МААМ-картинки

Опыт работы «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника»

Татьяна Синикова
Опыт работы «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника»

цель и задачи опыта.

Цель:

Формирование духовно — нравственных качеств дошкольника через детскую субкультуру.

Задачи:

1. Создать условия для приобщения к детской субкультуре.

2. Обогащать социальный опыт ребенка, осознавать нормы и правила поведения

3. Способствовать установлению гуманных взаимоотношений в системе “ребенок - ребенок”

3. Сохранять самобытность детского коллектива при взаимодействии взрослой и детской субкультур через систему взаимодействия с семьей

Публикация «Опыт работы „Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника“» размещена в разделах

В своей работе я руководствовалась следующими принципами организации процесса социального воспитания:

• индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических

ситуаций в социальном взаимодействии личности;

• воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

• развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

• становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека,

• воспитание духовно — нравственных качеств : доброта, сострадание, милосердие, желание придти на помощь ближнему и др.

5. Система работы по формированию духовно- нравственных качеств дошкольника посредством детской субкультуры.

В своей работе за основу я взяла методическое пособие «Социальное развитие детей в ДОУ» Н. В. Иванова, Е. Ю. Бардинова, А. М. Калинина, ООО «ТЦ Сфера», 2008

Опыт работы содержит следующие компоненты детской субкультуры:

• детской правовой кодекс,

• коллекция

• детский юмор

• народные традиции

духовно — нравственные представления (качества личности)

• словотворчество

Реализация задач духовно – нравственного воспитания была организована через формы детской субкультуры : игровые проекты, презентации, выставки, события.

Необходимым условием приобщения дошкольника к детской субкультуре является создание в группе позитивного эмоционального климата. Дети должны чувствовать себя комфортно, относиться друг к другу терпимо, не боятся рассказывать о себе и т п.

Для определения уровня взаимодействия воспитателя с детьми ежегодно проводится анализ выполнения ФГТ, раздел «Взаимодействие», проводятся проективные рисуночные методики, например, «Моя любимая группа». Результаты данных диагностик показал высокий уровень взаимодействия воспитателя с детьми и наличие благоприятной эмоциональной атмосферы в группе. (Приложение 2)

Свою работу проводила по блокам : блок «Дети», блок «Родители» и по следующим этапам:

1-й этап —Аналитико — диагностический май 2008г (см обоснованность выбора темы)

2- й этап - Подготовительный сентябрь — декабрь 2008 учебный год

На этом этапе была создана соответствующая предметно – развивающая среда в старшей группе МДОУ д/с №3 «Рябинушка» :

• Мини – музей, уголок по «музейной педагогике»

• Наличие материала по народоведению включен во все зоны, уголки детской деятельности: это и элементы русского национального костюма, и предметы утвари, посуды, детские музыкальные инструменты, народные музыкальные инструменты.

• Карты нашей страны, области с ярко выраженными изменениями местности. По ней дети узнают о городах и селах нашей области, реках, протекающих здесь, могут находить заповедные места и залежи полезных ископаемых; макеты архитектурных объектов: православных храмов, зданий; природных ландшафтов.

• Уголок патриотизма (символы России, малой Родины)

• Предметы — накопители (сундучок, сокровищницы)

• Постоянные и временные выставки

• Коллекции

Дидактические игры: Моя семья», «Животные нашего леса», альбомы «Времена года», «Семья», «Птицы, животные и растения нашего края», «Об этом знает каждый» ит. п.

• Игровые пособия для знакомства детей с историей и бытом малой Родины, флорой и фауной России, Нижегородской области,

Фотогалереи: «Купола Вачского района», Достопримечательности Вачского района, «Природные памятники Вачской земли»; стенд «Символы России, Нижегородской области, поселка Вача, малой Родины»;

• Подобрана фоно - и аудиотека народных мелодий, видеотека «Золотое кольцо России», «Природа России», и т. д.

• Игротека подвижных и дидактических народных игр, картотека детской художественной литературы.

Мною было подобрано программно – методическое обеспечение, необходимое для реализации задач социализации и духовно — нравственного воспитания дошкольника :

«Я,ты,мы» О. Л. Князева, Р. С. Стеркина М, Дрофа, ДиК 1999г

• Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Типография ОАО «ГАЗ» СПб: Детство – пресс, 1998г

«Мой родной дом»

Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. А. Семикова, Н. Новгород, Талам,2000г

«Моя страна Россия» Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова,

М, Просвещение,1999г

«Социальное развитие детей в ДОУ» Методическое пособие Н. В. Иванова, Е. Ю. Бардинова, А. М. Калинина, ООО «ТЦ Сфера», 2008

«Моя страна Россия» Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова,

М, Просвещение,1999г

«Нравственное воспитание в детском саду» В. И Петрова, Т. Д. Стульник, М., Мозаика – Синтез,2005г

«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Е. А. Губина, Н. С. Кудряшева, Г. И. Лугвина, Н. Б. Майорова, С. В. Перькова, Н. Ю Твардовская

Дошкольнику – об истории и культуре России», Г. Н. Данилина Москва 2005

• «Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста» и дидактический материал к нему под ред. А. С. Алексеевой.

«Я – ребенок, и я имею право.» Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова, ООО Скрипторий,2003г

• Образовательный проект «Дорогою добра» «Духовно – нравственное воспитание дошкольника в ДОУ Вачского района. 2010-2013гг»

Перспективный план работы по формированию и проявлению детской субкультуры

Блок «Дети»

Компоненты детской субкультуры Формы детской

субкультуры Название работы Срок выполнения

1 Детской правовой кодекс Игровые проекты

«Мои права»

(приложение 3) 05.09г

Презентации Альбом «Я имею право» 05.09г

Выставки Фотовыставка

«Я расту» В течение года

События «День прав ребенка» - детский праздник. (приложение 4) 06.09г

2 Коллекция Игровые проекты «Детское коллекционирование» 01.09г

Презентации Открытки ко Дню рождения

Пасхальные деревянные яйца

Фишки

Игрушки от киндер – сюрпризов

Обрядовая кукла

(Приложение 5)

Магнитики 02.09г

Выставки 03.09г

События 03.09г

3 Детский юмор Игровые проекты «Посмеемся вместе»

(приложение 6) 04.09г

Презентации Детская юмористическая газета «Посмеемся вместе»

Рисунки – аппликации «Избушки – хохотушки» В течение года

Выставки Фотовыставка «Посмеемся вместе» 04.09г

События Праздник: «Небылицы в лицах»

Вечер детских шуток, веселых историй, анекдотов

Театрализованное представление сказки : «Чудесное превращение избушки Бабы — Яги» (приложение 7) В течение года

4 Народные традиции Игровые проекты «В тереме расписном живу, к себе в избу гостей приглашу»

(приложение 7) 08.09г

Презентации «Бабушкин сундук»

«Птица счастья – оберег дома» 09.09г

Выставки «Чудеса осени»

«Красивые окна» 10.09г

События Праздник «Осенины»

(приложение 8) 11.09г

5 Духовно — нравственные представления Проект «Сопричастие к православным праздникам»

(приложение 9) 01.10г

Презентации Пасхальное угощение 04.10г

Выставки Детский рисунок «Рождественская открытка», «Пасхальная открытка»

«Пасхальное яйцо»- коллекция деревянных Пасхальных яиц.

Украшение веточки вербы, березы. 01.10г

04.10г

События Православные праздники:

«Красная Пасха»- «Весенний перезвон»

(приложение 10)

«Рождество»

(приложение 11)

«Именины»

«Масленица» В течение года

6 Народные игры Игровые проекты «Игры наших предков»

(приложение 12)

02.10г

Презентация «Я умею организовать и провести народную игру» 03.10.

События Праздник «Народные игры»

Использование народных игр при проведении православных праздников

(приложение 13) 03.10г

7 Словотворчество Детское словотворчество: пословицы, поговорки, рифмы, дразнилки, небылицы, составление сказок, складушки и т. д. имело место во всех компонентах

субкультуры

(приложение 14)

Блок «Родители»

Формы работы Название мероприятия Срок выполнения

1 Родительское собрание Народные игры, как средство воспитания нравственных качеств дошкольника 10.09г

Детская субкультура, как фактор формирования духовно – нравственных качеств дошкольника 10.10г

2 Консультации Семейные увлечения — залог гуманных взаимоотношений в семье 09.09г

Народные игры и их роль в нравственном становлении ребенка 12.09г

Духовно – нравственные представления через сопричастие к православным праздникам 04.10г

3 Совместные мероприятия Православные праздники

«Играем вместе» В течение года

08.10г

4 Презентации Пасхальное угощение

«Птица счастья – оберег дома» 04.10г

5 Выставки «Чудеса осени»

«Обрядовая кукла» В течение года

6 Акции Помощь в создании предметно — развивающей среды В течение года

7 Совместные походы Парк, речка Вачка, родник В течение года

8 Совместные экскурсии МОУ ДОД ЦДТ, МОУ ДОД ДЮЦ «Ровестник», Районный краеведческий музей, Центральная межпоселенческая библиотека В течение года

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников посредством традиционных народных праздниковФормирование духовно-нравственных качеств личности дошкольников посредством традиционных народных праздников Ценность народного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей.

Консультация для воспитателей «Формирование нравственных качеств дошкольника» формирование нравственных качеств дошкольника Нравственность –правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые.

Консультация для воспитателей «Формирование социальных и нравственных качеств ребенка» МБДОУ Сухобезводнинский детский сад «Калинка» «Формирование социальных и нравственных качеств ребенка» В форме технологической ситуации.

Консультация «Роль театрально-танцевального костюма в формировании социально-нравственных качеств личности дошкольника» Программное обеспечение: 1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Гербовой В. В., Комаровой.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста «Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые.

Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности Представление моего опыта работы на районном августовском совещании. (Слайд № 1) Формирование нравственных качеств у дошкольников средствами.

Комплексное применение различных видов деятельности в формировании духовно-нравственных качеств у дошкольников Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается,.

Консультация «Влияние мультфильмов на формирование нравственных качеств у дошкольников»Консультация «Влияние мультфильмов на формирование нравственных качеств у дошкольников» В наше время, как никогда ранее, возрастает роль мультфильмов и компьютерных технологий на развитие нравственных качеств дошкольников, поэтому.

НОД по художественно-эстетическому развитию (формирование нравственных качеств) «Путешествие в сказку» «Путешествие в сказку» Цель: формирование нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки. Задачи: Расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование духовно-нравственных качеств дошкольника»
Опубликовано: 19 ноября 2015 в 16:47
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД