Получи документы

Знакомство детей с народным творчеством

Светлана Коцарева
Знакомство детей с народным творчеством

Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключённая в сказках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному слову, языку.

Публикация «Знакомство детей с народным творчеством» размещена в разделах

Дети очень чутки к меткому народному слову, они с удовольствием запоминают и читают потешки, загадывают загадки. Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства: резьба по дереву и кости, вышивка, плетение кружев и т. п.

Использование в работе с дошкольниками всех этих видов народного искусства оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств. Уже в работе с малышами можно использовать малые фольклорные формы, которые раскрывают живописность русского языка.

Уместно прочитанные потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребёнка, успокаивают плачущего. В младших группах можно включать фольклор в проведение занятий по развитию речи. Так, в гости к малышам приходит кукла Таня. Она рассказывает о своих друзьях: собачке, кошечке, козлёнке, лошадке и др. Рассказ сопровождается чтением народной потешки. Например:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые…

***

Ходит конь по бережку,

Вороной по зелёному.

Он головушкой помахивает,

Чёрной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает,

Все колечушки-то бряк! бряк! бряк!

Золотые они – звяк, звяк, звяк.

В средней группе воспитатели продолжают знакомить детей с произведениями устного народного творчества, и прежде всего со сказками (русские народные : «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Гуси-лебеди» и т. д.) В начале занятия нужно объяснить детям, почему сказка называется народной. Эту сказку знали ещё дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. И неизвестно, кто её придумал, вот и говорят – народная. Талантливые люди придумали много замечательных сказок.

Народная сказка по всей природе, построению, выразительным средствам и языку требует, чтобы её рассказывали, это обеспечивает контакт со слушателями, создаёт определённое настроение в детской аудитории. Впечатления ребят будут более яркими и сильными, если воспитатель рассказывает сказку в национальном костюме. Большую радость вызывают у детей рассматривание русских народных игрушек и игры с ними. Воспитатель помогает детям рассмотреть и описать ярких матрёшек, разноцветные башенки, грибочки, забавные богородские игрушки. Детям средней группы не рассказывают подробно о том, где создают игрушки и как их делают: ребят знакомят только с внешним видом и особенностями той или иной игрушки, постепенно подводят к осмыслению «народная игрушка».

Особенно привлекают дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания, например богородские игрушки на мотивы народных сказок : «Репка», «Колобок», «Теремок», «Два жадных медвежонка».

В старшей группе воспитатель планирует занятия, специально посвящённые русскому народному творчеству. Это могут быть беседы о русской вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий с хохломской росписью, дымковских игрушек. Исследования педагогов доказали, что знакомство с произведениями народного искусства оказывает глубокое воздействие на чувства детей. Они с большим вниманием слушают рассказы педагога о народных умельцах, с удовольствием рисуют по сюжетам сказок, стремятся передать в аппликациях основные, характерные особенности узоров декоративного искусства.

Дети старшей группы рассматривают, описывают, изображают предметы народного творчества, например дымковскую глиняную игрушку. («Барышня», «Гармонист», «Индюк», «Лошадка» др.) воспитатель должен не только обращать внимание на форму и цвет предмета, но и отмечать его характерные особенности, настроение. Дети шестого года жизни достаточно тонко понимают скрытый юмор, задор, грусть, переданные художником в своём произведении. Очень хорошо, когда после занятия предметы народного искусства остаются в группе и используются как образы для изобразительной деятельности: рисунка, лепки, аппликации.

В старшей группе продолжают знакомить детей в устным народным творчеством : сказками, песнями, загадками. Эту работу целесообразно проводить вне занятий: в вечернее время, на прогулке педагог рассказывает детям сказку, загадывает загадки. Вместе с музыкальным руководителем можно подготовить интересную беседу о русской песне.

Знакомя детей с пословицами и поговорками, нужно рассказать, что народ создал короткие меткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объяснить, когда уместно использовать поговорку и пословицу, например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Труд человека кормит, а лень портит», «Дело мастера боится» и др. Интересно проходят занятия, на которых дети знакомятся с русскими пословицами, посвящёнными временам года. Воспитатель заранее подбирает картинки с изображением весны, зимы, осени, лета, разных видов сезонного труда, а также соответствующие им пословицы, например: «Январь – году начало, зиме – середина», «Много снега – много хлеба, много воды – много травы», «Вьюги да метели в феврале налетели», «Ласточка весну начинает, соловей лето кончает», «Кто весной трудиться рад, будет осенью богат» и др.

Детей седьмого года жизни можно знакомить и с более серьёзными, глубокими по содержанию произведениями национального эпоса: легендами, былинами, сказами. Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к своей Родине.

Публикации по теме:

Знакомство детей 2 младшей группы с творчеством А. С. Пушкина "Ох, уж эти сказки" День недели: 1 неделя понедельник. Сказка: "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне.

Фотоотчет о неделе в ДОУ «Знакомство детей 5–6 лет с творчеством Е. И. Чарушина»Фотоотчет о неделе в ДОУ «Знакомство детей 5–6 лет с творчеством Е. И. Чарушина» 11 ноября исполнилось 120 лет со дня рождения Евгения Ивановича Чарушина – русского детского писателя и художника - иллюстратора. Родился.

Конспект итегрированной НОД «Знакомство с творчеством нашего земляка художника» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ № 54 детский сад "Теремок" г. Ковров. Уважаемые коллеги,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого» для детей старшего дошкольного возраста Цель: воспитывать любовь и интерес к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе. Задачи: формировать представление детей о.

Конспект НОД «Знакомство с народным творчеством «Украсим дымковских лошадок» в младшей группеКонспект НОД «Знакомство с народным творчеством «Украсим дымковских лошадок» в младшей группе Цель: Знакомство детей с дымковской игрушкой, как предметом народного творчества, развитие продуктивной деятельности детей. Задачи: Обучающие:.

Перспективный план занятий по ознакомлению детей раннего возраста с устным народным творчеством Перспективный план занятий по ознакомлению детей раннего возраста с устным народным творчеством. Раздел «Адаптация» СЕНТЯБРЬ 1. Чтение.

Проект «Знакомство детей с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина» Слайд 2. Актуальность проекта Когда в наших руках оказывается книга, наша главная задача — прочитать ее, получить нужную нам информацию.

Знакомство с устным народным творчеством. Тематическая встреча с просмотром презентации для детей 5–7 лет В этом году у нас в районе проходит массовый проект по русским народным играм. И к его реализации в нашем детском саду подошли комплексно.

Занятие на основе знакомства с устным народным творчеством «Как у котика — кота» во второй младшей группеЗанятие на основе знакомства с устным народным творчеством «Как у котика — кота» во второй младшей группе по развитию художественно-эстетического вкуса Тема: «Как у котика – кота» вторая младшая группа Программное содержание. Продолжить знакомство.

Знакомство детей с народным творчествомЗнакомство детей с народным творчеством Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочется представить вашему вниманию материал по ознакомлению детей с народной культурой. Я, Кулижникова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Знакомство детей с народным творчеством
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 23:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД