Еванжелина Вялкина
Звуковой ряд — это подготовительный этап к звуковому анализу слова.
▼ Скачать + Заказать документы
Вялкина Еванжелина Георгиевна
Учитель – логопед СП ГБОУ ООШ № 2 г. о Октябрьск
«Детский сад № 2» Самарская область
При первоначальном обследовании детей с ОНР обнаруживаются затруднения в выполнении задания: расположить предметы в ряд в направлении слева направо, перечислить их, выделить местонахождение определенного элемента ряда в начале, в середине или его конце, назвать признаки элемента ряда по цвету, форме и др.
Публикация «Звуковой ряд — это подготовительный этап к звуковому анализу слова,» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
В активном словаре детей с речевыми нарушениями часто не достает многих терминов (ряд, место, середина, начало, конец, слева, справа, порядковых числительных, а также слов обозначающих основные признаки предмета.
Поэтому с самого начала работы возникает серьезная необходимость усвоения детьми специальной терминологии. Это не занимает дополнительного времени, но требует особого внимания логопеда и воспитателей к содержанию занятия, к самой форме подачи учебного материала к организации детей в процессе обучения.
В доступной и интересной для детей форме на материале русской народной сказки «Репка» проходит ознакомление с понятием «Ряд» и такими его признаками, как линейность, протяженность, законченность.
На занятиях с воспитателями дети слушают сказку «Репка» и пересказывают ее, а на логопедических занятиях они на материале сказки получают разъяснения, что такое ряд и как его построить, закрепляют навыки в ориентировки на левую и правую сторону, принимают непосредственное участие в заданиях, требующих образование ряда из фигурок настольного театра.
При этом логопед направляет внимание детей на процесс образования ряда во времени и пространстве.
Сначала пришел тянуть репку дед и встал вначале ряда, потом пришла бабка и встала за дедом. После бабки прибежала внучка и т. д.
«Все встали друг за другом по линеечке» – жестом руки логопед обозначает линию, по которой выстроился ряд фигурок – «мы все видим этот ряд. Он начинается слева. Поднимите левую руку, запомните … здесь начало ряда, затем ряд продолжается до самой мышки» – жестом руки логопед вновь подчеркивает протяженность ряда – «А вот в этом месте (показывает) ряд окончился. Мышка последняя. Здесь конец ряда. Дед стоит вначале ряда, мышка стоит в конце ряда, а между ними в середине, стоят бабка, внучка, жучка и кошка». Построение ряда и разъяснение его направления (налево, направо) ведется по отношению местонахождения детей.
На занятии дети получают задание, составить ряд из любых трех персонажей сказки, например, поставить фигурки так, чтобы бабка была в начале ряда, жучка в конце, а кошка в середине.
Задание можно выполнять индивидуально и группой.
Затем дети отвечают на вопросы о местонахождении в ряду каждого героя сказки. Эти вопросы могут включать в себя и слова для ответа, например: «Разве бабка стоит в конце ряда, а не вначале его? А кто в середине ряда – кошка или жучка?»
После нескольких занятий по построению ряда из персонажей сказки «Репка» у детей вырабатываются определенные навыки, и они без затруднения составляют слева направо ряд из любых предложенных предметов: разноцветных кубиков, матрешек, мозаики и др.
Дети могут одеть шапочки героев сказки «Репка» и также составлять ряд.
Понятие «ряд» можно считать узловым, функциональным при подготовке детей звукового анализа слова. Четкие представления о ряде, его строении, местоположении его элементов служит хорошей основой для формирования понятия «Слово».
Основной элемент слова – звук. Ряд звуков образует слово. Произнося слово плавно, с параллельной демонстрацией звукоряда на линейке звуков (это линейка служит пособием логопеда) логопед дает яркое представление о слове, как о звукоряде, его протяжённости также как на занятиях по теме «Ряд» он учит детей различать отдельные звуки в словах, выделять их вначале, в конце, в середине слова слышать последовательный ряд звуков.