Надежда Братанова
Значение аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Братанова Надежда Викторовна,
воспитатель МБДОУ №178 г. Архангельск
ЗНАЧЕНИЕ АППЛИКАЦИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития творческих способностей. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.
Публикация «Значение аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС ДО (17.10.2013) :
- развитие индивидуальных способностей детей;
-развитие творческого потенциала каждого воспитанника;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и др.
Цель нашего исследования - выявит возможности аппликации в развитии художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Исследование построено на предположении, что продуктивная деятельность дошкольников (аппликация) при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний, навыков и умений.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в продуктивной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и художественным трудом смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Творческие способности – это способности человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Они развиваться на основе психических процессов: восприятия, воображения, творческого мышления и др.
«Восприятие-это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития.» (Выготского Л. С.).
«Творческое мышление даёт большие возможности в освоении внешней среды, являясь средством для создания ребёнком обобщённой модели различных предметов и явлений» (Эльконин Д. Б.).
«Воображение является определенным родом деятельности, специфическим продуктом, результатом которого являются образы» (А. В. Запорожец).
«Ручная умелость - комплекс умений ребенка, который позволяет в процессе рисования создавать изображение, близкое к реальному объекту» (Т. С. Комарова)
Структурные компоненты художественно-творческих способностей рассматриваются в исследованиях многих авторов (Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой Петуховой Л. В. и др.) : эстетическое восприятие, овладение средствами выразительности, техникой выполнения, интеллектуальная активность в создании нового оригинального образа и др.
Согласно общепринятому в дошкольной педагогике определению, аппликация – это «способ создания орнаментов, изображений путём наклеивания на бумагу, нашивания на ткань, и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность».
Сегодня в работе с дошкольниками используют разнообразные техники выполнения аппликации : обрывная, модульная, квиллинг, торцевание,
айрис-фолдинг, аппликация из салфеток, гофрированной бумаги, из ткани, крупы, засушенных растений и др.
Основными условиями развития творческих способностей дошкольников средствами аппликации по материалам исследований Васильевой М. А являются
- приобщение детей к изобразительному искусству, знакомство с традиционными, смешанными и нетрадиционными материалами и техниками аппликации;
-развитие и реализация каждым ребенком собственной индивидуальности, проявления творчества средствами аппликации.
- помощь в овладении нетрадиционными техниками аппликации как средством развития творческих способностей (творческого мышления и творческого воображения).
- организация методической помощи воспитателям детского сада и взаимодействие с родителями (законными представителями) по развитию творческих способностей дошкольников средствами аппликации.
Для реализации опытно-практической работы нами были выбраны пять этапов педагогического проекта: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, презентация (К. С. Задорин, А. В. Кисляков, А. В. Щербаков).
Поставлены задачи:
- выявить влияние педагогических условий на развитие художественно-творческих способностей по средствам аппликации;
-разработать и внедрить педагогический проект по развитию художественно-творческих способностей средствами аппликации;
-дать оценку результатам развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации.
В ходе работы над проектом, решались задачи: создание «центра творчества» в группе, взаимодействие с родителями (законными представителями (наглядная информация, консультации, мастер-классы и др., воспитателями (консультации, создание картотеки занятий, выступление на методическом семинаре и др.).
Создан тематический план работы с дошкольниками. Туда вошли занятия по образовательным задачам программы и аппликация нетрадиционная (из ватных дисков, гофрированной бумаги, на пластилине из семян, торцевание, айрис-фолдинг и др.).
В ходе работы над проектом был проведен промежуточный мониторинг, который показал, что:
- Дети стали увлекаться аппликацией, их поделки отличаются новизной и оригинальностью.
- Появилась самостоятельность в выборе темы, в выборе изобразительных средств и материалов.
- Появился интерес к творческому экспериментированию.
- У детских работ появился индивидуальный почерк.
- Повысился уровень ручной умелости, координации движений.
- Повысился уровень художественно – творческих способностей.
По другим направлениям работы проекта:
- Пополнились материалами «центр творчества».
-Родители стали активными субъектами творческого процесса, повысилась их компетентность в области детской продуктивной деятельности.
- Использованы на практике знания об инновационных формах, методах и приемах формирования художественно – творческих способностей детей дошкольников.
- Создан проект по аппликации «Волшебная аппликация».
Таким образом, подводя итоги опытно-практической работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности (аппликации) можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех участников творческого взаимодействия. Все это подтверждает хорошие результаты проделанной работы.