Марина Бакирова
Открытое занятие по обучению граоте в подготовительной группе. Знакомство с буквой «Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по грамоте
в подготовительной группе
Тема: «Знакомство с буквой «Р».
Цель: 1. Знакомство с буквой «М» (заглавной и строчной).
2. Работа с предложением, закрепление правил его написания. Деление предложения на слова и составление его из слов. Графическая запись предложения.
3. Освоение способа слогового чтения.
4. Проведение звукового анализа слов.
5. Развитие способности называть слова с заданным звуком в разных частях слова.
Публикация «Открытое занятие по обучению граоте в подготовительной группе, Знакомство с буквой „Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2013
Материал: Демонстрационный: комплект фишек красного, синего, зелёного цветов; все гласные буквы; согласные буквы «Р», «М», «Н» ; касса букв, звёздочки.
Раздаточный: комплект фишек красного, синего, зелёного цветов; все гласные буквы; согласные буквы «М», «Р», «М»; касса букв; тетради, карандаши; пособие «окошечки»; текст №3; фишки – игрушки; листы; счётные палочки.
Ход занятия
Вед: Ребята, сегодня мы с вами поиграем игру «Школа». Я буду учителем, а вы учениками. Итак, урок начинается.
Вед: Не бежит и не летает,
А попробуй, догони!
Под водою обитает,
Часто в сети попадает
И бывает золотая -
Ну-ка, в сказку загляни!
(Рыба)
Опишите, какая рыба? (Маленькая, золотая, красивая, гибкая, быстрая, вёрткая).
Давайте придумаем предложение со словом «рыба».
Вспомним, что наша речь состоит из предложений, а в предложении всегда о чём-то говорится, из предложения всегда о чём-то узнаём, т. е. оно содержит определённый смысл.
Из чего состоит предложение? (из слов).
Мы сейчас разберём предложение «Рыба плавает в пруду».
Сколько слов в предложении? (четыре).
Назовите первое слово. (Рыба).
Назовите второе слово (плавает).
Назовите третье слово (в).
Это короткое слово.
Назовите четвёртое слово (пруду).
Игра «Живые слова»
Воспитатель вызывает двоих детей и предлагает им стать «живыми» словами. Дети составляют предложение и называют его. (Рыба плавает в пруду). Дети-слова меняются местами и называют полученное предложение (В пруду плавает рыба. Рыба в пруду плавает. Плавает рыба в пруду.).
- Слова в предложении можно менять местами и смысл его от этого не меняется.
А сейчас давайте запишем предложение. Вспомним, как пишется предложение. (Начинается с заглавной буквы, слова пишутся графически на расстоянии друг от друга. В конце ставится точка. (Один ребёнок ведёт запись на доске, дети у себя в тетради). Проверка записи у детей.
А какая любимая буква у рыбы, как вы думаете?
Чтение стихотворения?
Вова
Буква «Р». Догадались, почему? (Слово «Рыба» начинается со звука «Р» (эр).
Воспитатель знакомит детей с буквой «Р» (эр, заглавной строчной, которая означает пару звуков «р» и «рь».
А какое имя у звуков «Р», «Рь»? Имя у звуков «Р», «Рь» - «Р» (эр). Буква «Р» (эр) нужна для записи звуков «Р», «Рь».
А на что похожа буква «Р» (эр? (На человека, который поставил одну руку на талию).
А ещё на что?
Давайте попробуем превратиться в букву «Р».
Физкультминутка:
Взявшись за руки, мы встали
И положив одну руку на талию
Похожи на букву «Р» (эр) стали.
Зарядка для разрядки:
И раз, и два – засучили
И три, и четыре – руки вверх, а ноги шире.
И пять, и шесть – потянуться и присесть.
И раз, и два – закивала голова.
И три, и четыре – ноги вместе, руки шире.
И пять, и шесть – поиграли, можно сесть.
- Произнесите звуки «р» и «рь». Воздух проходит свободно или встречает преграду? Кончик языка при произношении дрожит - вибрирует. Произнести звук «р», «рь» нам помогает язык. Значит звуки «р», «рь» - согласные. Давайте произнесем, послушаем и определим, положив ладошку на горло. Какой это звук – глухой или звонкий. Правильно, звуки «р» и «рь» - звонкие согласные.
Игра «Рычит – не рычит»
Я назову животное. Если оно умеет рычать, порычи: «Р-р-р». Будь внимателен.
ТИГР, ЛЕВ, СОБАКА, КОРОВА, РЫСЬ,
ЛЕОПАРД, КРОКОДИЛ, ПАНТЕРА.
Игра «Найди звук». Звуки «Р», «Рь» можно услышать в разных частях слова. Попробуй определить, где находиться звук: в начале слова – слышится первым, с него начинается слово.
В середине слова – слышится не первым, и не последним.
Или в конце слова – слышится последним, на нём слово заканчивается.
В начале слова: Рука, Рюкзак, Ракета, Ремонт.
В середине слова: куРтка, фотогРафия, коРобка, секРет.
В конце слова: мотоР, компьютеР, самоваР, забоР.
- Давайте проведём звуковой анализ слова РОМА.
Придумайте предложение с этим словом.
Сколько слогов в слове? (два).
На какой слог падает ударение? (на первый слог).
Слово составляется из фишек.
- Замените фишки буквами.
- - Давайте проведём звуковой анализ слова РИНА.
Придумайте предложение с этим словом.
Сколько слогов в слове? (два).
На какой слог падает ударение? (на первый слог).
Слово составляется из фишек.
- Замените фишки буквами.
-А скажите что это за слова? (имена).
-Как пишутся имена? (с заглавной буквы)
- А какие ещё слова пишутся с заглавной буквы? (названия городов, страны, имена, клички животных).
Поиграем в интересную игру «Назови слово».
*Назовите слова с твёрдым согласным «Р». (Рама, рожки, метро, рысь)
*Назовите слова с мягким согласным «рь». (Решка, ряд, кресло, рюшка).
Вывод: Звуки «Р» и «Рь» можно услышать в разных частях слова.
Работа с буквой «Р».
Задания: *Обведите пальчиком по контуру пластмассовую букву «Р».
*Напишите её в воздухе.
*Выложите из палочек.
Игра «Определи правильно».
Нужно хлопнуть в ладоши, если услышишь в слове звук «Р».
Приготовила, Лариса, Борис, суп, рис, угостил, ириска.
Чтение текста № 1. Читают все дети поочерёдно.
Итог занятия : 1. Сегодня мы познакомились с буквой «Р».
2. Буква «Р» обозначает звонкие звуки, твёрдый «Р» и мягкий «Рь».
Родителям расскажите, что нового вы узнали. Вспомните, каких героев сказок, вы знаете, в именах которых есть звук «Р», «Рь».
Работа в тетради.