Папки-передвижки

Звуковой ряд — это подготовительный этап к звуковому анализу слова.

Еванжелина Вялкина
Звуковой ряд — это подготовительный этап к звуковому анализу слова.
▼ Скачать + Заказать документы

Вялкина Еванжелина Георгиевна

Учитель – логопед СП ГБОУ ООШ № 2 г. о Октябрьск

«Детский сад № 2» Самарская область

При первоначальном обследовании детей с ОНР обнаруживаются затруднения в выполнении задания: расположить предметы в ряд в направлении слева направо, перечислить их, выделить местонахождение определенного элемента ряда в начале, в середине или его конце, назвать признаки элемента ряда по цвету, форме и др.

Публикация «Звуковой ряд — это подготовительный этап к звуковому анализу слова,» размещена в разделах

В активном словаре детей с речевыми нарушениями часто не достает многих терминов (ряд, место, середина, начало, конец, слева, справа, порядковых числительных, а также слов обозначающих основные признаки предмета.

Поэтому с самого начала работы возникает серьезная необходимость усвоения детьми специальной терминологии. Это не занимает дополнительного времени, но требует особого внимания логопеда и воспитателей к содержанию занятия, к самой форме подачи учебного материала к организации детей в процессе обучения.

В доступной и интересной для детей форме на материале русской народной сказки «Репка» проходит ознакомление с понятием «Ряд» и такими его признаками, как линейность, протяженность, законченность.

На занятиях с воспитателями дети слушают сказку «Репка» и пересказывают ее, а на логопедических занятиях они на материале сказки получают разъяснения, что такое ряд и как его построить, закрепляют навыки в ориентировки на левую и правую сторону, принимают непосредственное участие в заданиях, требующих образование ряда из фигурок настольного театра.

При этом логопед направляет внимание детей на процесс образования ряда во времени и пространстве.

Сначала пришел тянуть репку дед и встал вначале ряда, потом пришла бабка и встала за дедом. После бабки прибежала внучка и т. д.

«Все встали друг за другом по линеечке» – жестом руки логопед обозначает линию, по которой выстроился ряд фигурок – «мы все видим этот ряд. Он начинается слева. Поднимите левую руку, запомните … здесь начало ряда, затем ряд продолжается до самой мышки» – жестом руки логопед вновь подчеркивает протяженность ряда – «А вот в этом месте (показывает) ряд окончился. Мышка последняя. Здесь конец ряда. Дед стоит вначале ряда, мышка стоит в конце ряда, а между ними в середине, стоят бабка, внучка, жучка и кошка». Построение ряда и разъяснение его направления (налево, направо) ведется по отношению местонахождения детей.

На занятии дети получают задание, составить ряд из любых трех персонажей сказки, например, поставить фигурки так, чтобы бабка была в начале ряда, жучка в конце, а кошка в середине.

Задание можно выполнять индивидуально и группой.

Затем дети отвечают на вопросы о местонахождении в ряду каждого героя сказки. Эти вопросы могут включать в себя и слова для ответа, например: «Разве бабка стоит в конце ряда, а не вначале его? А кто в середине ряда – кошка или жучка?»

После нескольких занятий по построению ряда из персонажей сказки «Репка» у детей вырабатываются определенные навыки, и они без затруднения составляют слева направо ряд из любых предложенных предметов: разноцветных кубиков, матрешек, мозаики и др.

Дети могут одеть шапочки героев сказки «Репка» и также составлять ряд.

Понятие «ряд» можно считать узловым, функциональным при подготовке детей звукового анализа слова. Четкие представления о ряде, его строении, местоположении его элементов служит хорошей основой для формирования понятия «Слово».

Основной элемент слова – звук. Ряд звуков образует слово. Произнося слово плавно, с параллельной демонстрацией звукоряда на линейке звуков (это линейка служит пособием логопеда) логопед дает яркое представление о слове, как о звукоряде, его протяжённости также как на занятиях по теме «Ряд» он учит детей различать отдельные звуки в словах, выделять их вначале, в конце, в середине слова слышать последовательный ряд звуков.

Публикации по теме:

Вязаный Дед морозВязаный Дед мороз ДЕД МОРоз 1 этап Ноги, туловище, голова (вяжем одной деталью). Правая нога *Черной нитью набрать 12 п. след. ряд: прибавка в каждую.

Игры на автоматизацию звуков (сделаны своими руками)Игры на автоматизацию звуков (сделаны своими руками) Эти игры помогут автоматизировать свистящие, шипящие и сонорные звуки, развить фонематический слух, психические процессы (мышление, память,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Звуковой ряд — это подготовительный этап к звуковому анализу слова.
Опубликовано: 20 июля 2014 в 13:17
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Звуковой ряд — это подготовительный этап к звуковому анализу слова.» (включая файлы) размещена пользователем Еванжелина Вялкина (УИ 173243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД