Лучший педагог года

Конспект занятия по знакомству детей с прошлым и настоящим родного города

Колбасова Наталья
Конспект занятия по знакомству детей с прошлым и настоящим родного города

Программное содержание.

Продолжать знакомство детей с историей родного края, расширяя их кругозор.

Расширить представление детей об особенностях деревянной архитектуры древнего Симбирска.

Закрепить знание детей об искусстве деревянной резьбы, как одним из видов народного творчества.

Расширить знание детей о русской избе, как жилище наших предков.

Активизировать в речи слова: резьба, причелины, полотенце, наличник, фронтон, фриз.

Совершенствовать умение общаться со взрослыми и сверстниками. Развивать речевую культуру у детей.

Публикация «Конспект занятия по знакомству детей с прошлым и настоящим родного города» размещена в разделах

Развивать творческие способности при украшении наличников орнаментом.

Воспитывать любовь к родному краю, интерес и почитание его истории, чувство гордости и уважения к народным умельцам.

Предшествующая работа.

Экскурсия в музей: «Архитектуры и градостроения города Ульяновска».

Целевая прогулка по старым улицам нашего города (улица Ленина, Льва Толстого).

Оформление выставки: «Деревянное кружево Симбирска».

Оформление папки-передвижки: «Старый Симбирск».

Рассматривание альбомов: «Наш Ульяновск», «Деревянное зодчество Симбирска».

Чтение художественной литературы: Е. Осетров «Твой Кремль», Е. Каменева «Как петух попал на полотенце», О. Л. Князева «Как жили люди на Руси».

Используемая литература.

Г. М. Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет».

В. Ленкин «Дерево рассказывает сказки».

Т. А. Котлякова «Современные технологии развития эстетического восприятия дошкольников».

А. Ю. Тихонова «Секреты Симбирских мастеров».

Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Н. А. Кузьминский «Край наш родной».

Детский познавательный журнал «Симбик».

Ход занятия.

Осмотр помещения для проведения занятия.

Дети рассаживаются полукругом.

Ребятки, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по своему городу. Вместе вспомним о чудесных деревянных зданиях нашего города и познакомимся с их тайнами. А поможет нам путешествовать глобус. Кто мне скажет, что такое глобус? (модель земли).

У каждого человека есть Родина: большая Родина и малая Родина.

-Как вы думаете, в чем их отличие? (большая Родина-страна в которой мы живем, малая Родина-край, где человек родился, вырос).

-Как называется наша большая Родина? (Россия, показать на глобусе).

-Какое название имеет наша малая Родина? (Ульяновская область, город Ульяновск).

Величественна земля Ульяновская. Не похожа она ни на одну другую, Ни с какой другой не сравнишь и не перепутаешь. Ульяновск родной наш город. Хочется больше знать о малой Родине, о ее прошлом и настоящем. Как назывался наш город раньше? Я уверенна, что у каждого из вас найдутся приятные и добрые слова, которыми мы бы хотели описать родной город. По очереди назовите слова, за что вы любите свой город. (Я люблю свой город потому, что.).

-Молодцы, очень красивые слова вы подобрали про наш город.

-Ребятки, сколько лет нашему городу? (366)

-Хотите узнать, каким был наш город 366 лет назад?

-Тогда давайте повернем глобус и окажемся в прошлом.

Идут слайды, на фоне читается стихотворение.

Город Ульяновск- теперь желанный,

Тротуары как ковры.

Раньше был он деревянный

От избы и до избы.

Был забор из тонких досок,

Был тот город взору бросок :

Ниже, крепче и светлей.

-Действительно, все постройки старого Симбирска были сделаны из древесины.

-Ребята, а почему строили деревянные дома? (много было леса, самый доступный материал).

-Какие деревья больше всего подходили для строительства избы? (Сосна, ель, лиственница, так как они были крепкие, будут стоять долго, сохраняют хорошо тепло).

-Ребята, в какое время года лучше всего рубить деревья для строительства дома? (зимой, в сильные морозы, так как дерево сухое и сок в нем не течет).

Шли года, Симбирск стал расти и становился «Сказочным, дивным городом».

Мой родной, мой красивый Стародавний, сказочный.

Ты один такой в России,

Будто терем сказочный,

Весь в резьбе, как в паутинке,

Птиц на ставни выпустил,

На певучей берестинке Тебя мастер высветлил Из травинок, из росинок На досуге сотворил И в счастливый час России Это чудо подарил.

Идет видео домов Симбирска.

-Достопримечательности нашего города являются деревянные дома, украшенные деревянной резьбой.

-Дети, что за мастера строили и украшали дома? (плотники, резчики по дереву).

-На Руси таких мастеров называли чистодеревцами. Сколько в их работе выдумки, света, любви к природе.

-Кто знает, какими инструментами пользовались мастеровые люди? (топор, долото, стамеска).

-Сейчас я загадаю вам загадки, а вы найдите картинку этого инструмента.

Стальная голова

Порубила все дрова. (Топор).

Туда-сюда снует,

Что в зубы попадет -

На две части разжует. (Пила).

Бежит боровок -

Разбитый лобок. (Долото).

-Добрые и крепкие избы строили на Руси мастера.

Появляется рисунок или макет избы.

-Ребятки, как в старину строились избы? (лицом на улицу).

-Как называлось лицо дома? (фасад).

-Какой формы была крыша? (треугольной).

-Почему? (чтобы не задерживался снег, вода).

Украшали избы затейливыми узорами, деревянной резьбой.

Удивляет неповторимость и красота каждого узора. Дома, будто, расписные терема. А сколько тайн хранит каждой узор?

-Кто мне скажет, как называлась верхняя часть фасада? (фронтон).

Ребенок показывает, где находится фронтон.

Чем украшали фронтон? (причелинами).

-Для чего они были нужны? (служили украшением и защищали дом от ветра и снега).

(Иди, Ваня, найди причелины и укрась ими фронтон).

Таким же образом, дети находят полотенце и украшают им фронтон.

-А что еще находилось на фронтоне? (В центре изображался круг в виде солнца. В старину, солнце было связано с добром и благополучием в семье).

-Ребятки, что соединяло крышу с домом и прикрывало стены от дождя и снега? (фриз)

(Ребенок находит и прикрепляет фриз к дому).

-Дети, что составляло особую красоту дома? (окна).

-Для чего дому нужны окна? (входит свет, новости городской жизни).

-Чем украшали окна? (навершие, которое служило украшением и защищало окна, наличники, которые находились на лице дома служили украшением, ставни, которые закрывались когда не было хозяев и открывались когда хозяева просыпались).

-Какими мы с вами оказались хорошими мастерами, как красиво мы с вами украсили дом. А вы знаете, на Руси люди всегда праздновали постройку избы. Хотите мы с вами побываем на таком празднике?

(Песня «Русские красавицы», исполняют дети).

Вот такие на Руси были таланты.

-А мы с вами путешествовали, путешествовали и наконец-то прибыли. Вышли, потянулись.

Друг другу улыбнулись.

Сели, встали, солнце увидали.

Сильно зажмурились.

Где же очутились мы?

-Очутились мы в гостях у мастера (воспитателя по изобразительной деятельности).

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в своей мастерской.

Показ слайдов с изображением инструментов, необходимых в работе резчика по дереву.

Что вы видите? (ответы детей).

Правильно, это всё необходимо в работе мастера резчика по дереву.

Попав сюда, вы становитесь моими помощниками. Сегодня нам нужно украсить наличник. Сначала давайте вспомним, с чего начинали резчики по дереву свою работу (ответы детей : с эскиза, изготовление шаблонов). Правильно, хочется отметить, что каждый мастер придумывал своё украшение сам, и поэтому мы не видим одинаковых орнаментов на домах, все они неповторимы.

-Как украшался верх наличника (навершье? (ответы детей : линейным и зеркальным орнаментами)

-Какие же орнаменты использовали в своей работе симбирские мастера? (ответы детей : геометрические, растительные). Пригласить двух детей и предложить выложить на доске из готовых элементов орнаменты.

Молодцы, вы справились с заданием.

А сейчас, вы будете украшать наличники орнаментами, которые придумаете сами. Посмотрите, какие макеты наличников я для вас уже заготовила.

Педагог раздаёт макет каждому ребёнку.

Звучит музыка, под которую дети выполняют работу за столами.

Молодцы, вы работали как настоящие художники. Давайте полюбуемся вашими работами, покажем их гостям и дополним ими выставку «Деревянное кружево Симбирска», которая здесь представлена.

Ну а сейчас я с вами прощаюсь. Наша работа была успешной.

-Ребятки, пора нам возвращаться из путешествия. Давайте повернем глобус в другую сторону, (крутится глобус, звучит музыка).

Вот мы с вами вернулись в наше время, в любимый город.

-Понравилось вам наше путешествие?

-Много узнали интересного?

-В нашем городе внимательно следят за здоровьем старинных домов и бережно восстанавливают то, что разрушило время. Надо беречь красоту родного края, что бы она многие годы радовала людей.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Знакомство детей с прошлым, настоящим предметного мира и развитием представлений об истории цивилизации»Фотоотчёт «Знакомство детей с прошлым, настоящим предметного мира и развитием представлений об истории цивилизации» Знакомство детей с прошлым, настоящим предметного мира и развитием представлений об истории цивилизации целесообразней всего проводить в.

Фотоотчет. Красный Холм — моя малая Родина. (знакомство детей с улицами родного города)Фотоотчет. Красный Холм — моя малая Родина. (знакомство детей с улицами родного города) С чего начинается Родина? Родина начинается со своей семьи, со своей улицы, со своего родного города. Родным городом для детей нашего детского.

Макет «Родного города»Макет «Родного города» Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ним растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах нашей.

Презентация работы «Ознакомление детей с историей родного города средствами интеграции различных видов деятельности» 1. Слайд. Уважаемые коллеги. Я работаю воспитателем в г. Севастополе в дошкольном учебном учреждении № 127. Приоритетным направлением нашего.

Проект по патриотическому воспитанию детей второй младшей группы «Вместе весело шагать по улицам родного города» МАТРИЦА ПРОЕКТА 1. Название проекта: «Вместе весело шагать по улицам родного города»; 2. Тематическое поле: «Патриотическое воспитание»;.

Проект «Символика родного города»Проект «Символика родного города» Тема. Символика родного города Актуальность проекта Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики.

Развитие познавательных интересов детей через ознакомление с профессиями взрослых родного города. Развитие познавательных интересов детей через ознакомление с профессиями взрослых родного города. Подготовила воспитатель С/П ГБОУ СОШ.

Тематический проект «Промышленные предприятия родного города» Эпиграф: Небольшой, но в нем дела большие. Мой Моршанск встает передо мной. Как частица Родины — России, Сердцу самый милый и родной Тип.

Знакомство детей с достопримечательностями родного города. Прогулка в осенний парк (фотоотчёт)Знакомство детей с достопримечательностями родного города. Прогулка в осенний парк (фотоотчёт) Осень прекрасная пора. Она разноцветная, разнообразная, красивая. Сначала она пышная, затем грустная дождливая, холодная. Осенью природа взяла.

Конспект занятия «Знатоки родного города» Знатоки родного города Цель: уточнить и закрепить знания детей о родном городе – Балашихе. Задачи: воспитывать чувство любви к нашему городу,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по знакомству детей с прошлым и настоящим родного города
Опубликовано: 12 ноября 2016 в 15:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД