Татьяна Шеховцова
ЗОЖ детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье – самое важное и ценное богатство, которое надо беречь с малых лет. Если своевременно не заниматься формированием здорового образа жизни у дошкольника, то потом приучить его следить за собой будет практически невозможно. Вот почему в полезную привычку взрослых должно войти не только соблюдение с малышом режима дня, но и чередование физической нагрузки, интеллектуальных игр и отдыха, а также правильное питание. Только в этом случае дошкольник будет расти и развиваться гармоничной личностью.
Формируя здоровый образ жизни ребёнка, родители и воспитатели должны привить ему основные знания, умения и навыки:
Публикация «ЗОЖ детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- понимание значения «здоровый образ жизни» для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;
- знание основных правил правильного питания;
- знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
- знание положительного воздействия профилактических прививок на организм и важность соблюдения календаря прививок.
В детском саду практикуются такие формы и методы работы с детьми:
- Наблюдение;
- Беседа с использованием игр;
- Занятия с наглядными пособиями;
- Чтение книг, историй, сказок о вредных и полезных привычках;
- Заучивание стихотворений о здоровом образе жизни;
- Проигрывание ситуаций с помощью игр и театральных сценок;
- Работа с родителями детей, ведь мама и папа – пример для сыновей и дочерей.
Для укрепления здоровья дети занимаются физкультурой и спортом, посещают специальные занятия. Очень популярны подвижные игры, развивающие занятия, динамические паузы. Важно научить ребё нка правильной релаксации и гимнастике: пальчиковой, дыхательной, для глаз, бодрящей и пр.
Для дошкольного возраста основным видом деятельности является игра, что и надо учитывать при формировании важнейших навыков здорового образа жизни. Мы играем с детьми в игры на здоровьесберегающие темы, а также даём воспитанникам возможность пофантазировать самостоятельно. Ребятам всегда интересна игра в «Больницу», пациентами которой станут игрушки, не занимавшиеся спортом, не закаливающиеся, не делающие прививок, неправильно питающиеся. На их примере ребёнок поймёт, как делать нельзя. Систематизировать знания малыша о ЗОЖ и его компонентах поможет игра «Разложи картинки» – карточки, на которых изображены различные гигиенические процедуры, сон, физические упражнения, прогулка, и т. д., которые нужно разложить в верном порядке: Сначала утренние действия, потом – дневные, вечерние и, наконец, сон. Научить мальчика или девочку одеваться в соответствии с погодными условиями поможет простая игра «Одень куклу». Такая игра, как «Аптека» поможет детям разобраться в разнообразии средств, помогающих справиться с болезнью. Дети с удовольствием играют в такие игры: «Ребёнок и здоровье», «Полезные и вредные продукты», «Моя гигиена», «Тело человека», «Ребёнок на улицах города», «Наши помощники – врачи!», «Опасные предметы», «Опасности вокруг нас», «Спорт» и т. д.
Мы часто рисуем с детьми на темы здоровьесбережения и организуем выставки, а особенно ребятам нравится создавать различные коллажи на актуальные темы. Для коллажей мы используем различные вырезки, картинки, пословицы и поговорки, стихи и загадки. Тему для коллажа подбираем в соответствии с временем года, с ситуацией по заболеваемости и, что очень часто по предложению детей.
Работу по формированию у дошкольников здорового образа жизни, мы ведём в тесном сотрудничестве с семьями детей, и организуем их деятельность таким образом, чтобы детям было интересно.