Анна Швецова
Значение игровой деятельности в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Значение игровой деятельности в экологическом воспитании дошкольников.
Значение игр, в том числе обучающих дидактических, в воспитательно – образовательном процессе хорошо известно всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Важны они и в экологическом воспитании детей.
Публикация «Значение игровой деятельности в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2023
Знания о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними, постепенно формирующиеся у детей дошкольного возраста, служат базой для развития их представления о мире в целом и отношения к нему в целом.
На целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умении и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей. Одновременно решаются задачи развития их эмпирического и теоретического мышления, познавательной активности, Закладываются основы осознанного взаимодействия с миром. Вместе с тем понимание причинно следственных зависимостей является наиболее проблемным элементом в системе знаний детей старшего дошкольного возраста о мире.
Причины кроются в отсутствии у них абстрактных понятий.
Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения, и не догадываются, что на самом деле они будут учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется и процесс обучения.
Обучающая игра немыслима без игровых действий. Для детей начиная с 5 лет в дидактическую игру можно включать элементы состязания; при этом старшие дошкольники могут соревноваться как индивидуально так и коллективно.
Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются с детьми старшего дошкольного возраста прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний.
Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Рассмотрим несколько вариантов использования дидактических игр в эколого-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Игра 1.
«Кто где живет?».
Дидактическая цель: Дать знания о том, что распространение живых организмов на тех или иных территориях не случайно, а закономерно и обусловлено наличием необходимых и отсутствием неприемлемых для них факторов. Эти знания необходимы для последующего формирования таких сложных экологических понятий, как окружающая среда, сообщество, экологическая ниша, охрана природы. Развивать способность к анализу, сравнению, обобщению, умозаключениям. Формировать осознанное отношение к правилам поведения в природе.
Игра 2.
«Зимующие птички».
Эта игра позволяет познакомить детей с важными экологическими закономерностями : влияние количества и доступа корма на поведение и образ жизни зимующих птиц; зависимость выживания от длительности светового дня.
Надо также отметить, что экологическое образование чаще носит ознакомительный характер. Методики ориентированны больше на формальное заучивание. Экологизирован должен быть сам человек во всех сферах его деятельности-в быту, в воспитании и обучении.
Когда дети начинают мастерить из природного материала, они находят несомненные достоинства. Педагог должен показать, что есть возможность экспериментировать с природным материалом. Например если изменить положение некоторых частей и деталей, можно передать характер и настроение поделки (например петушка из шишки).
С целью экспериментирования можно продолжать знакомство старших дошкольников с особенностями песка и глины, сравнивать чем они отличаются, определить, как свойства этих веществ проявляются в повседневной жизни (сочетание экспериментирования и наблюдения на прогулках).
Разнообразные сведения об окружающей природе, которые можно получить в ходе простейших наблюдений, опытов и умозаключений, сделают занятия в детском саду увлекательными, развивающими.