Лучший педагог года

Знакомство детей с русским народным костюмом как средство приобщения к родной культуре

Любовь Юдина
Знакомство детей с русским народным костюмом как средство приобщения к родной культуре

Аннотация: В статье говорится о том, что на сегодняшний день падает интерес к культуре русских.   Автор убежден, что необходимо знакомить дошкольников с особенностями русской народной  культуры для становления морально-нравственных ориентиров, развития уважения к труду и интереса к культурному наследию своих далеких предков, что способствует укреплению патриотизма.

Ключевые слова: русская народная культура, костюм, обычаи, традиции.

Публикация «Знакомство детей с русским народным костюмом как средство приобщения к родной культуре» размещена в разделах

На сегодняшний день в нашем государстве произошло много событий в различных сферах жизни общества, которые являются одновременно сложными и противоречивыми. Появились новые праздники, отошли в прошлое время некоторые всем известные события. Без всякого сомнения, можно утверждать, что в связи с этой причиной у нового поколения мы видим упадок интереса и уважения к прошлому России. Поэтому в последнее десятилетие так актуален вопрос ознакомления детей дошкольного возраста с народной культурой русских.

На занятиях по изобразительной деятельности, окружающему миру педагоги знакомят детей с русским народным костюмом с применением наглядных методов обучения, что является важнейшим условием воспитания почтения к русской народной культуре. Сегодня у воспитанников детского сада наблюдается недостаточный уровень знаний о русской культуре. Чем быстрее взрослые познакомят детей со спецификой русской народной одежды, научат их создавать творческие изделия в продуктивных видах деятельности в соответствии с возрастным уровнем развития, тем больше исторических сведений дети будут знать о своем прошлом, уважительно относиться к его истории, узнают о национальных традициях и обычаях русских. Эта закономерность связана с тем, что дошкольный возраст является сенситивным для развития психических процессов.

Различные факторы оказали влияние на формирование костюма восточных славян в Древней Руси. Нашли отражение в русском костюме тесные связи с Византией, влияние христианских традиций, а также природные и климатические условия.

Занятия в детском саду по окружающему миру по темам ознакомления с русским народным костюмом имеют огромную значимость. Одежда в древнерусском государстве отличалась своей пышностью, разнообразием убранств и красочностью. Она отражала особенности русской культуры, то есть являлась своеобразным «зеркалом». Русские люди одевались по правилам, которые регулировались законом. Знакомя детей с одеждой в Древней Руси, особенностями ее художественного оформления, историей происхождения, педагоги могут сформировать у дошкольников знания о различных видах русского народного костюма, развивать творческие задатки. Например, расписанные заготовки праздничной и повседневной одежды русского народа можно применять в различных играх, а именно: дидактических, развивающих и сюжетно-ролевых. Это способствует установлению зрительно-моторной координации, развивает психические процессы, а именно: восприятие, мышление и речь; а также независимую художественную оценку с целью выявления эстетической ценности объекта оценки, творческие способности.

Итак, обобщая вышеизложенное, можно сформулировать вывод о том, что, приобщаясь к родной культуре, дошкольникам следует отражать полученные новые знания в творческих работах, самостоятельной деятельности и игре. Это содействует расширению мировоззрения, а также всестороннему развитию личности детей. Необходимо знакомить детей с особенностями русского костюма, потому что это является компонентом этнокультурного воспитания дошкольников, которое оказывает влияние на их разностороннее развитие. Для того, чтобы воспитать патриотические чувства, а именно: уважение и любовь к традициям и обычаям русских; познакомить с характерными признаками русского народного костюма, воспитатели и другие педагогические работники детских садов и других образовательных организаций могут применять в своей деятельности активные методы и технологии обучения. Например, метод проектов, развивающие технологии и другие.

Также работу, направленную на изучение характерных особенностей русского народного костюма, педагоги организуют не только с родителями, но и с детьми в форме проектно-исследовательской деятельности. Эта деятельность способствует развитию познавательной активности. Благодаря использованию проектно-исследовательской деятельности у родителей и детей пробуждается интерес к истории далеких предков, способствующий более качественному усвоению учебного материала. Результатами совместной работы всех участников образовательного процесса, а именно: воспитателей, детей и их семей могут являться создание мини-музея по теме «Русский народный костюм», а также умения детей видеть отличительные черты русского народного костюма.

Список использованной литературы

1. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством : Учебное пособие / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина. – СПб: «Детство-пресс», 2015. – 200 с.

2. Леонова Н. Н. Русский народный костюм. Знакомство детей с историей и культурой России : Учебное пособие / Н. Н. Леонова. – М. : ВЛАДОС, 2008. – 305 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способствовать проявлению самостоятельности,.

Дидактические игры по русским народным сказкамДидактические игры по русским народным сказкам Дидактические игры по русским народным сказкамВ очередной раз хочу поделиться с вами дидактическими играми. На сей раз по русским народным.

Фестиваль сказок и ремёсел «Толстопятый» в Пензе  как средство приобщения детей и взрослых к народной культуре нашей страныФестиваль сказок и ремёсел «Толстопятый» в Пензе  как средство приобщения детей и взрослых к народной культуре нашей страны Попова Валентина Фестиваль сказок и ремёсел «Толстопятый» в Пензе, как средство приобщения детей и взрослых к народной культуре нашей.

Сценарий развлечения по русским народным потешкам «В гости к бабушке» для детей 2 летСценарий развлечения по русским народным потешкам «В гости к бабушке» для детей 2 лет Развлечение по русским народным потешкам «В гости к бабушке» для детей 2 лет. Цель: формировать связную речь через устное народное творчество.

Итоговая ООД для детей старшей группы «Путешествие по русским народным сказкам» с использованием игрового поля (фотоотчет)Итоговая ООД для детей старшей группы «Путешествие по русским народным сказкам» с использованием игрового поля (фотоотчет) Ребята поприветствовали гостей и друг друга - собрались в круг и улыбнулись друг другу. В гости к детям пришла Красная Шапочка. Она сообщила.

Квест-зарядка по русским народным сказкамКвест-зарядка по русским народным сказкам Организация образовательной деятельности с использованием квест технологии. Выполнила воспитатель Клюканова П. В. Квест (заимствование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Знакомство детей с русским народным костюмом как средство приобщения к родной культуре
Опубликовано: 9 января 2024 в 10:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД