Наталья Сертакова
Конспект занятия «Звук [у] и буква У»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• познакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У;
• совершенствовать фонематический слух;
• учить определять позицию звука в слове;
• развивать мышление, фантазию детей;
• активизировать познавательную деятельность.
Предварительная работа:
Чтение рассказа М. Пришвина «Ребята и утята»,
стихотворения В. Смита (пер. Б. Заходера) «Про летающую корову».
Пальчиковая гимнастика: «Улитка»
П/и «Удочка»
Оборудование и материалы: персонаж Умка,
Ход НОД
Разминка у окна.
Публикация «Конспект занятия „Звук [у] и буква У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите на небо и скажите, какое оно сегодня? (Ответы детей.) В небе часто пролетают самолеты. Как они гудят? (У-у-у-у) Покажите, как они летают.
Дети имитируют полет самолетов, сопровождая его гудением.
В о с п и т а т е л ь. Полетали самолеты над полянкой, а потом улетели в лес.
Дети произносят звук [у]сначала громко, потом все тише и тише.
В о с п и т а т е л ь. Самолеты улетели, но оставили нам свою песенку. Какую (У-у-у-у-у)
В о с п и т а т е л ь. Какой звук вы слышите в этой песенке? (Ответы детей.) Со звуком [у]нас сегодня познакомит уважаемая утка Кряква.
Работа у экологического букваря.
Включение в игровую ситуацию.
В о с п и т а т е л ь. У утки Кряквы совсем недавно появились маленькие утята. Мама стала учить их плавать.
Устала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
Ну, что из них получится!
/В. Лунин/
Затруднения в игровой ситуации.
В о с п и т а т е л ь. Какой звук чаще всего слышится в словах этого стихотворения? (Ответы детей.)
Взрослый предлагает произнести слова с интонационным выделением звука [у].
В о с п и т а т е л ь. Плывет утка вдоль берега и видит, как из лесной чащи выходит медвежонок по имени Умка. Идет Умка, скулит тоненьким голоском: «У-у-у…»
– Что случилось, Умка?
– Заблудился я. Убежал от своей мамы. А мама у меня самая добрая, самая лучшая. И никто не поможет…
Ребята, может быть, мы сумеем выручить Умку? (Ответы детей.) Тогда в путь.
Только хотели дети с Умкой войти в лес, как вдруг поднялся сильный ветер, загудел («Как гудит ветер?», раскачал верхушки деревьев. Страшно стало Умке. Это ветер рассердился на Умку за то, что он маму не послушался. Стихнет ветер, если Умка отгадает загадку и отыщет новый звук в отгадке :
Страшно. Громко. У-у-у!
Я от дома не уйду.
Не пройти нам, глазки жмуря,
То бушует, воет. (буря!
Идут дальше,а навстречу – лесорубы. В руках у них топоры. Лес рубят – щепки летят:ух! Ух! Ух! Лесорубы тоже Умке загадку загадали:
Великан осенний рад
бурый свой надеть наряд.
С веток, словно для затей,
набросает желудей.
(Дуб)
А вот и мама Умки встречает нас. Обрадовалась она, что вы привели ее медвежонка и решила подарить вам стихотворение. Послушайте его и назовите слова с новым звуком.
У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки.
Филин: «У-ух!» Филин: «У-ух!»
У старушек замер дух!
/Е. Благинина/
Физкультминутка с офтальмотренажером.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили,
Вот так, вот так.
Мишкам нравятся дорожки,
Но бегут по ним не ножки.
Побежали глазки
Следом за указкой.
Мы от мишек не отстанем,
С ними упражняться станем.
Работа с коромыслами.
На коромыслах висят картинки, в названиях которых есть звук [у].
В о с п и т а т е л ь. Найти картинки, в названиях которых звук [у]в начале слова (в середине, в конце).
Как вы думаете, какой буквой обозначается звук [у]?
Воспитатель демонстрирует на держалке букву У, помещает её на экологический букварь.
В о с п и т а т е л ь. Нырнула утка Кряква в речку и превратилась в букву У.
Удобная буква,
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто!
/А. Шибаев/
А на что еще похожа эта буква? (Ответы детей.) Запомните новую букву У и постарайтесь напечатать ее сами.
Ребята, что у получится, если буква У протянет руку букве А. (УА.) Кто так кричит? (Маленькие дети.) А если буква А протянет руку букве У, что получится? (АУ.) А так кто кричит? (Тот, кто заблудился в лесу.)
В о с п и т а т е л ь. Последнее задание: поселите нашу гостью в домик для букв. В какой домик мы ее поселим? Почему? Докажите.
Итог: Буква У – красная, гласная. А звук у- поется, при его произнесении ничего не мешается.