Шатохина Евгения Александровна
Знакомство с народным творчеством и развитие речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения.
В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку.
Произведения народного творчества служат эффективным средством формирования положительного,эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю.
Публикация «Знакомство с народным творчеством и развитие речи детей» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Изделия народного творчества многообразны, это различные деревянные и глиняные игрушки, нежное кружево, красочные ковры, вышивки, расписная посуда, яркие подносы и т. п. Каждое такое изделие наполнено красотой,
добром,радостью, ононесет в себе,фантазию,увлекающую детей и взрослых в мир прекрасной сказки. Изделия народных умельцев,используем мы для украшения групповой комнаты. Хочется,чтобы народное,декоративно-прикладное искусство прочно вошло в быт детей. Стараясь повысить интерес к народному творчеству,мы используем изделия,выполненные детьми для оформления группы,для сувениров – подарков взрослым. Знакомя детей с тем или иным промыслом,стараюсь доступно рассказать о том,где он зародился,в чем суть приемов,используемых мастерами. Чтобы дети смогли почувствовать сказочную прелесть народной игрушки, предлагаю им пофантазировать; выбрать понравившуюся игрушку и придумать забавную историю или сказку с ее участием. Сттараюсь организовывать занятия с различными сказочными эффектами,с шутками,песнями,загадками,
Знакомство детей с народным промыслом,помогает им войти в мир прекрасного,учит видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы,пробуждает потребность любить и радоваться жизни,повышает эмоционально – эстетическую культуру.
Произведения устного народного творчества,имеют огромное познавательное и воспитательное значение,способствуют развитию образного мышления,обогащают речь детей.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок,илюстраций,игрушек. Много времени уделяю сказкам,которые рассказывю детям ежедневно. Я не спешу задавать детям вопросы по содержанию сказки,чтобы узнать,как дети запомнили содержание сказки,отношение к ее персонажам. Яне спешу задавать детям вопросы по содержанию сказки,чтобы узнать,как дети запомнили содержание сказки и приходиться подбирать соответствующие игрушки,картинки и спрашивать;_»Из какой,сказки пришли эти герои?»
Вот,тут и начинается беседа, в которой ребята вспоминают события сказки,поступки ее героев,выявляется отношение детей к ним. Невозможно перечислить все сказки,над которыми мы работаем с детьми. Это»Сивка-Бурка»,»Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,»Царевна-лягушка»и др. Следующий этап нашей работы,это конкурсы на лучший рисунок или поделку,по мотивам сказки. Самые интересные работы мы отправляем на выставку для родителей.
Фольклор дает прекрасные образцы русской речи,подражание которым позволяет ребенку успешнееовладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества,они оказывают воздействие не только на разум,но и на чувства человека,поучения заключенные в них,легко воспринимаются и запоминаются.
Пословицы можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку,напоминаюмедлительному Ринату;»Семеро,одного не ждут».Или замечаю,что Расим оделся не правильно,обул ботинки не на ту ногу,говорю;-«Поспешишь,людей насмешишь».
Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события. Играем на площадке зимой,любуемся красивыми соснами,березками – все в снегу,словно,в снежных шубах,говорю детям;-«Зимой животным холодно и голодно».
Изучая пословицы о труде,мы с ребятами завели картотеку пословиц и поговорок. Дети оказались активными помощниками. В книгах из детской библиотеки и в книге с методического кабинета «Кубанская старина».А. В. Маслова нашли ппословицы и записали в свою картотеку.
Вот некоторые из нашей картотеки:»Казак без песни,как девушка без ожерелья»,»Что хорошо выдумано,то полезно и перенимать» и др.
Вэтих пословицах говориться о величественных вершинах русского народного творчества. Вних живет трепетная душа народа,запечатленная в слове историческая память,желание передать потомкам все самое дорогое и заветное. Дети с большим удовольствием и интересом слушают сказки,былины,легенды, и задают мне много вопросов,на которые я стараюсь всегда ответить. Много пословиц и поговорок дети знают о дружбе,такие как;»Друзья познаются в беде»,»Человек без друзей,что дерево без корней»,»Новыхдрузей наживай,астарых не забывай»,»Помогай другу везде,не оставляй его в беде».
Дети очень любят загадки,ведь загадка-полезное упражнение для детского ума. Учить детские загадки я начала по Е. И. Тихеевой. На стол ставила несколько игрушек,для каждой подбирала загадку,дети их отгадывали,ведь загадываемый предмет находился перед глазами. В загадке ребята слышали четкую образную характеристику игрушки. позже,когда я приносила ту или иную игрушку в группу и спрашивала,какую загадку можно загадать о ней, ребята легко справлялись с этой задачей.
Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, провожу игры:»Кто и что это?»,»Язагадаю,а ты угадай».
Много радости доставляют детям загадки-«Подскажи словечко»
-Возле леса, на опушке,украшая темный бор,
Вырос пестрый,как Петрушка,ядовитый …. (Мухомор)
В группе мы с ребятами организовываем выставки рисунков,аппликаций,фигурок из пластилина,выполненных по мотивам произведений устного народного творчества.
Чтобы все сказанное усвоить, нужна помощь родителей,для которых в группе есть уголок для родителей. Появление интереса к различным образцам народного творчества рассматривается,как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю,его истории,природе,труду людей.