«Дифференциация звуков [ш] — [ж]». Конспект логопедического занятия в старшей группе

Ирина Шепелева
«Дифференциация звуков [ш] — [ж]». Конспект логопедического занятия в старшей группе

Обучающие задачи:

• уточнить характеристику звуков [ш] и [ж];

• закреплять правильное произношение звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, чистоговорках, фразах, стихотворном тексте;

• упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, фразах;

• закреплять навык определения позиции звуков [ш] и [ж] в словах;

• упражнять в употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (детёныши животных);

• закреплять навык словообразования при помощи суффиксов (существительные)

и приставок (глаголы).

Развивающие задачи:

• создать положительное психоэмоциональное настроение;

• развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание,

мыслительные навыки, мелкую моторику рук.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

Логопед: - Прозвенел звонок, начинается урок…

Приглашаю на урок тех детей, кто назовёт предметы одежды, в названии которых

есть звуки [ш] и [ж].

2. Характеристика звуков.

Логопед: - Скажите, звуки [ш] и [ж] - это какие звуки?

- Чем похожи звуки [ш] и [ж]? (согласные).

- Чем они отличаются? (звуки [ш] глухой, а звук [ж] звонкий, как колокольчик).

Игра «Колокольчик».

Логопед: - Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте, какой звук в этом слове [ш] или [ж]? Если услышите звонкий звук [ж], позвоните в колокольчик.

Слова: шахматы, лужа, груша, пожар, жук, мешок, карандаш, кружок, шиповник, жасмин.

3. Игровое упражнение «Найди место звука в слове» (по схемам).

Логопед: - А вы заметили, что звук в слове можно услышать в начале, в середине или в конце слова? К каждой схеме подберите подходящую картинку.

4. Дифференциация звуков в слогах.

Игра «Договори слово».

Логопед: - Я буду слово начинать, а вы заканчивать слогом ШИ или ЖИ.

Слова: камы-ши, у-жи, мы-ши, гру-ши, е-жи, каранда-ши, но-жи, шала-ши, лы-жи, детёны-ши, эта-жи, ланды-ши, гара-жи, клави-ши, кра-жи, черте-жи.

5. Дифференциация звуков в словах.

Игра «Назови ласково».

Логопед: - Надо изменить слово так, чтобы в новом слове появился звук [ш] или [ж].

Слова: со звуком [ж]: сапог – сапожок, пирог, друг, круг, берег, творог, утюг, флаг.

со звуком [ш]: перо – пёрышко, зерно, крыльцо, солнце, ведро, пятно, поле, трус, воробей, заяц.

Игра «У кого кто?» (по картинкам).

Логопед: - У лягушки много (лягушат, а у ежихи много….(ежат).

- У кукушки много (кукушат, а у ершихи много (ершат).

- У медведицы много (медвежат, а у индюшки много (индюшат).

- У мышки много (мышат, а у верблюдицы много (верблюжат).

- У лошади много (жеребят, а у моржихи много (моржат).

Игра «Найди лишний предмет» (Приложение №1).

Логопед: - Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. Какой предмет лишний и почему?

Картинки: - Снежинки, груша, жук, лыжи.

- Чашка, машина, флажок, шкаф.

- Лягушка, мышка, солнышко, ёжик.

6. Физкультурная пауза.

Упражнение: «Я спрошу, а ты ответь» (с показом действий).

Логопед: - Ты пишешь? - Я пишу. – Ты мажешь? - Я мажу. - Ты машешь?.

– Ты гладишь?. – Ты наряжаешься?. – Ты просишь?. – Ты сидишь?.

–Ты бежишь?. - Ты шьёшь?. –Ты пьёшь?. –Ты поёшь?. – Ты живёшь?.

7. Дифференциация звуков в чистоговорках.

Проговаривание чистоговорок «На каком этаже я живу».

Логопед: - А на каком этаже вы живёте, ребята? Же-же-же – я живу на четвёртом этаже. А вы? - Все мы с вами живём в городе в многоэтажных домах.

8. Дифференциация звуков во фразе.

Логопед: - А я вам хочу рассказать о ёжике, который живёт где? (в лесу). Помогайте мне.

Рассказ «Ёжик по лесу шёл» (Приложение № 2).

Логопед: Ёжик по лесу … (шёл). На полянку … (пришёл). Грибочек … (нашёл).

И дальше….(пошёл). В чащу леса (зашёл). К избушке (подошёл).

В избушку (вошёл). Ничего не (нашёл). Из избушки (вышел).

И дальше (пошёл). Ёжик к пеньку (подошёл). Пенёк (обошёл).

Яблоко (нашёл). От пенька (отошёл). Яблоко съел и под ёлку (ушёл).

9. Дифференциация звуков в стихотворном тексте.

Логопед: - Наверное, побежал ёжик к своим друзьям, про которых мы знаем весёлое стихотворение. Как оно называется?

Чтение стихотворения «Топотушки» по мнемотаблице.

Топ – топ! Топотушки!

Пляшет зайка на опушке.

Пляшет ёжик на пеньке.

Пляшет чижик на сучке.

Пляшет пёсик на крылечке

Пляшет котик возле печки.

Пляшет мышка возле норки.

Пляшет козочка на горке.

Пляшет утка на реке.

Черепаха на песке.

Топ – топ! Топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты.

Что стоишь? Пляши и ты!

Логопед: - Почему это стихотворение весёлое? (потому что все пляшут и у всех хорошее настроение).

10. Итог занятия.

Логопед: - Ребята, и мы свами хорошо позанимались.

- Прозвенел звонок и закончился урок.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
«Дифференциация звуков [ш] — [ж]». Конспект логопедического занятия в старшей группе
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 12:05
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...