Евгения Некипелова
Конспект занятия по теме «Звуки [з ] [з’], буква З. Зима» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки [з ] [зь ], буква З. Зима.
(подготовительная группа)
Цель: Повторить знания о звуке [з], [зь ], букве З; закрепить и обобщить знания о Зиме.
Задачи:
Обучающие: закрепить правильное произношение звуков [З] и [Зь], учить дифференцировать их на слух и в произношении; закрепить умение давать характеристику речевым звукам; закрепить умение синтезировать слова из звуков; закрепить навыки звуко-слогового анализа слов; закрепить знания детей и расширить словарь по лексической теме : «Зима».
Публикация «Конспект занятия по теме „Звуки [з ] [з’], буква З, Зима“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Развивающие: развитие анализа, слухоречевого внимания и памяти; развитие общей и мелкой моторики рук, ловкости, познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка по средствам Су – Джок терапии; развитие воображения, фантазии, умение действовать кончиками пальцев при составлении рисунка.
Коррекционные: умение определять наличие или отсутствие звуков [з] [зь]; согласование прилагательных с существительными; умение отвечать полным предложением; скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок терапии.
Воспитывающие: самоконтроль, уважение к собеседнику.
Оборудование: презентация к занятию, спортивные мячи, «волшебный мешочек», зеркало (зеленая оправа с [зь], зонт (синий с [ з], гладкие шары, кубики со слогами, большие гимнастические мячи, дорожки с пуговицами, каштаны, грецкие орехи, «картинки отгадки», снежинки, колючий шарик Су – Джок, буквы, помпоны (зеленые, синие, красные, песок в подложке, зефир.
Ход работы.
***
«Настраиваемся на работу»
Логопед: Ваши глаза …
Дети: Внимательно смотрят.
Логопед: Ваши уши …
Дети: Внимательно слушают.
Логопед: Ваши ноги …
Дети: Нам не мешают.
Логопед: Ваши руки …
Дети: Нам не мешают, а помогают.
***
Логопед: Давайте вспомним, правило речи.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим
Никогда мы не спешим!
Паузы мы соблюдаем!
Звук ударный выделяем.
***
Орг. момент.
Снимаем обувь (занятие в носочках).
Делимся на 2 колоны по 4 человека.
Маршировка.
1. Вспомним зимние словечки и поиграем в игру «Скажи ласково».
Одна колона передавая мячи, называет «зимнее словечко» другая называет это слово ласково. Затем меняются.
(санки – саночки, снеговик – снеговичок, гора – горочка, снежинка – снежиночка, зима - зимушка, шапка – шапочка, снег – снежочек, лед – ледок)
Какие слова вспомнили? (зимние)
Зима – трех месяцев владыка! Каких? (декабрь, январь, февраль)
Какая Зима?
(холодная, морозная, снежная, белая, веселая, волшебная, чудесная, великолепная, белоснежная)
Декабрь начинает стужу, холодную зиму. Январь – середина зимы, начало нового года! Февраль - последний месяц Зимы.
Основная часть.
2. Посмотрите, что это за мешочек под елкой лежит? (волшебный мешочек)
Отгадайте загадки, и мы узнаем, что лежит в мешке!
Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает.
Только дождик пройдет –
Сделает наоборот. (Зонт).
На серебряное блюдце
Мало кто в обиде.
Кто на блюдечко посмотрит – В нём себя увидит. (Зеркало)
В мешочке зонт и зеркало. Да не простые волшебные! Ребята с какого звука начинается слово зонт? (з) Какой он? (согласный, звонкий, твердый)
А слово зеркало (зь) Какой он? (согласный, звонкий, мягкий)
Сегодня поговорим о звуках з и зь,которые на письме обозначаются какой буквой? (зэ)
3. Задание волшебного зонтика:
Ребята разложите волшебные шары со слогами между зонтиком и зеркалом. К зонту с твердым звуком з. К зеркалу с мягким звуком зь. (Взяв шарик, ребенок читает слог и массажирует ладони гладким шариком со слогом)
Дети ходят по коврикам с пуговицами.
4. По заданию зеркала отправляемся к гимнастическим мячам: «Составь словечко»
М-о-р-о-з; з-и-м-а; к-о-нь-к-и; с-н-е-г; в-е-т-е-р; вь-ю-г-а; с-а-н-к-и; г-о-р-а; Дети сидят на больших мячах (слова закреплены на этих мячах)
5. У зонтика для нас загадки:
Замела я все вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла. (Зима).
На белом просторе две ровные строчки,
А рядом бегут запятые да точки. (Лыжня)
Кто по снегу
Быстро мчится,
Провалиться
Не боится? (Лыжник)
Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу. (Санки)
Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой,
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом. (Ледяная горка)
Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нем.
Нос приделали, и вмиг получился (Снеговик)
Мухи белые хотят
Замести тропинки;
Эти мухи не жужжат, Ведь они? (Cнежинки)
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Мороз)
Кто зимой в трубе гудит? (Ветер)
Без рук, без ног
По свету рыщет,
Поет да свищет. (Ветер)
А теперь составим предложения с этими словами.
Каждое предложение говорим волшебному зонтику.
Чтобы подойти к зеркалу необходимо пройти по каштанам и грецким орехам.
6. Задание зеркала: Физ. мин. «Танец снежинок»
Снег
Снег, снег кружится, (кружатся вокруг себя)
Белая вся улица! (приседания)
Собралися мы в кружок, (хоровод)
Завертелись, как снежок. (танец в хороводе)
(А. Барто)
Снежинки приземлились.
«Глазки отдыхают»
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Всё! На землю улеглись.
(Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
Снежинки вправо полетели,
Глазки вправо посмотрели.
Посмотрите, какие снежки.
Су-джок
(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто снег сметаю плошкой,
И сожму его немножко,
Как сжимаю снег в ладошке,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Дети сидят на мягких ковриках.
7. Задание зонта:
Составляем из букв зимние словечки (снег, зима). Делаем звуковой анализ слов из помпонов.
8. Задание зонта:
«Зимняя картинка.» По песку пальцами печатаем З и рисуем зимние узоры, которые нам подарит мороз на окне зимним утром.
Какие узоры у нас получаются? (красивые, заколдованные, необыкновенные, сказочные)
9. Итог.
Все задания зонта и зеркала выполнили!
Зонт у нас символ осени! (Идут дожди. Нужен зонт)
А зеркало символ зимы! (Твердое как лед, можно делать узоры как на окне)
Т. к. Зима наступает, а осень уходит. Зонт отправляется до следующей осени волшебный мешочек, а зеркало остается царствовать вместе с нами на всю зиму.
Давайте зеркалу расскажем, что же вам сегодня запомнилось?
(Мне запомнилось, как мы работали со звуками з и зь.
Мне запомнилось рисовать узоры и печатать букву….)
Закрываем глаза и волшебный мешочек превращается в мешочек со снежками (зефир).
Отправляемся вместе с зеркалом в группу кушать зефир.