МААМ-картинки

Значение художественной литературы в развитии образной речи дошкольников

Ирина Хадарова
Значение художественной литературы в развитии образной речи дошкольников

Хадарова Ирина Юрьевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 114», г. Чебоксары

ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ

На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры. Культура речи является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной связной речью – профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни. Поэтому задача обучения родному языку выступает как одна из главных задач дошкольного и школьного образования.

Публикация «Значение художественной литературы в развитии образной речи дошкольников» размещена в разделах

Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывания, но и владеть богатством родного языка, его выразительными возможностями.

Проблема развития образной речи детей изучалась в лингвистическом, психологическом и педагогическом аспектах. Лингвисты называют образной иносказательную речь, связывающую с названием предмета ряд представлений, вызывающих эмоциональные переживания (О. С. Ахманова, А. Н. Гвоздев). Психологи подчеркивают выражение в образе обобщенного содержания и его оттенков, развития эмоциональной выразительности речи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин). Педагогические исследования отмечают необходимость проведения специальной работы, чтобы вооружить ребёнка способами выражения в слове определённого художественного содержания (Е. И. Тихеева, Е. А. Флёрина, Н. С. Карпинская). В дошкольной педагогике развитие образной речи рассматривается как необходимое условие формирования эстетических представлений, эстетического вкуса детей при ознакомлении с произведениями изобразительного искусства (Е А. Флёрина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, с природой (Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, с художественной литературой и фольклором (Н. С. Карпинская, Р. И. Жуковская, О. С. Ушакова).

Психологи и педагоги, рассматривавшие становление и развитие речи детей, доказали, что дошкольники могут понимать и использовать средства образности в своих высказываниях (С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина). По их мнению, ребёнку так же, как и взрослому, бывает свойственно стремление усилить любое высказывание выразительными средствами.

Таким образом, становиться очевидным противоречие между признанием необходимости и возможности развития образности речи детей старшего дошкольного возраста с одной стороны и недостаточной разработанностью методического аспект этого вопроса с другой.

Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком, вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Любовь к художественному слову, русской литературе формируется у ребёнка в раннем возрасте. Чтение книг: сказок, потешек, весёлых историй, рассказов сопровождает ребёнка на протяжении всего детства. Но как познакомить ребёнка с тем или иным произведением или предметами окружающей его действительности так, чтобы это было интересно и значимо для него? Как сделать ребёнка не пассивным слушателем, а активным участником этого процесса?

Художественная литература активно используется в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования и является важнейшим средством развития образности речи.

Образные средства языка широко встречаются в произведениях разных жанров (рассказах, сказках, стихотворениях и т. п.). писатели, поэты пользуются теми же словами, которые употребляют в разговорной речи, но в результате творческой работы автора эти слова приобретают особую выразительность. Слово, отдельно взятое и объективно обозначающее предмет, качество и т. п., ещё не имеет художественной окраски. Мастерство писателя состоит в том, чтобы найти такие слова, которые бы наиболее полно выразили его мысли и чувства, дать их в таких сочетаниях, чтобы они звучали убедительно, весомо, ощутимо.

Поэтому важно правильно отобрать тексты для чтения и рассказывания в детской аудитории с учетом определённых требований. Тексты должны:

иметь художественно-эстетическую ценность;

соответствовать возрастным и психологическим особенностям и интересам детей;

включать большое количество образных средств (эпитетов, сравнений, метафор и т. д., авторских неологизмов.

Работа по обогащению речи детей образной лексикой начинается с чтения художественной литературы.

Восприятие художественной литературы, её познание невозможны без эмоций, поэтому не следует ограничиваться только чтением, рассказом или анализом содержания и выразительных средств произведения. Стихи и тексты должны вызывать у детей определённые чувства, желание творить красоту и добро. Поэтому в процессе ознакомления детей с литературой, особенно на первых этапах, оправдывает себя приём «обыгрывания», воссоздания предшествующих и последующих содержанию событий. Применение приёма «обыгрывания» при ознакомлении с художественной литературой целесообразно ещё и потому, что он тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определённого рода установками на развёрнутое выразительное рассказывание.

Изобразительно – выразительные средства языка, с одной стороны, расширяют возможности познавательного проникновения в явление, отображённое в произведении, и углубляют эстетическое переживание. А с другой стороны, они обогащают речь самих детей. Самостоятельное использование образной речи является показателем определённой зрелости эстетического переживания, ибо чтобы использовать в речи образ, надо его почувствовать, а для того чтобы почувствовать, надо его глубоко осмыслить.

Литература :

1. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова – М., Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240с.

2. Ушакова, О. С., Гавриш, Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш – М., ТЦ Сфера 2002.

Шевцова, Е. Е., Воробьева, Е. В. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. / Е. Е. Шевцова, Е. В. Воробьёва — М. : Сфера, 2006

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей» Многие мамочки в период ожидания.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Презентация «Задания для дошкольников и младших школьников по развитию образной речи, внимания и мышления «Скоро в школу!» Дорогие воспитатели, педагоги и родители! Предлагаю презентацию, которая входит в серию пособий для развития мышления, внимания, образной.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольниковЗначение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возрастаЗначение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра - одна из более совершенных и эффективных форм реализации развития речи у детей на разных возрастных этапах. Она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение художественной литературы в развитии образной речи дошкольников
Опубликовано: 10 марта 2021 в 14:26
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД