полина лупачева
Значение терапевтических сказок для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Как метод психологической коррекции сказкотерапия появилась лишь 20 лет назад. На психотерапевтические сказки взглянули как на метод личностного развития, объединяющий в себе различные формы и приемы обучения. Методика возникла из-за необходимости создать деликатный способ психологической коррекции подрастающего поколения и взрослых. Терапия с помощью сказки является одним из направлений арт-терапии, множество психологических проблем поддается такому необычному лечению.
Публикация «Значение терапевтических сказок для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сказкотерапия способна раскрыть личностный потенциал ребенка. Окунаясь в терапевтическую сказку, дети накапливают энергию, открывают новые возможности для себя и, таким образом, меняют ситуацию в лучшую сторону.
Воздействие сказкой подходит как для разрешения трудностей в процессе обучения, так и для преодоления тяжелых личностных кризисов. Секрет универсальности методики в том, что здесь, прежде всего, важны последствия лечения, толкающие ребенка на дальнейшее развитие без чьей-либо помощи. Для того чтобы максимально использовать возможности сказкотерапии, важно помнить о принципах уместности, дозированности и искренности.
Лечение сказкой дает положительные результаты в сочетании с другими методами и техниками: песочной терапией, изо-, цвето-, игротерапией. Проследить за эмоциональным фоном ребенка можно с помощью используемых им красок, пластилина, аппликаций, песка.
Психотерапевтические сказки могут решить широкий диапазон проблем. Ниже можно ознакомиться с их перечнем:
• сложности адаптации в социуме и принятие своей личности в нем;
• депрессивные состояния;
• детские капризы, страхи, фобии, ревность;
• проявления агрессии, излишняя раздражительность;
• заикание;
• повышенная тревожность;
• гиперактивность;
• психосоматические расстройства.
Сказкотерапия – это лечение особой атмосферой, в которой проявляются потенциальные, ранее нереализованные элементы личности. Различают следующие виды сказок :
1. Художественные. Эта группа представлена коллективными и авторскими рассказами. В семейном консультировании часто используют русскую народную сказку «Кто заговорит первый». Для психотерапии семей с приемными детками и людей с заниженной самооценкой подходит «Гадкий утенок» Андерсена. А если клиент теряет последнюю надежду и желание жить, на него окажет положительное воздействие произведение «Две лягушки» Пантелеева.
2. Дидактические. В этих рассказах оживают цифры, буквы, овощи, предметы. Знания и умения, которым обучают такие сказки, многообразны. Например, это может быть рассказ о внимательности на дороге, о вежливости в общении. Скучное для ребенка действие можно превратить с помощью сказки в «живое», тем самым наполнив его волшебным смыслом.
3. Медиативные. Они преследуют цель создать положительный настрой (перед сном, минимизировать ощущение усталости, напряжения, возбуждения. Повествование сопровождается комфортной обстановкой и обязательным отсутствием в сюжете конфликтов и отрицательных персонажей.
4. Психотерапевтические. В яркой метафорической оболочке история влияет на личность слушателя. Примером послужит любая авторская сказка, содержащая вымысел для того, чтобы научить уважать родителей, ценить друзей, беречь свою жизнь и т. д. Психологи рекомендуют обращаться к малоизвестным сказкам Андерсена или к буддийским джатакам.
5. Психокоррекционные. Нужны для оказания мягкого влияния на отклоняющееся поведение или неправильные установки клиента. Такие сказания вначале представляют непродуктивный образ мыслей или действий, а затем презентуют эффективную альтернативу. «Бредет Волк по лесу и плачет. На пути он встречает Зайчика, который спрашивает его: «Почему ты плачешь, Волк?». Тот отвечает: «Никто меня здесь не любит, пойду в другой лес». «А свои ужасные зубы с собой возьмешь?» — уточняет Зайчик»… История заканчивается беседой, педагог и ребенок придумывают окончание, которое нравилось бы обоим.
Работая с этой возрастной категорией, специалист должен знать, что до 5 лет дети отдают предпочтение историям о животных, ассоциируя себя с ними; до 6 лет ребенку становятся ближе человеческие персонажи, познающие мир; а к 6 годам возникает интерес к волшебству.
Существуют основные методы сказкотерапии для дошкольников :
1. Сочинение истории, позволяющее наблюдать во время повествования за спонтанными эмоциями ребенка, зачастую скрытыми в ежедневном поведении.
2. Рисование образов из сказки после прочтения, посредством которого ребенок сможет дать выход негативным эмоциям, агрессии и тревоге.
3. Изготовление кукол, приравнивающееся к расслабляющему процессу медитации. Отличных результатов помогают достичь задействованные здесь механизмы проекции и идентификации с персонажем.