Знакомство детей раннего дошкольного возраста с профессиями взрослых

Елена Серых
Знакомство детей раннего дошкольного возраста с профессиями взрослых

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. И именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Данные элементарные знания помогают малышам расширить свои знания о работе их родителей, родственниках, поближе познакомиться с их рабочим местом, и узнать, что именно выполняют они на работе.

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Маленькому ребёнку свойственен интерес к деятельности взрослых. Поддерживая этот интерес, мы помогаем детям освоить первые представления о труде взрослых как способе создания и преобразования предметов, необходимых людям. И одновременно решаем задачу - вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Необходимо проявлять постоянный интерес к детскому замыслу, помогать в его осуществлении, особенно в том случае, если ребёнок испытывает затруднения в достижении цели.

В процессе детского труда решаются следующие задачи:

1. Вызывать интерес к труду близких взрослых;

2. Формирование предпосылок трудовой деятельности;

3. Прививать трудолюбие;

4. Воспитание положительного отношения к труду взрослых;

5. Воспитание личности ребенка.

При построении нашей работы по ознакомлению детей с трудом взрослых опираемся на наглядность, доступность с учетом возрастных особенностей, и используем следующие формы работы,такие как:

• организованная образовательная деятельность;

• самостоятельная деятельность ребенка;

• наблюдения за трудом взрослых;

• коммуникативная деятельность;

• чтение художественной литературы;

• художественно-творческая деятельность;

• игровая деятельность;

• целевые экскурсии;

• живой пример окружающих взрослых.

Понятие «профессия» для детей младшего дошкольного возраста ещё сложно, поэтому программа «Детство» не предполагает его освоения. В ходе наблюдения конкретных трудовых процессов взрослыхмы фиксируем внимание на каждом компоненте труда:

1. Постановка цели и мотивация трудового процесса объективируется до его наблюдения;

2. Отбор предметов труда осуществляется на глазах детей;

3. Трудовое оборудование;

4. Промежуточный результат.

Каждое значимое трудовое действие мы показываем, объясняем и мотивируем в доступной для малышей форме. В конце наблюдения мы вместе с детьми выделяем итоговый результат труда (например, групповая комната убрана; няня позаботилась о детях, повесила чистые полотенца и т. п.).

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится также родителям. Это, прежде всего доступные беседы родителей со своими детьми о себе, своей работе, пояснение сказок, иллюстраций к ним, мультфильмов, т. е. всего увиденного и услышанного.

Мы не знакомим малышей детально с особенностями трудового процесса, мы даем общее представление поэтапно. Таким образом, достигается расчленённое, дифференцирование восприятие трудового процесса ребёнком. Также знакомим с трудом взрослыхчерез продуктивную деятельность: конструирование, лепку, рисование.Например: строим домики, ворота, гаражи. ; оригами – делаем из бумаги лодочки и пускаем в дальнее плавание. Также знакомим малышей с некоторыми процессами хозяйственно-бытового труда взрослых дома или в детском саду, где в качестве результата труда выступает не созданный,а лишь преобразованный предмет: подметание дорожек, мытьё посуды и т. д. Здесь сравнение предмета труда (грязная посуда и пр.) с результатом труда, промежуточным или конечным, позволяет детям вычленить преобразованный предмет (вымытая посуда, накрытый к обеду стол, появляется стремление помочь взрослым расставить и убрать игрушки, собрать листья на участке).

Ну и конечно центральное место отводим играм: дидактическим, сюжетно-ролевым («Добрый доктор Айболит», «Семья», «Строитель», «Шофер» и многим другим). Игры позволяют конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл.

Мы пришли к выводу, что лишь сочетание формирования правильных представлений о труде взрослых и выработки у детей трудовых умений, привычек дает необходимый воспитательный эффект.

Список литературы

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина – М.: «Педагогическое Общество России», 2000.

2. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста: методические рекомендации для специалистов дошкольного образования / под ред. М. Л. Семёновой. –Челябинск: ЧИППКРО, 2017.

3. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов –Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

4. Профориентационная работа в условиях дошкольнойобразовательной организации: Методическое пособие –Самара: Изд-во ЦПО, 2018.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослыхИспользование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослых Основным видом игровой деятельности дошкольника является дидактическая игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда.

Фотоотчет «Знакомство с музыкальными профессиями»Фотоотчет «Знакомство с музыкальными профессиями» При упоминании о знакомстве детей с профессиями сразу представляется набор картинок. Нам захотелось знакомство с профессиями представить.

Конспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗКонспект занятия по ФЦКМ «Откуда пришел стол? Знакомство с профессиями мебельщиков» в средней группе детей с ОВЗ Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование целостной картины мира Педагогическая цель: расширять представления детей.

Конспект НОД «Знакомство с театральными профессиями» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Знакомство с театральными профессиями» для детей старшего дошкольного возраста НОД «Знакомство с театральными профессиями»Задачи. Расширять знания детей о театре. Продолжать знакомить дошкольников с театральными профессиями.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Пожарная безопасность
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Знакомство детей раннего дошкольного возраста с профессиями взрослых
Опубликовано: 19 сентября 2021 в 21:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября. Международный день школьных библиотек

26 октября во всем мире отмечается День школьных библиотек. Этот праздник был учрежден по инициативе ЮНЕСКО в 1999 году, его цель привлечь внимание к состоянию школьных библиотек и помочь пополнению их...

25 октября. Всемирный день макарон

Всемирный день макарон – праздник молодой. Он был придуман в 1995 году на международном конгрессе производителей макаронных изделий, который проводился в Италии (а где же ещё). Этому универсальному...


Горячие темочки