Марина Васильевна Елецких
Презентация «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с городецкой росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с городецкой росписью, как условие для дальнейшего нравственно-эстетического развития и формирования начала художественного творчества
СЛАЙД 1
Вашему вниманию представляю свой опыт работы.
Тема презентации : «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с городецкой росписью, как условие для дальнейшего нравственно-эстетического развития и формирования начала художественного творчества»
Публикация «Презентация „Знакомство детей старшего дошкольного возраста с городецкой росписью“» размещена в разделах
СЛАЙД 2
А. В. Салтыков считал, что «к народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»
СЛАЙД 3
Цель работы: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами («Городецкая роспись») и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Осуществить данную цель мне помогли задачи:
-продолжать знакомить детей с народным промыслом декоративно-прикладного искусства «Городецкая роспись», с историей её возникновения, с основными элементами и этапами росписи;
-развивать художественно-творческие способности и эстетический вкус;
-формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
СЛАЙД 4
Знакомство детей в ДОУ с Городецкой росписью начинают со старшего дошкольного возраста. Мы пополнили развивающую предметно – пространственную среду по художественно – эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДОУ и оформили выставку «Городецкая роспись».
Центр художественно - эстетического развития пополнили изобразительными материалами: бумагой разной фактуры, гуашевыми и акварельными красками, кисти №1 ,№2, №6 ,№8 ,восковыми мелками, тычками, трафаретами. Алгоритмами разного уровня сложности розана, купавки и т. д. Раскраски, силуэты предметов для раскрашивания. Создали альбом «Искусство – детям».
Центр познавательного развития пополнили дидактическими и настольными играми.
Центр речевого развития дополнили художественной литературой (стихи, пословицы о народных промыслах, труде народных мастеров). Книжки-самоделки с творческими рассказами о городецкой росписи.
В развивающей предметно - пространственной среде мы разложили материал в доступном для детей месте. Ребята могут в любое время по желанию рисовать. Детские рисунки хранятся, выставляются, дарятся воспитателям, мамам и папам.
СЛАЙД 5
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
В нашем саду ведется работа по нравственно-патриотическому воспитанию, дети с удовольствием посещают «Комнату русского быта». Музейная педагогика помогает развить у детей интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, быт.
СЛАЙД 6
Знакомство с городецкой росписью направлено на углубленное изучение городецких узоров в ходе совместной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности.
СЛАЙД 7
Используемые методы (игровые, словесные, наглядные) и приемы обучения декоративному рисованию:
- создание игровой ситуации;
-показ наглядного материала;
-показ способов изображения новых элементов;
-упражнения с детьми при изображении новых или сложных элементов росписи после их рассматривания;
-проговаривание последовательности работы, название элементов узора;
-овладение разнообразными движениями рук;
-использование в работе с детьми различных материалов;
-использование ИКТ;
-использование метода моделирования;
-проектная деятельность.
Формы работы с дошкольникам (индивидуальная, подгрупповая, групповая)
• беседы о городецком промысле, об особенностях узора, композиции, цветосочетании;
• рассматривание элементов росписи;
• рисование основных элементов городецкой росписи в порядке усложнения;
• непрерывная образовательная деятельность;
• познавательные рассказы воспитателя;
• просмотр фильма и презентации о городецком промысле;
• дидактические и настольные игры;
• раскрашивание плоскостных силуэтов: досочек, овалов, кругов, квадратов;
• рассматривание иллюстраций и городецких изделий;
• проект «Городецкая роспись».
СЛАЙД 8
При рассматривании обращается внимание, на особенности городецкой росписи, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи. Затем проходит знакомство детей с элементами данной росписи.
Для городецкой росписи используют темперу и бесцветный лак.
Из каждого основного цвета составляется два оттенка: один разбеленный, другой более насыщенный.
Роспись выполняется прямо на деревянной основе, или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.
На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета намечается главное – расположение и размеры основных, самых ярких пятен – например, цветов. Это узлы композиции. В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы – основа цветка.
Средние детали – нераспустившиеся бутоны – связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки – дополняют тему и мало влияют на общую композицию.
Поверх светлых пятен (подмалевка) наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Такой прием называется «тенёвка». Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.
Вся роспись состоит из элементов: круги-подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.
Заключительный этап росписи — нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.
После высыхания темперы изделие покрывается бесцветным лаком.
СЛАЙД 9
В ходе НОД дети знакомятся с новыми элементами, закрепляется цветовая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Постепенно знакомим детей с городецким розаном, с городецкими листиками и кустиками, с городецкой купавкой и т. д.
СЛАЙД 10
Совместно с детьми были организованы выставки предметов декоративно-прикладного искусства и проводилась работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды разнообразными предметами народного промысла и различными изобразительными материалами для воплощения собственного творческого замысла.
Дети с удовольствием играли в подвижные и малоподвижные народные игры, такие как: «Гори, гори ясно», «Ловишки», «Золотые ворота» и др.
СЛАЙД 11-13
В работе по знакомству с городецкой росписью мы использовали дидактические и настольные игры, раскраски, шаблоны, проводили индивидуальную работу с детьми и родителями.
СЛАЙД 14
Работа с родителями проходила следующим образом. Было проведено анкетирование по вопросу приобщения детей к народной культуре и по результатам его, беседы с родителями. Родителям были даны консультации по вопросам организации изобразительной деятельности дома и в группе, где раскрывалось значение и методика работы с разнообразным изобразительным материалом. Так же проводилась индивидуальная работа по ознакомлению с Городецкой росписью. Пополнили совместно с родителями РППС. В ходе обучения детей декоративному рисованию регулярно проводились выставки детских работ и средств для работы, подобрана детская литература и раскраски.
СЛАЙД 15
На слайде представлены наши работы по рисованию «Городецкая роспись» в ходе НОД и реализации проекта «Городецкая роспись»
СЛАЙД 16
Трансляция педагогического опыта представлена на слайде
Опыт работы может использоваться как начинающими, так и опытными педагогами в различных дошкольных учреждениях.
СЛАЙД 17
Вывод
Хочется отметить, что без знания детьми культуры Родины, истории развития народного промысла не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Народное искусство способствует развитию эстетического вкуса, навыков рисования мелких элементов. Дети чувствуют красоту создаваемых предметов и увлечены работой.
Практика показала, что ознакомлении детей с искусством способствует нравственному и эстетическому развитию.
СЛАЙД 18
В подготовке презентации использовались следующие источники информации:
1. ООП ДО МБДОУ детский сад №2 «Ромашка» на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
2. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа;
3. Дорожин Ю. Г. Наглядно-дидактическое пособие «Городецкая роспись»
https://maam.ru/"Маам. ру"- сайт для воспитателей детского сада.
https://nsportal.ru/«НСпортал. ру"- сайт для воспитателей детского сада.
СЛАЙД 19
Спасибо за внимание