МААМ-картинки

Использование нейроигр в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми ОВЗ

Ефимова Наталья Юрьевна
Использование нейроигр в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми ОВЗ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 37»

Доклад

на тему:

«Использование нейроигр в коррекционно - развивающей работе учителя-дефектолога с детьми ОВЗ

Подготовила: учитель-дефектолог

Ефимова Н. Ю

Использование нейроигр в коррекционно- развивающей работе учителя-дефектолога

Публикация «Использование нейроигр в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми ОВЗ» размещена в разделах

В настоящее время растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). У большинства современных детей, а особенно с ОВЗ, отмечается общее моторное отставание, а отсутствие физической нагрузки заметно снижает концентрацию внимания, координационные способности, выносливость, отстаёт речевое развитие и мыслительные процессы.

В результате, у таких детей проявляется низкая работоспособность, повышенная утомляемость, низкий уровень произвольности психических процессов – все эти трудности, возможно преодолеть только через создание правильного выбора методов педагогической коррекции.

Одним из эффективных средств коррекции являются кинезиологические упражнения, которые являются наиболее результативными и помогают достичь успехов в преодолении трудностей детей с ОВЗ.

Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение и «логос» — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга.

Учитель – дефектолог– выявляет слабые и сильные стороны работы головного мозга и делает взаимодействие правого и левого полушария гармоничным.

Как понять, что у ребёнка есть проблемы

• Ребёнок гиперактивный,«не слышит»взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный.

• Испытывает трудности в усвоении школьной программы. Долго выполняет домашние задания, на уроках невнимателен.

• Заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения.

• Есть синдром дефицита внимания.

• Постоянно путает «лево»и «право», сезоны, жалуется на память.

• Плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения.

• Быстро переключается с одного действия на другое.

• Присутствуют навязчивые движения (почёсывания, раскачивание,рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.).

• Быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт.

• Есть проблемы с речью разной сложности.

• Наблюдается слабая познавательная деятельность.

• Плохо развита мелкая и общая моторика и т. Д

.

Нейропсихологические упражнения это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений. К таковым относится: гиперактивность, синдром дефицита внимания задержка развития и другие.

Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.

Суть и базовые принципы

Нейро игры -развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

Начинается коррекция с воздействия на фоновые элементов, а в дальнейшем уже программу выстраивают индивидуально под каждого ребенка согласно его степени развития процессов в мозге. Формируются функции в нескольких направлениях: снизу вверх, слева направо и изнутри наружу. Первоначально специалист использует базовый комплекс упражнений, постепенно усложняя его, при этом посторонняя помощь при выполнении комплекса уменьшается. В итоге малыш начинает самостоятельно работать без помощи взрослого.

Программа рассчитана на то, чтобы все занятия проходили только в игровой форме, что очень комфортно для ребенка. Только так можно убрать напряжение, повысить мотивацию ребенка и максимально усилить эффективность работы мозга без вреда для здоровья.

Показания к началу применения

Нейропсихологические упражнения для детей младшего и старшего школьного возраста это своего рода тест, который позволит точно определить и оценить состояние здоровья.

Во время оценивания специалист предлагает ребенку выполнить несложные задачи, после выполнения которых, можно точно рассказать об особенностях развития малыша, его возможностях. Будет очень полезно узнать сильные и слабые стороны малыша, чтобы в дальнейшем правильно с ними работать.

Польза ее в следующем: стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности; помогает получить энергию, необходимую для обучения; снижает утомляемость; улучшает моторику, как мелкую, так и крупную; благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышает продуктивную работоспособность; формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, нейроигры – это еще и способ предотвратить появление дислексии, то есть нарушения навыков чтения. Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным. Нейроигры учитывает пластичность мозга дошкольников и помогает «настроить» его таким образом, чтобы оба полушария работали активно и продуктивно. Занятия активируют те участки, которые ранее бездействовали.

Нейропсихологические упражнения для детей помогают улучшить ситуацию в таких случаях:

· недоразвитость речи;

·ЗПР (задержка психического и психоречевого развития);

·СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность);

·аутизм;

·ОВЗ (ограниченные возможности развития);

·минимальные функции мозга;

· недоразвитость тела мозга;

·умственные и эмоциональные нарушения.

Специально подобранный комплекс поможет специалисту последовательно активизировать каждую зону мозга в отдельности. Программа разрабатывается индивидуально, за счет чего удается благодаря тактильно-кинестетическим упражнениям убрать все нарушения.

Полезные рекомендации

Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, нужно следовать нескольким правилам:

Не стоит сразу ожидать результатов. Начинать тренировки следует с концентрации внимания на одной из функций. Нужно быть терпеливым, ведь у ребенка не сразу может получаться, он будет отвлекаться. Не стоит одергивать малыша, ему после того сложнее концентрироваться. Только терпение и усилия приведут к положительному результату.

Нельзя переутомлять и перевозбуждать ребенка. Нужно периодически переключать внимание ребенка, меняя виды игр, но делать это не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить полноценный сон, спокойную обстановку.

Установить внешние рамки. Ребенку нужно точно объяснить, что можно, а что нельзя. Стоит учитывать, что ребенок долго ждать не может, поэтому поощрения и наказания должны проявляться вовремя. Это может быть доброе слово, небольшой сувенир, но все должно быть предоставлено вовремя.

Начинать занятия лучше индивидуально. Когда ребенок немного привыкнет, можно вводить его в групповые игры. Если сразу начать заниматься в группе, ребенку сложно сосредоточиться, он смотрит на других детей и копирует их ошибки.

Во время работы лучше использовать сразу несколько игр : для развития внимания, для снятия напряжения, для регуляции воли, для закрепления результатов.

Самое главное в такой практике — чтобы ребенку было приятно играть, у него был позитивный настрой. Ни в коем случае не заставляйте его играть и не ругайте, если что-то не получается. Игра – это хорошая возможность для ребенка провести время с вами, получить внимание, одобрение и поддержку.

Принципы занятий с использованием нейроигр :

1. Коррекционный — преодоление неуспеваемости, устранение дефектов за счёт корректировки и развития тех или иных психических

функций.

2. Эмоционально-реабилитационный — восстановление уверенности

ребёнка в своих возможностях, повышение учебной мотивации,

создание ситуации успеха.

3. Стимулирующий — побуждение к разнообразным видам деятельности.

Какие нейроигры мы чаще всего используем?

1. Модифицированная таблица Шульте. Развитие концентрации и распределения внимания

2. Числовой поиск. Развитие произвольного внимания и самоконтроля

3. Лабиринт. Развитие зрительного внимания, самоконтроля

4. Графический диктант. Развитие пространственной ориентации на листе бумаги, произвольного внимания

И т. д

Примеры нейроигр и их воздействие :

«Нейротаблицы на внимание»

В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, русский и английский алфавит и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.

Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами 

«Межполушарные лабиринты»

Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.

 «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.

«Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки

«Балансир»

Это специальный тренажёр в виде полусферы. Задача малыша – удержаться на доске. Следует придерживать кроху за руку, помогая ему сохранять устойчивость. Сопровождайте это упражнение потешками или музыкой. Дети 6-7 лет могут самостоятельно заниматься с балансиром. Такая игра направлена на концентрацию и удерживание равновесия.

«Межполушарное рисование»

Если полушария работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как не происходит полноценного обмена информацией между мозговитыми «соседями». Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру. А помогут в этом пособия Т. П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».

Кинезиологические упражнения

Они бодрят, тонизируют, буквально заставляют «напрячь мозги». Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Вот несколько вариантов игр.

Упражнение «Кулак – ладонь»

Положить на стол ладони. Одну – сжать в кулак, вторая – лежит на столе. Одновременно менять положение рук. Постепенно наращивать скорость выполнения упражнения.

Упражнение «Класс – капитан»

Левой рукой показывать «класс», правой – «капитан». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

«Прикосновения»

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.

Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

«Ловим мышку»

Вспомним и закрепим понятия «лево-право»

Правила простые – мышку водим,а когда она захочет «сбежать» за пределы сыра-нужно хлопком ее поймать.

«Межполушарные игры»

Это игры, в процессе которых участвуют оба полушария - левое и правое.

Научно доказано,что два полушария головного мозга отвечают за разные мыслительные процессы, Левое полушарие-это последовательность, логика и структура; правое полушарие-это интуиция, воображение, образы и т. д.

За левую часть тела отвечает правое полушарие мозга, а за правую -левое полушарие. Заставляя синхронно работать, оба полушария мозга, можно получать состояние, при котором процесс обучения проходит легче и эффективнее.

«Игры на слуховое восприятие»

«Нейротренажер»

«Нейроупражнения»

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет «Занятия с использованием пескотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми 12–17 лет с ОВЗ»Фотоотчет «Занятия с использованием пескотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми 12–17 лет с ОВЗ» "Занятия с использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми 12-17 лет с ОВЗ. " Одним из нетрадиционных методов, успешно.

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речиИспользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи авторы: Светлана Савина, Лида Бронникова Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений компенсирующего вида является.

Использование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектологаИспользование нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-дефектолога Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память,.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нейроигр в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми ОВЗ
Опубликовано: 27 февраля 2024 в 16:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД