Лучший педагог года

Значение хакасской культуры в воспитании нравственных качеств дошкольников

Вера Тюкпеекова
Значение хакасской культуры в воспитании нравственных качеств дошкольников

Любой народ по-своему велик,

Бесценен вклад его в наследство вековое.

Так сбережем свою культуру и родной язык,

Как самое на свете дорогое

Приобщение нового поколения к национальной культуре является актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Публикация «Значение хакасской культуры в воспитании нравственных качеств дошкольников» размещена в разделах

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре и быть эстетически развитой личностью. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств, качеств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали.

Система патриотических и гражданственных отношений формируется от близкого (семья, детский сад) к далекому (поселок, край, Россия). Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, — задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения культуры малой Родины, в нашем случае – Хакасии.

Планируя работу в по воспитанию нравственных качеств дошкольников, мы ориентировались в первую очередь на такие качества, как: чувство любви и уважения к своему Отечеству, уважительное отношение к людям – старшим и младшим, людям разных национальностей, уважение к традициям и культуре своего народа и других народов, …к семье

Издавна семья считалась хранителем культурных и нравственных ценностей, которые передавались из поколения в поколение. В настоящее время в молодых семьях появились разобщенность, отчужденность от своих корней, утрата традиций рода. Но ведь именно семья является для ребенка первым и ближайшим положительным опытом в духовном развитии, где все его члены связаны кровным родством и традиционные ценности народа передаются от одного поколения к другому. В связи с этим, на наш взгляд семья обладает богатейшим опытом педагогических традиций. Мы считаем, чтобы у ребенка сформировалось чувство любви и уважения к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше о своём крае, природе, истории и приобщать к национальной культуре.

Сейчас в нашей республике идет активный поиск путей к возрождению национальной культуры. Такое возрождение лежит в русле традиций и обычаев хакасского народа. Поэтому актуальность и необходимость изучения традиций и обычаев народа заключается в том, что бы заинтересовать подрастающее поколение к своим корням. Начиная работу с семьей по внедрению в воспитательный процесс народной культуры, мы создали рабочую программу по обучению дошкольников хакасскому языку и приобщению к культуре хакасского народа «Чахайах», которая разработана в соответствии с основной образовательной программой МБДОУ д/с «Иванушка», с учетом программы «Иркеч,ек» Арчимаевой М. С.

Целью данной программы является: создание благоприятных условий для полноценного развития дошкольников, процессе изучения хакасского языка и приобщения к культуре хакасского народа. Эти цели реализуются через проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности. По реализации этой программы большую роль играют родители.

Начиная работу с семьей по внедрению в воспитательный процесс народной культуры, мы определили следующие направления работы:

• изучение традиций народного семейного воспитания;

• развитие интереса у детей и родителей к прошлому своего народа и народной культуре;

• использование в работе с семьями опыта и традиций народного воспитания.

Для нас было важно определить, какие средства и методы организации воспитания в народной педагогике востребованы сегодня и могут быть эффективно использованы в современном педагогическом процессе. Мы составили план работы с детьми и родителями, так как воспитание всесторонне развитой личности – это наша общая с родителями задача. Решить её можно, если грамотно использовать духовную культуру наших предков, их опыт, их знание природы.

Для знакомства детей с культурой, обычаями и традициями хакасского народа в группе создали развивающую среду в хакасском народном стиле, которая способствует лучшему усвоению знаний о Хакасии. С помощью родителей был создан "Мини-музей", своими руками они шили национальные костюмы, поделки, узоры на утвари. Так же в работе по приобщению детей дошкольного возраста к культуре хакасского народа мы обратились к устному народному творчеству: сказки, загадки, пословицы, легенды, стихи, мифы.

Совместно с родителями, мы знакомим детей с такими праздниками, как "Чыл пазы" (Новый год). Подготовка к этому празднику идет задолго до их проведения. Дети совместно с педагогами и родителями оформляют музыкальный зал под хакасскую юрту, разучивают пословицы, поговорки, загадки, стихи, как на русском, так и на хакасском языке, знакомятся с традициями, обрядами праздника. Например, дети узнают, что "Чыл пазы" - праздник благодарения, гостеприимства, очищения и благословления.

Особое внимание уделяем народным обычаям, в частности обычаю гостеприимства и уважения к старшим. Одной из этих традиций является почитание пожилых людей, которой посвящается праздник "Хуртаях" и проводится в ноябре месяце. На этот праздник мы приглашаем бабушек и дедушек наших воспитанников.

В течение года знакомлю детей с народными костюмами. Со старшими дошкольниками классифицирую его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: пуговицы, бисер, разноцветные бусы. и др. Помогаю детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский и мужской наряд и др. (в рисунке, аппликации.) Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культурой и природной средой.

Дети получают представление о юрте и о современном кирпичном доме. Они сравнивают юрту и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия.

Совместно с родителями расширяю круг приобщения детей к устному народному творчеству. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести.

Перед игрой рассказываем о культуре и быте хакасского народа знакомлю с волшебными сказками, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом. Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры с национальным колоритом: “Укрась одежду национальным узором”, “Сложи одежду”, “Сортируй узоры”, “Исправь ошибку” (национальные куклы одеты неправильно).

Важную роль в становлении физически развитой личности играют детские спортивные игры и праздники. Они интересны детям и тем, что проходят в национальных традициях, в которых большую роль играют наши папы.

Итогом нашей совместной работы с родителями является участие в городском конкурсе "Чылтызахтар". Родители активно принимали участие в подготовке детей к конкурсу, а именно: учили вместе стихи и песни на хакасском языке, готовили костюмы к выступлению, плели детям косички.

Таким образом, знакомство детей с культурой хакасского народа позволяет показать особенности культурного наследия, воспитать уважительное отношение к национальным традициям и обычаям, развивать творческие способности.

Публикации по теме:

Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы «Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы» НРАВСТВЕННОСТЬ — особая форма общественного сознания.

Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности Представление моего опыта работы на районном августовском совещании. (Слайд № 1) Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами.

Картотека игр по формированию нравственных качеств у дошкольников. Вторая младшая группа. Подвижная игра «Кот Васька». Цель. В процессу игры дети обучаются характерным движениям животных. Ход игры. Дети (мышки) сидят на стульчиках.

Комплексное применение различных видов деятельности в формировании духовно-нравственных качеств у дошкольников Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается,.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры» Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры» Паспорт проекта.

Проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и народных традиций» Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Актуальность: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп:.

Формирование нравственных качеств дошкольников в процессе ознакомления детей с природой родного края Формирование нравственно качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа с детьми должна.

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи «Люди не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи … Национальные отличия сохранятся и в ХХI.

Значение традиций народной культуры в воспитании детейЗначение традиций народной культуры в воспитании детей О значении традиций народной культуры в воспитании детей «МАСЛЕНИЦА» Возвращение к истокам традиционной народной культуры воспитывает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение хакасской культуры в воспитании нравственных качеств дошкольников
Опубликовано: 23 марта 2016 в 16:24
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД