Получи документы

Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы

Татьяна Кунда
Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы

«Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы»

НРАВСТВЕННОСТЬ — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. В более узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность представляет собой ценностную структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде

Публикация «Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы» размещена в разделах

Мы используем в разговоре между собой слово нравственность, хотя даже не всегда понимаем, что означает это понятие. Преимущественно мы под ним понимаем определенные нормы этики, которыми должны руководствоваться люди при общении, и в отношениях с другими людьми. Но почему-то для каждого нормы нравственности бывают разными. Для одних это правильное воспитание и поведение. Для других, это чувство такта и честность. Но все соглашаются в одном, что все эти нормы закладываются в каждом человеке еще с детства. И наибольшую роль в правильном воспитании играют родители и окружение.

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. В связи с важностью данного направления мной была выбрана тема работы с детьми «Нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу».

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Становлению данного опыта способствовали следующие факторы:

- методические объединения;

- посещение курсов повышения квалификации;

- консультации, семинары, открытые просмотры и другие формы работы в МБДОУ;

- работа по самообразованию.

Актуальность моей темы заключается в том, что именно в дошкольном возрасте необходимо развивать ребенка посредством художественной литературы, так как большую часть внимания наших детей занимают компьютеры, которые уже с раннего детства входят в жизнь ребенка. Большое количество мультфильмов, которые наводят ужас. Ребенок должен развиваться всесторонне и книга в этом деле прекрасный товарищ. Народные сказки передаются из поколения в поколения, немного меняются, но смысл остается тот же. Рассказывать сказки является традицией, от которой не надо отказываться, заменяя мультиками с не понятными героями.

Дошкольник учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются переживания. Первоначально дети оценивают чужие поступки – других детей или литературных героев, не умея оценивать свои собственные

В основе моей работы лежит программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е.

Приступая к работе по выбранной теме, составила план работы.

На первом этапе изучила программу и методические рекомендации, познакомилась с учебно – методическим пособием «Социально – нравственное воспитание дошкольников», автор Р. С. Буре. Изучала и использовала передовой опыт педагогов работающих по этой теме. Изучив методическую, научно – популярную литературу, продумала и применяла на практике разнообразные методы и приемы в работе.

Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

Мной был составлен план работы по нравственному воспитанию, состоящий из несколько блоков:

• "Я и все мои друзья";

• "Моя семья";

• "Родная природа";

• "Золотые руки";

• "Милая мама моя"

"Родной свой край люби и знай".

Особую роль отводила занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Знакомство детей с художественной литературой я начинаю с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое.

В течение года познакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы : рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями, разучиваю произведения русского фольклора - это детский фольклор, частушки, песенки, прибаутки, загадки, чистоговорки, игры.

Могучим средством воспитания детей младшего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решались самые разные задачи.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы :

- групповые собрания;

- консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;

- выставки книг;

- провела открытое занятие с участием родителей;

- совместная творческая деятельность родителей и детей;

- полезные советы;

В течение года проводила индивидуальные консультации и бесед с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т. е. больше внимания уделять своим детям.

Таким образом, в ходе своей работы, я увидела, что у детей сформировалась потребность в слушании художественной литературы. Они проявляют сочувствие к героям произведений, проявляют в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, пытаются высказать свою точку зрения.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников посредством традиционных народных праздниковФормирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников посредством традиционных народных праздников Ценность народного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей.

Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств дошкольника» формирование нравственных качеств дошкольника Нравственность –правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые.

Консультация для воспитателей «Формирование социальных и нравственных качеств ребенка» МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Калинка» «Формирование социальных и нравственных качеств ребенка» В форме технологической ситуации.

Деловая игра «Формирование нравственных качеств у дошкольника посредством чтения художественной литературы» Цель: - создать условия для профессионального самосовершенствования участников деловой игры; - сформировать представления о многообразии.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста Нравственное воспитание деток дошкольного возраста является одной из сложнейших задач обучения в критериях современного дошкольного образовательного.

Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности Представление моего опыта работы на районном августовском совещании. (Слайд № 1) Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами.

Формирование у детей нравственных качеств средствами театральной деятельности Цель: Воспитывать у детей нравственно-эстетические качества, культуру поведения в жизни, доброжелательность, доброжелательное отношение.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы» Трудно переоценить значение художественной литературы в период первого познания мира, в период формирования личностных черт характера. Правила.

Обзор методической литератры по теме: Формирование познавательных процессов средствами восприятия художественной литературы Обзор методической литератры по теме : «Формирование познавательных процессов средствами восприятия художественной литературы» Восприятие.

Опыт работы «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника» цель и задачи опыта. Цель: Формирование духовно — нравственных качеств дошкольника через детскую субкультуру. Задачи: 1. Создать условия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных качеств дошкольников средствами художественной литературы
Опубликовано: 19 февраля 2016 в 20:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД