Приложение МААМ

Значение дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников

Татьяна Митришкина
Значение дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Значение дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников.

В настоящее время из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. Воспитание сознательного, бережного отношения к природе необходимо начинать с дошкольного возраста. Экологическое образование оказывает на развитие личности ребенка многообразное воздействие, поскольку носит комплексный характер, включает: нравственное, интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое, трудовое, познавательное развитие.

Публикация «Значение дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Работая с детьми с задержкой психического развития ( для которых характерны: несформированность высших психических функций;

незрелость эмоционально-волевой сферы; сниженный познавательный интерес к окружающему; пассивность и несамостоятельность; низкая работоспособность; быстрая утомляемость; трудности в общении со сверстниками) я пришла к выводу, что грамотно организованная деятельность по экологическому воспитанию и образованию позволит не только сформировать у детей начала экологической культуры, но и эффективно осуществлять коррекцию имеющих отклонений.

В условиях нарушения у детей механизмов самообразования необходимо постоянное сотрудничество с взрослыми, которое позволяет шаг за шагом проходить вместе с ребенком все необходимые степени развития, активизировать познавательный интерес, знакомить с окружающим миром природы, правилами экологически грамотного поведения. Успехов в работе с детьми можно достичь, опираясь на ведущую деятельность – игру.

Дидактические игры экологического содержания можно рассматривать как метод интеллектуального развития ребенка. Дидактические игры позволяют самостоятельно действовать в определенной ситуации, делать собственные открытия. Создают условия для развития мыслительных операций, решения логических задач, приобретения опыта мыслительной деятельности. Развивают произвольную сферу, учат преодолевать трудности в решении поставленных задач. Активизируют творческую и познавательную деятельность. Развивают кругозор, кроме того позволяют формировать представления об окружающем мире природы: взаимосвязи живого и неживого, многообразии форм жизни, нормах и правилах поведения в природе.

Приступая к работе, я поставила перед собой цель: повысить уровень интеллектуального развития детей через использование дидактических игр экологического содержания. Разработала новые и систематизировала уже существующие дидактические игры для решения задач: развитие логическое мышления, умение рассуждать, делать умозаключения. Формирование мыслительных операций: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Закрепление и расширение экологических представлений. Воспитание интереса к окружающему миру природы. Формирование первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого себя поведения.

Методика проведения дидактических игр требует от воспитателя большого педагогического мастерства.

Знакомство с дидактической игрой должно быть тщательно продумано и четко организованно.

- Прежде всего, взрослый должен осознать и сформулировать цель игры (какие умения и навыки дети освоят в процессе игры)

- Чтобы дидактическая игра заинтересовала детей и решила ту учебную задачу, которую она признана решить, должна быть проведена предварительная работа.

- Затем следует знакомство с правилами игры, её содержанием. Игра должна быть преподнесена детям точно, правила не должны быть многословны, а результат игры должен быть понятен.

- Если игра имеет несколько вариантов, то они должны быть расположены по возрастающей степени трудности и следующий вариант должен быть дан только тогда, когда хорошо усвоен менее сложный.

- Важен правильный темп игры. Очень быстрый темп игры может привести к тому, что вместо того, чтобы думать, дети будут давать ответ наугад. А замедленный темп может снизить интерес детей к игре.

- Во время игры не следует делать длительных нравоучений, так как это нарушает игровое действие, интерес к игре ослабевает.

- Если игра сложна по содержанию и содержит несколько правил, игру следует проводить по этапам.

- Дать возможность участвовать в игре каждому ребенку, Если действия выполняют часть детей, то остальные берут на себя роль контролеров, судей.

- Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей.

- Для ребенка более слабого, необходимо подбирать посильное для него задание (и наоборот).

- Во время игры не следует сковывать их свободы, инициативы, активности, не посягать на их самостоятельность.

- И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ.

Систематизированные и разработанные мною дидактические игры экологического содержания могут быть использованы с детьми старшего возраста в различных видах деятельности: на занятиях, прогулках, экскурсиях, в свободной деятельности, а так же дома.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

экологического содержания

Что где растет?

Цель: закреплять представления о месте произрастания растений.

Учить соотносить предмет с его характеристиками (местом произрастания).

Содержание игры. Воспитатель называет декоративные и травянистые луговые растения. Например: «Ландыш» - дети отвечают: «В лесу»; «Колокольчик» - «На лугу»; «Астра» - «В цветнике».

Загадай - отгадаем

Цель: по существенным признакам учить находить разные овощи (фрукты).

Развивать мыслительные операции анализа, образное мышление.

Материал: муляжи (натуральные) овощи, фрукты.

Содержание игры. Ребенок выходит из комнаты. Другие дети готовят описание овоща, фрукта в последовательности: форма, окраска, поверхность, величина, вкус. Вызывается отгадчик. Все называют по одному признаку. Отгадывающий должен найти овощ (фрукт) на выставке.

В магазине «Природа»

Цель: сгруппировать растения по определенному признаку: светолюбивые, теневыносливые, влаголюбивые, с умеренным поливом. Формировать понимание, как важен правильный уход за растениями. Развивать внимание, память, мышление, операции обобщения по заданному признаку.

Материал: иллюстрации комнатных растений (в игре можно использовать живые комнатные растения, карточки-символы с обозначением признаков : света, тепла, влаги.

Содержание игры. I вариант. Директор магазина просит продавцов распределить растения по определенным признакам. Каждый продавец (ребенок) выбирает несколько растений по одному признаку.

Теневыносливые: аспарагус, алоэ, хлорофитум.

Тенелюбивые: бегония, кливил, традисканция.

Светолюбивые: кактус, пеларгония (герань) и т. д.

II вариант. Каждый ребенок должен подобрать необходимые для своего комнатного растения условия, обозначив их с помощью карточек-символов.

Что будет если….?

Цель: закрепить и систематизировать представления детей о взаимосвязи всех компонентов в природе. Развивать познавательные способности, умение рассуждать, делать выводы.

Материал: картинки птиц, зверей, человека, солнца, воды, деревьев.

Содержание игры. На магнитной доске сюжет, из окружающего мира, созданный с помощью картинок. (деревья, трава, цветы, озеро, солнце, животные, птицы, насекомые). Ведущий, убирает одну из картинок:

- Что произойдет?

Предполагаемые ответы детей:

- Если не будет солнца, не будет тепла и света. Без тепла и света не могут расти растения, без растений не могут жить животные и т. д.

Хорошо - плохо

Цель: развивать у детей способности к анализу. Учить давать самооценку своим действиям в природе. Закрепить правила грамотного поведения в природе. Дать представления о влиянии человека на окружающую среду, растительный и животный мир.

Содержание игры. Детям предлагается назвать поступки человека в природе. Если ребенок называет поступок человека, который наносит вред природе – встает с левой стороны от ведущего ребенок, назвавший поступок, который помогает природе – встает с правой стороны.

Предполагаемы ответы детей:

- Люди моют машины рядом с водоемами, в воду поступают вредные вещества, вода становится грязной, рыбы и водные растения не могут жить в загрязненной воде.

- Люди сажают деревья, кустарники. Чем больше зеленых насаждений, тем чище воздух.

Кому нужна вода

Цель: способствовать развитию представлений о роле воды в природе, ее ценности для всего живого. Учить рациональному пользованию воды в повседневной жизни. Закрепить представления о факторах загрязнения воды.

Материал: конверт с картинками – схемами ( например: стул, дерево и др.) на каждого играющего.

Содержание игры. На листе бумаги круг с изображением воды, от него нарисованы стрелки. У каждого ребенка конверт с картинками-схемами. Надо выбрать нужную и прикрепить к стрелке. Дети рассматривают картинку и объясняют, кому нужна вода и для чего. Почему так мало чистой воды осталось на земле.

Назови правильный ответ

Цель: дать представления о влиянии человека на растительный и животный мир.

Материал: карточки с заранее подготовленными вопросами и ответами.

Содержание игры. Ведущий задает вопросы и предлагает три варианта ответов. Дети должны выбрать правильный ответ (вопросы могут сопровождаться иллюстрациями).

- Какой цветок можно встретить только там, где люди берегут природу?

а – одуванчик, б - бодяк (колючка, в – колокольчик.

- Можно ли брать в руки насекомых?

а – нет, они могут укусить, б – нет, нанесем им вред, в – можно ведь их так много вокруг. И т. д.

Освободи птичку

Цель: закрепить экологические представления. Учить выявлять причинно-следственные связи. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.

Материал: дерево с пазами, клетка с плоскостными птичками.

Содержание игры. Ребенок берет понравившуюся птицу. В кармашке птицы (с обратной стороны) задание. Например: «Для чего нужны деревья?», «Сможет ли человек или животное прожить без чистого воздуха?», «Как помочь городу стать чистым?» и др.

Если ребенок правильно ответил, то птичка улетает на дерево; если ребенок ошибся, то птичка снова возвращается в клетку.

Цветочные часы

Цель: дать представления о том, что растения открывают и закрывают венчики своих цветков по определенному расписанию, так что по ним, как по часам, можно определить время; упражнять детей в арифметических действиях.

Материал. Карточки с изображением цветов: полевая гвоздика, мать-и-мачеха, водяная лилия, цикорий, шиповник, вьюнок полевой, мак, ноготки, тюльпан, одуванчик. Под цветами в форме примера зашифровано время раскрытия цветов.

Содержание игры. Воспитатель предлагает посмотреть на растения, вспомнить, как они называются. Под рисунками зашифровано время раскрытия цветов. Решив пример, ребенок узнает, по какому расписанию раскрываются цветы у этих растений.

Публикации по теме:

Мы нужны друг другу на земле В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 30 марта 2014 в 18:20
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Митришкина (УИ 115264) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД