общечеловеческая трагедия . В переводе означает «всесожжение»....
Проект по ЗОЖ «Будь здоров» в подготовительной группе
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе "Будь здоров! " Описание: представляю вашему вниманию проект с приложениями по формированию у...
Фотоотчет «Как дети в средней группе составляют предметы из геометрических фигур»
Знакомя детей с геометрическими фигурами, их свойствами мы расширяем их кругозор, который позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму...
Дидактическая игра «Полезные продукты». Подготовительная группа
Дидактические игры в настоящее время замечательно проводить вместе и во время презентаций по теме. Для детей это очень интересно на экране видеть...