Получи документы

Технологическая карта занятия «Знакомство со стеклом» (подготовительная группа)

Сотникова Алина
Технологическая карта занятия «Знакомство со стеклом» (подготовительная группа)

Технологическая карта занятия.

ФИО участника: Сотникова Алина Олеговна

Образовательная область: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное»

Тема занятия : «Знакомство со стеклом»

Возрастная группа : подготовительная группа

Публикация «Технологическая карта занятия „Знакомство со стеклом“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Цель занятия : Расширение кругозора детей в части элементарных представлений о происхождении, свойствах и предметах из стекла, в ходе познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи занятия :

Образовательные:

- Познакомить детей со свойствами стекла : твёрдое, хрупкое, гладкое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать; цветное.

- Знакомить с историей изобретения стекла, с профессией взрослых: стеклодел.

Развивающие:

- Развивать умение обследовать предметы

- Актуализировать представления о использовании стекла в деятельности человека.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.

- Воспитывать умение выслушивать товарища.

- воспитывать потребность высказывать свое мнение.

Словарная работа: твёрдое, хрупкое, гладкое, холодное, прозрачное, цветное, водонепроницаемое, стеклодел, стеклодув.

Планируемые результаты занятия : дети познакомились со свойствами стекла и его происхождением.

Подготовительная работа : Рассматривание предметов, сделанных из разных материалов (дерево, стекло, резина, ткань, заучивание пословиц о труде, рассматривание иллюстраций о предметах и о профессиях взрослых, чтение стихотворений о стекле и сказки «Стеклянное царство», отгадывание загадок.

Материалы и оборудование: корона Феи стекла, стеклянная палочка, ёмкости с мыльным раствором, трубочки для коктейля, иллюстрации в соответствии с текстом легенды об открытии стекла, предметы из стекла : ваза, статуэтка, банка, стакан, флакон для духов; корзина, картинки на соответствие предметов со свойствами стекла; красные и синие кружки; презентация «Процесс изготовления стекла».

№ Этапы, продолжительность. Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы и приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые

результаты

1. Организационно-

мотивационный этап. создать бодрое настроение у детей Воспитатель. Ребята мы сегодня с вами отправимся в гости к одной фее, а какой вы должны догадаться отгадав за-гадку.

Я и толстое, и тонкое.

Я и хрупкое, и звонкое.

И полезное, и нужное,

“Правда, не всегда послушное.

Могу в посуду превратиться,

Но легко могу разбиться.

Верно. Мы отправимся в гости к Фее стекла. Давайте произнесем волшебные слова.

Раз, два, три, четыре, пять,

Глаза закрываются.

Раз, два, три, четыре, пять,

Дети удивляются.

(Воспитатель надевает корону Феи стекла)

сюрпризный момент

(Стекло) активность, заинтересованность детей

2. Основной этап.

2.1. Этап постановки

проблемы учить понимать проблему и выход из нее Разрешите представиться, я Фея стекла. А это моя вол-шебная стеклянная палочка (показывает). Она поможет вам за-глянуть в удивительный мир стекла.

Вы знаете, как люди научились делать стекло? беседа (Ответы детей) активность, заинтересованность детей

2.2. Этап восприятия

материала. знакомить с предстоящей деятельностью на занятии (воспитатель показывает иллюстрации в соответствии с текстом). Люди «открыли» стекло много тысяч лет назад. Ле-генда гласит, что было это так. Купеческий караван двигался по песчаной пустыне вдоль берега моря.

Решили купцы остановиться на ночлег и развели костёр из сухих веток прямо на песке. А утром случилось чудо. Под слоем золы они обнаружили прозрачную стекловидную массу. Со временем люди заметили, что при нагревании эта масса ста-новится тягучей как мёд, а её капли, застывая, превращаются в шарики, похожие на бусины.

Благодаря наблюдательности купцов мастера вскоре научились варить стекло. В глиняный горшок они насыпали песок, золу, соду и варили эту смесь на огне, пока не получа-лось мягкое, блестящее, горячее тесто. Пока стеклянная масса не остыла разрезали её сгибали и скручивали. Позже они нау-чились изготавливать из стекла и изделия самых разнообраз-ных форм.

Мастер - стеклодув брал длинную трубку, подцеплял её концом немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь. Пока горячий пузырь не остыл, его надо было срезать с трубки. Таким способом мастера-стеклодувы делали вазы и бокалы, бутылки и колбы.

Повторите, как называли мастера, умеющего выдувать из горячего стекла различные сосуды. Попробуйте и вы превратиться в стеклодувов. Пройдите к столам, надуйте мыльные пузыри. Делайте это осторожно, представьте, что вы работаете с раскалённым стеклом.

Фея стекла : У вас получились замечательные пузыри! Жаль, что они не так долговечны, как изделия стеклодувов. За ваше старание небольшой сюрприз. Посмотрите на стол. (На столе демонстрируется «Первый фрагмент мозаики»)

слушание легенды об открытии стекла, вопросы

(Стеклодув)

Дети подходят к столу, на котором стоят ёмкости с мыльным раствором и лежат трубочки для коктейля, выдувают мыльные пузыри.

активность, заинтересованность детей

2.3. Этап практического

решения проблемы. решение проблемы Это фрагмент мозаики, сделанной из кусочков цветного стекла. Красиво? Чтобы увидеть всю мозаику, надо постараться выполнить мои задания. Скажите в вашей группе есть изделия из стекла? Назовите мне пожалуйста предметы из стекла, кото-рые находятся в вашей группе. Но здесь есть и другие предме-ты из стекла, которые от вас спрятались. Я помогу вам их най-ти. Слушайте внимательно, в каком направлении нужно дви-гаться.

Воспитатель задаёт направление движения (направо, на-лево, прямо, кругом, вперёд) и называет количество шагов. Вы молодцы справились с заданием. А теперь садитесь на стулья и посмотрите сколько предметов вы нашли. Скажите из чего сде-ланы эти предметы? Значит, они какие?

Ребята назовите каждый предмет и материал, из которо-го он сделан.

Фея: Сколько стеклянных предметов вы нашли? Какой предмет крайний справа от вас? крайний слева? Какой нахо-дится между вазой и стаканом?

Продолжите мой рассказ. Первой в ряду стоит стеклянная ста-туэтка. Второй в ряду.

Фея: Молодцы! Вы правильно ответили на вопросы, и наша мозаика продолжает складываться. (На столе появляется «Второй фрагмент мозаики») Как вы думаете, какая картинка сложена из мозаики? Проверим ваши предположения позже. А пока давайте узнаем как делают стекло?

На экране демонстрируется презентация «Процесс изго-товления стекла».

Подведем итог: Основной компонент, из которого дела-ют стекло — это что? Правильно, обычный песок. Кроме того, в состав стекла входит техническая сода, немного воды и из-вестняк.

Для того чтобы из непрозрачного сыпучей песка образо-валось прозрачное и бесцветное стекло, что надо сделать? Пра-вильно, нагреть до очень высоких температур, а где нагревают песок? Верно, в специальной печи. Благодаря этому отдельные песчинки сплавляются между собой, и, поскольку охлаждение стеклянн0й массы происходит очень быстро, песчинки не ус-певают вернуться в свою первоначальную форму. Чтобы полу-чить цветное стекло, что добавляют в расплавленную массу? Да, специальные красители. Какой именно краситель нужно добавить зависит от того какого цвета мы хотим получить стекло.

Дети, мы увидели, что стекло делают на заводах. А кто видел, что за человек выдувал лампочки? Правильно, стекло-дув, а какие изделия из стекла он еще выдул? (елочные игруш-ки, кошку, птичку)

Процессом варки стекла и изготовлением изделий из него ру-ководят люди разных профессий. Они управляют различными машинами-автоматами, проверяют качество готовых изделий. Но всех их можно назвать одним словом - стеклоделы. Как вы думаете, легко ли быть стеклоделом?

Труд стеклоделов тяжёлый и ответственный. Поэтому к ним, как и к людям других профессий, нужно относиться с уважением.

А теперь давайте превратимся в стеклоделов и разомнёмся.

Физминутка.

Мы, ребята-стеклоделы,

Принимаемся за дело!

Массу в печи помещаем,

Очень сильно нагреваем.

Долго мы стекло варили

И за качеством следили.

Нами сварено стекло.

Светлым быть оно должно.

Стеклодувы - мастера,

Формы выдувать пора!

Брака мы не допускаем,

Все бутылки проверяем.

Всё в порядке, ставим пять!

Можно смело отдыхать!

Фея. Какими же свойствами обладает стекло? Я приложу стек-лянный предмет к вашим рукам, к щекам. Что вы чувствуете? (Стекло холодное) Верно. Посмотрите на картинки. На какой картинке нарисован предмет, символизирующий это свойство стекла? (На картинке с изображением снежинки) Посмотрите в окно. Что вы видите? (Ответы детей) Какой вывод можно сде-лать? Оконное стекло какое? (Прозрачное) На какой картинке нарисован предмет, символизирующий это свойство стекла? (Аквариум с рыбками)

Погладьте стеклянную банку. Она гладкая или шерохо-ватая? Значит, что ещё можно сказать о стекле? Найдите под-ходящую картинку.

Как вы думаете, можно ли согнуть стекло? Какая кар-тинка подходит к этому свойству? Я наливаю воду в стакан. Вода вытекает из стакана? Стакан пропускает воду?

Такое свойство стекла называется словом «водонепро-ницаемое». Что нарисованое на картинке, символизирует это свойство стекла? Если случайно уронить стеклянные предметы на пол, что сними случится?

Найдите подходящую картинку. (Осколки стекла) Какое свойство стекла вы считаете опасным? Почему?

Дети. Хрупкость. Осколками разбитого стекла можно пора-ниться. Поэтому со стеклянными предметами надо обращаться осторожно.

Фея. Да, верно, мы не будем бросать, бить, царапать стеклянные предметы.

Фея. Вы показали свою сообразительность. Посмотрите на стол. Мозаика продолжает складываться. (На столе лежит «Третий фрагмент мозаики»)

Скоро вы узнаете, что на ней изображено. Стекло обла-дает ещё одним замечательным свойством. Вы, наверное, заме-чали, как продавцы в магазине, где продают посуду, постуки-вают по бокалам и вазам карандашом. Для чего они это дела-ют? Так продавцы в магазине проверяют качество товара. Как вы считаете, стекло полезный и нужный человеку материал? Почему?

Давайте попробуем легонько постучать по стеклу, чтобы не развить его. Катя, постучи аккуратно по стакану, Миша, а ты по вазе, Лера ты постучи по банке, Ваня постучи по флакону для духов, а Максим по статуэтке.

Стекло умеет петь. Одинаковые ли звуки издают эти предметы? Почему? Правильно, стеклянные изделия издают разные по высоте звуки. Звук, который мы слышим при ударе палочкой по стеклу, зависит не только от величины изделия и толщины стекла, но и от его качества. Треснутое стекло не бу-дет издавать чистый и звонкий звук. А сейчас певучее стекло поможет вам немного размяться.

Физминутка. Каждое движение выполняйте столько раз, сколько звуков вы услышите. (Здесь и далее ударяет по стеклу волшебной палочкой) Хлопните в ладоши. (4 раза) При-сядьте. (5 раз) Подпрыгните. (3 раза)

Молодцы, справились, а теперь предлагаю вам сесть на свои места и посмотреть красивые изделия из стекла (показ презен-тации «изделия из стекла»). Какие изделия вам понравились больше всего? Почему они вам понравились?

Фея. Вы выполнили все мои задания. Предлагаю подойти к столу и собрать мозаику, только я буду ее собирать, а вы мне подсказывать как сложить ее части. (сложили мозаику). физкультминутки,

5 предметов.

из стекла.

стеклянные.

ваза, статуэтка, банка, стакан, флакон для духов.

Ваза из стекла - стеклянная ваза и т. д.

Ответы детей.

Дети выполняют задание.

Предположения детей

ответы детей

Предположения детей)

холодное

правильно, с изображением снежинки

прозрачное

аквариум с рыбками

гладкая

поверхность воды

твердое

где нарисован камень

ответы детей

ведро с водой

хрупкое

они могут разбиться

осколки стекла

предположение детей

Предположения детей

ответы детей активность, заинтересованность детей

3. Заключительный этап. подведение итогов, обобщение полученного ребенком опыта Какая же мозаичная картинка сложилась из цветных стёклышек? Правильно. Вы такие молодцы, что я хочу оста-вить для вас небольшой сюрприз, вы его получится по возвра-щению в группу. Спасибо что пришли ко мне в гости и до сви-дания ребята! Скажем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять,

Глаза закрываются.

Раз, два, три, четыре, пять,

Дети возвращаются.

(Воспитатель снимает корону)

Воспитатель. Вот вы и вернулись, расскажите, где вы побывали. Вам понравилось в гостях у Феи стекла? А что вы нового узнали? Кто из вас хотел бы стать стеклоделом? (Те, кто считает, что на занятии было очень интересно, что он узнал много нового, украсьте, пожалуйста, эту вазу (указывает) крас-ным кружком. А кто думает, что не узнал ничего интересного или мало что запомнил украсьте вазу синим кружком.

Воспитатель. Посмотрите, какая красивая ваза у нас получи-лась.

А это что за коробка? Кто вам её подарил?

Давайте посмотрим, что в коробке.

Дети открывают коробку, находят в ней калейдоскопы и набо-ры для пускания мыльных пузырей.

Воспитатель. Можете поиграть. Смотрите в калейдо-скоп, и вы увидите удивительную стеклянную мозаику. А мыльные пузыри помогут вам ещё раз почувствовать себя стек-лодувами.

вопросы бабочка

прощаются с феей

ответы детей

дети выполняют задание

это сюрприз, его оставила нам фея стекла активность, заинтересованность детей

Публикации по теме:

Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик»Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик» Технологическая карта занятия по конструированию из природного бросового материалов «Кораблик» Тема занятия: Кораблик из бросового материала.

Технологическая карта образовательной деятельности «Л. Воронкова «Что сказала бы мама» (средняя группа) Технологическая карта образовательной деятельности Раздел «Цикл интегрированных специально организованных занятий» в средней группе Тема:.

«Поликлиника». Технологическая карта сюжетно-ролевой игры (подготовительная группа) Задачи: 1. Обогащать словарь и личный игровой опыт детей. 2. Учить детей брать на себя роль детского врача (педиатра, выполнять в игре.

Технологическая карта «Необыкновенное чудо». Знакомство с техникой рисования Эбру Организация непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Необыкновенное чудо» Автор конспекта НОД: Мажирина.

Технологическая карта занятия по математическому развитию «Возвращение радужных гномиков в Фиолетовый лес» (5–6 лет) Цель: развитие познавательных способностей дошкольников через использование игр и пособий В. В. Воскобовича Задачи: познавательные:.

Технологическая карта занятия «Наши любимые игрушки» в ОО «Познавательное развитие» Педагогические цели: закрепить знания детей о местонахождении каждой игрушки; развивать речь, пополнить словарный запас; воспитывать гуманное.

Технологическая карта занятия по лепке «Декоративная пластина «Бабочка» в старшей группе Алгоритм действий Определение и формулирование цели НОД Содержание Познакомить с приемом рельефной лепки с помощью выскабливания, процарапывания,.

Технологическая карта занятия «Лев» Образовательная область: художественно-эстетическая (конструирование, познавательная Тема: «Рычащий лев» Возрастная группа: 6-7 лет Цель:.

Технологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» в разновозрастной группеТехнологическая карта занятия по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» в разновозрастной группе Цели: Формировать представление о транспорте и его видах. Воспитывать стремление беречь окружающую среду. Воспитывать аккуратность и внимательность.

Технологическая карта занятия по ритмической пластике Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема : Музыкально –ритмическая композиция «Марш» Г. Свиридова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта занятия «Знакомство со стеклом» (подготовительная группа)
Опубликовано: 14 марта 2022 в 21:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД