Логопедическое занятие «Звуковая культура речи в ДОУ»

ирина Ефремова
Логопедическое занятие «Звуковая культура речи в ДОУ»

МБДОУ д/с ОВ № 6

Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и игровых упражнений

Подготовила:

учитель-логопед

Ефремова И. Н.

2018

Кущевская

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы. В первую очередь к ним относятся занятия. Чаще всего это еженедельная (1—2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 мин. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В младших и средней группах эффективна речевая гимнастика (1—2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2—3 раза в неделю). Широко практикуется и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.).

Поэтому для данной картотеки мною подобраны игры, направленные на формирование звуковой культуры речи. Данные игры будут интересны детям и полезны взрослым.

Картотека дидактических игр по воспитанию

звуковой культуры речи дошкольников

Дидактическая игра «Бабочка, лети!» (младший возраст)

Цель: Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

Дидактическая игра «Звуковые дорожки» (младший возраст)

Цель: Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Методические указания. Детям предлагаются карточки с различными дорожками. зззз- комар, ррр-тигр, ууу-самолет.

Игра “Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем”

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу – в кругу или парами, пропевая заданные педагогом гласные звуки и катая мяч. Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

Игра “Будьте внимательными”

Цель. Научить детей правильно произносить звук [щ] в словах. Содержание. Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает:

– Сегодня мы будем искать звук [щ] в словах. Я говорю слова, а вы хлопайте в ладоши, если услышите этот звук. (Слова: “щука”, “лампа”, “веник”, “щетка”, “поезд”, “кубики”, “щенок”, “щи”, “хлеб”, “дрова”, “щепки”. др.)

Игра “ Найди игрушку”

Цель. Закреплять произношение звуков [л] [л?] в словах.

Содержание. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и назвать предметы и игрушки со звуком [л], [ л?].

Игра "Волшебный кубик".

Используем в игре 2-3 кубика с картинками. На гранях наклеены картинки - самолёт, паровоз, комар и т. д. Ребенок говорит:

"Вертись, крутись, на бочок ложись ", - и кидает кубик.

Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Дошкольник изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, то летает и гудит: У-У-У.

Дидактическая игра «Кто в домике живет?» (подражание)

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыханиедетей.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли звери домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках, и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Дидактическая игра «Помоги собрать вещи»

Цель: различение звуков [з] – [ж]

Ход игры: Воспитатель рассказывает историю, можно использовать наглядный материал (игрушки, картинки). Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з]. а жуку со звуком [ж].

Детям нужно выбрать:

Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок.

Дидактическая игра «Помоги ЗОЕ и ЗИНЕ»

Цель: дифференциация звуков [з] – [зь]

Ход игры: ЗОЯ и ЗИНА пошли гулять. Предложить детям разложить картинки для девочек Зои и Зины; для Зои картинки со звуком [З], а для Зины картинки со звуком [З’].

Дидактическая игра «В гостях у звука [Ш]»

Цель: помочь выработать у ребенка правильное произношение звука Ш, развить речевой слух.

Послушай стихотворение и скажи, какой звук чаще всего здесь повторяется.

Взрослый читает стихотворение, выделяя в словах голосом звук Ш (произносит звук Ш протяжнее, громче):

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, шуршишь!»

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

— Так какой же звук чаще всего повторяется?

***

Тише, мыши!

Кот на крыше!

***

Не найду я ушки

У нашей лягушки.

***

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Маше спать не даешь!

Можно предложить и загадки, например, о лягушке:

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Дидактическая игра «Гимнастика для язычка».

Цель: помочь выработать у ребенка правильное произношение некоторых звуков, развить речевой слух.

Ход игры. Начинаем с простых вопросов:

Как тикают часы?- тик-так

Как подзывают цыплят?- цып-цып

Как чикают ножницы? -чик-чик

А затем задают вопросы так, чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:

Как жужжит жук? –ж-ж-ж

Как воет волк? –у-у-у

Как поют комарики? –з-з-з

Как фыркает кот? –ф-ф-ф

Как шипит змея? –ш-ш-ш

Дидактическая игра «Замени первый звук»

Цель: Закрепить правильную артикуляцию звука [л’]. Следить за четким произношением звука [л ’].

Логопед: Мёд-Лёд.

Логопед: Рейка-Лейка.

Логопед: Пень-Лень.

Логопед: Вес- Лес

Логопед: Зев- Лев

Логопед: Пекарь- Лекарь

Логопед: Репка-Лепка.

Логопед: Печенье-Леченье

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи во второй младшей группе по теме «Звуковая культура речи» Цель: закрепить с детьми артикуляцию звуков «А», «И», «О», «У». Задачи: Образовательные: закрепить с детьми артикуляцию звуков «А», «И»,.

Конспект ООД по развитию речи «Звуковая культура речи. Работа над предложением» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи Тема: Звуковая культура речи. Работа.

Конспект по развитию речи. Звуковая культура речи «Звук [Ц]» Речевое развитие Звуковая культура речи: звук "ц". Цели и задачи: Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах,.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [у]» Цель: упражнять детей в чётком произношении звука и (изолированного, в словосочетаниях, в словах). Задачи : воспитывать чувства ответственности,.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе детского сада «Звуковая культура речи: звуки [т], [п], [к]» Цель. Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п. к ; упражнять.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [И]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [И]» Занятие по развитию речи во второй младшей группе: «Звуковая культура речи. Звук И» Тема: «Звуковая культура речи. Звук И» Цель: Упражнение.

Звуковая культура речи «Формирование звуковой культуры речи во второй группе раннего возраста» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино Белгородской области» Доклад на тему: «Формирование звуковой культуры.

Звуковая культура речи ж-ш -Веревка по земле ползет, Вот язычок, открытый рот, Всех укусить, готова Я, Потому что Я - (ЗМЕЯ) В:А какая песня у змеи? Д:-ш-ш-ш-ш-ш.

Звуковая культура речи «Звук [а]-[у]». Конструкт занятия «Развитие речи». Вторая младшая группа 1. Организационный Воспитатель при помощи словесного приема – вопрос к детям, активизирует внимание детей. Воспитатель показывает на экране.

Звуковая культура речи «Звуки [А] и [У]» I. Организационная информация 1. Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2. Вид деятельности детей -Игровая: «Жил –был язычок».

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Логопедическое занятие «Звуковая культура речи в ДОУ»
Опубликовано: 17 января 2018 в 20:47
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация: «Ответы на самые каверзные детские вопросы.»
Почему крапива жжется? На стеблях и листьях крапивы есть тоненькие и твердые ворсинки, в корешках которых есть кислота. Кончики ворсинок очень острые, и...
23 февраля. Музыкально спортивный праздник в старшей группе
Музыкально-спортивный праздник к 23 февраля в старшей группе. Под марш девочки входят в зал, и выстраиваются полукругом. Варя: 23 февраля все мы отмечаем...
Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи
«Скорая помощь» Цель. • Учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской помощи по телефону 03. Материал. Игрушечная машина...
Технологическая карта по Петербурговедению «Город и село»
Технологическая карта занятия ( совместная деятельность) Тема : «Город и деревня» Задачи: 1. Речевые: ввести в активную речь слова город, деревня 2. Учить...
Фотоотчёт «Участие учащихся начальных классов (2–3 классы) в акциях, проводимых в...
Рада Вас приветствовать, уважаемые коллеги, на новой публикации! Хочу поделиться с Вами фотоотчётом мероприятий-акций, проводимых в феврале в моих классах -...