Папки-передвижки

Значение ритмики в музыкальном воспитании дошкольников

Алевтина Петровна Казакова
Значение ритмики в музыкальном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

(Методическая разработка для музыкальных руководителей и педагогов)

Историческая справка о появлении ритмики.

Создателем системы музыкального ритмического воспитания является Эмиль Жак – Далькроз – швейцарский педагог, композитор, общественный деятель. Занимаясь в консерватории со студентами, Далькроз понял, что не все могут выполнять заданный ритмический рисунок и движения при игре на музыкальном инструменте. Поэтому он начал вводить на уроках сольфеджио различные ритмические упражнения. Далькроз создал систему ритмической гимнастики, которая в дальнейшем стала называться ритмикой.

Публикация «Значение ритмики в музыкальном воспитании дошкольников» размещена в разделах

В России ритмику стали широко внедрять благодаря российской ученице Далькроза Н. Александровой, которая впоследствии возглавила Московский институт ритмического воспитания. Ритмика стала вводиться в музыкальных учебных заведениях, в хореографических, театральных, цирковых училищах, в кружках, а также в лечебных заведениях.

В настоящее время педагоги по ритмике продолжают совершенствовать ритмическое воспитание, разрабатывая методику занятий по ритмике в различных учебных заведениях.

Активно используется ритмика и в дошкольных учреждениях. На занятиях по ритмике дошкольников воспитывают на лучших музыкальных образцах, широко используя народную, классическую и современную музыку. Ритмика имеет большое значение в музыкальном воспитании дошкольников и влияет на физическое развитие детей.

Виды движений

Движения, используемые в ритмике, соответствуют программе по музыкальному и физическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях. Основными движениями являются: ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля предмета, сохранение равновесия. На занятиях по ритмике большое место отводится общеразвивающим гимнастическим упражнениям, а также включаются несложные танцевальные движения и музыкально – ритмические игры.

*ходьба

Ходьба укрепляет мышцы нижних конечностей, развивает ориентировку в пространстве.

При ходьбе надо: обращать внимание на координацию рук и ног, сохранять правильную осанку, не допускать шаркающей походки.

Ходьба делится на следующие виды: с носка, на носках, с «подушечки», с перекатом (с пятки на носок, топающим шагом, пружинящим, широким, с высоким подъемом ног.

*бег

Бег способствует разностороннему физическому развитию, активизируя при этом работу сердца и легких. Бег бывает разного вида: легкий, широким шагом, с высоким подъемом ног. Координация движений рук и ног та же, как и при ходьбе. Положение тела при беге: корпус чуть наклоняется вперед, плечи не напрягать, кисти рук расслабить, пальцы рук согнуть, не сжимая их в кулак, ступни ног ставятся почти параллельно.

*прыжки

Прыжки развивают мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляют связки и суставы ног. При выполнении прыжков требуется работа всего мышечного аппарата, обеспечивающая мягкость, упругость движений, сохранение равновесия. Прыжки бывают разные: на обеих ногах на месте и с продвижением вперед, поочередно на правой и левой ноге, ноги в стороны – вместе, поскоки с ноги на ногу, прыжки вверх с разбега, перепрыгивание через препятствие, спрыгивание, прыжки через скакалку.

*бросание и ловля мяча

Работа с мячом развивает ловкость, четкость, пластичность, координацию движений, глазомер, а также укрепляет мышцы рук, плечевого пояса и способствует развитию кистей и пальцев рук. Первоочередная задача педагога – провести предварительную тренировку без музыкального сопровождения. Ритмические упражнения с мячом разнообразны: удары мяча об пол и прокатывание его между ногами, переброска мяча друг другу в различных направлениях и на разное расстояние. Для выполнения данных упражнений требуется сосредоточенное внимание и определенный навык.

*сохранение равновесия

Сохранять равновесие при выполнении движений детям поначалу сложно. Навык сохранения равновесия развивается у детей постепенно, по мере овладения двигательными навыками. Для выработки этого умения надо детям предлагать стоять на одной ноге, на носках, не шевелиться после какого-то движения, пройти между двумя линиями, по гимнастической скамейке, доске. Равновесие поддерживается с помощью балансировки руками, ногами, туловищем, головой.

*построение и перестроение

Построения и перестроения организуют и дисциплинируют детей, развивают ориентировку в пространстве. Для выполнения ритмических упражнений дети по команде педагога перестраиваются в колонны, в шеренгу, по кругу, врассыпную, в несколько кружков. Дети должны быть внимательными и слышать команды педагога.

В нашем стремительном современном веке большое место отводится физическому развитию дошкольников. Проводя занятия по ритмике, педагог должен добиваться точного выполнения движений, а также должен следить за правильностью осанки детей. Педагог должен знать основные требования к осанке дошкольника как свои пять пальцев: плечи опущены и чуть отведены назад, голова приподнята, спина прямая, грудная клетка выступает вперед, живот подтянут. Если игнорировать данные требования, то неизбежны нарушения осанки, которые влекут за собой изменения во внешнем виде ребенка и в здоровье: сужение грудной клетки и искривление позвоночника затрудняют работу сердца и легких.

Советы педагогу.

Важно, чтобы педагог хорошо владел своим телом и мог продемонстрировать правильное, красивое выполнение движений строго под музыку. Каждое занятие ритмикой должен содержать различные виды работы:

1. Общеразвивающие гимнастические упражнения или работа над танцевальными элементами с обязательным включением упражнений для рук и верхнего плечевого пояса.

2. Упражнения с музыкально – ритмическими заданиями (разучивание нового и закрепление пройденного)

3. Упражнения с предметами, игра или танец.

Для занятий по ритмике используются различные пособия и атрибуты:

флажки, гимнастические палки, ленты, платочки, бубны и т. д. Все эти предметы всегда должны быть в исключительно надлежащем виде и храниться в определенном месте.

Занятия проводятся в чистом, хорошо проветренном помещении. Одежда для занятий обсуждается с родителями. Лучше, когда приобретается единая форма и обувь – «чешки».

Немаловажное значение для успешных занятий по ритмике имеет место присутствие музыки. Музыка используется разнообразная, включая русские народные мелодии, в которых четко слышится ритм.

Одним из важных условий успешных занятий по ритмике является внимательное и доброжелательное отношение к детям. Эти занятия должны приносить детям радость общения с музыкой, веру в свои возможности, укрепляет дисциплину, объединяет детей в единый коллектив.

Публикации по теме:

«Инновации в музыкальном воспитании». Консультация для родителей . Инновации в музыкальном воспитании дошкольников Музыкальное развитие старших дошкольников, посещающих группы кратковременного пребывания,.

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Конспект сюжетно-тематического занятия «В музыкальном королевстве царя Додона» для старших дошкольников Цели: 1. Через синтез искусств прививать детям любовь к классической музыке. 2. Способствовать формированию музыкальной культуры через обогащение.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка»Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка» Консультация «Роль родителей в музыкальном воспитании ребёнка».Уважаемые родители! Музыка является одним из богатейших и действенных средств.

Значение патриотического уголка в развитии дошкольниковЗначение патриотического уголка в развитии дошкольников Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение ритмики в музыкальном воспитании дошкольников
Опубликовано: 20 мая 2020 в 16:49
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение ритмики в музыкальном воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Петровна Казакова (УИ 1594761) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД