Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения

Елена Терентьева
Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения

«Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения»

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей, имеющих нарушения звуковой стороны речи. Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух. Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Большую проблему для этих детей представляют задания по выделению и различению слов близких по звуковому составу, что при восприятии обращенной речи может проводить к снижению понимания её смысла. У части из них нарушено звукопроизношение и слоговая структура слов. Нарушения фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие. В связи с этим не формируются фонематические представления, умения и навыки осуществлять звуковой анализ и синтез, что ведет затруднениям к недостаточному овладению звуковым составом слова, а это, в свою очередь отражается на процессах овладения чтением и письмом.

Цель: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения.

Задачи:

- Развитие у детей с нарушениями речи слуховое внимание и слуховую память;

- Развитие фонематического слуха посредством игровых упражнений, игры с использованием компьютера;

- Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи на основе развития фонематического слуха;

- Формирование навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

Фонема – это эталон звука, являющийся минимальной единицей языка и выступающий в смыслоразличительной функции. Всего в русском языке 42 фонемы, мы их храним в своей памяти в упорядоченном виде. Они находятся в соотношении друг с другом, каждая фонема со своими оттенками противопоставлена другим на основе присущих ей акустических отличий, на слух улавливаемых говорящими

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и развивается в процессе общения с окружающими близкими.

Фонематический слух – это врождённая способность, позволяющая:

• узнавать наличие данного звука в слове;

• различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем

• различать слова, отличающиеся только одной фонемой

Фонетический слух осуществляет слежение за непрерывным потоком слогов: все звуки должны произноситься нормировано, чтобы их смогли опознать слушающие. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.

Фонематический слух и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:

1. определение наличия или отсутствия звуков в слове;

2. местоположение звуков в слове;

3. определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

Развитие фонетико- фонематического строя речи в онтегенезе.

В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи происходит постепенно.

Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у ребёнка в начале второго месяца жизни. В это же время ребёнок начинает определять направление звучания, поворачивает голову в сторону источника звука. В 2-3 месяца у ребёнка возникает гуление. На третьем и четвёртом месяце жизни ребёнок начинает дифференцировать качественно разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки различной высоты, появляется лепет. Основную семантическую нагрузку в возрасте от 3 до 6 месяцев несёт интонация. В это время у ребёнка развивается способность дифференцировать интонацию и выражать свои переживания с помощью оттенков голоса. К 6 месяцам в лепете ребёнка появляются чёткие звуки, но они ещё не достаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит звук [а], среди согласных [п], [б], [м], [к], [т].

В течение первого года жизни малыш узнаёт слова по их ритму, общему звуковому облику. Входящие в состав слов звуки воспринимаются им ещё диффузно и потому могут быть заменены другими, акустически сходными звуками. В этом возрасте ребёнок откликается не на предметное значение слова, а на его интонационную сторону. Это так называемый период «дофонемного» развития речи. К году ребёнок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные - [а], [ у], [ и ] и согласные [п], [б], [м], [ н] ,[к], [ г] ,[т], [ д]. Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки.

На втором же году жизни ребёнок начинает более точно дифференцировать звуки речи, звуковой состав слов. Слово начинает служить орудием общения, ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку, предметное значение. Ребёнок начинает активно произносить звуки [э ], [ ы ], [и ], но твёрдые согласные у него звучат как мягкие – [т`], [ д`], [ c`], [ з`]. Малыш начинает активно и самостоятельно употреблять в речи простые по структуре слова.

В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 2 лет. Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

При восприятии речи ребёнок слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема противопоставлена другой. Если ребёнок не научится этому, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его.

На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но произношение ещё не соответствует норме. В этом возрасте дети пытаются приблизить своё произношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки заменяют простыми. Например, [ц] = [т`] или [ц] =[с`]; [л] =[л`]; [р] = [л`] .

К трём годам чётко оформляется артикуляция губно-зубных звуков. Дети почти не смешивает слова, близкие по звучанию, пытаются сохранить слоговую структуру слов.

На четвёртом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твёрдые согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких согласных. Дети легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова.

На пятом году жизни большинство детей правильно произносят шипящие звуки и сонорные [л ],[ р], [р`], у некоторых из них остаётся неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются.

Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки звукового и слогового анализа и синтеза.

Произносительная сторона речи 7 года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учётом норм литературного произношения.

В своих работах М. Ф. Фомичева подчеркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука (1989). Ребёнок слышит и воспринимает звуки в соответствии с тем, как он их произносит. Звуки, которые ребёнок правильно произносит, лучше различаются на слух, и наоборот.

Таким образом, для правильного формирования звуковой стороны речи ребёнок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи.

Нарушения формирования фонематического слуха препятствуют полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих фонематическое восприятие.

Т. Б. Филичева, Г. И. Чиркина, Н. А. Чевелева предлагает систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы родного языка.

Эту систему она условно делит на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков. - развитие у детей способности узнавать и различать неречевые звуки,

- развитие слухового внимания и слуховой памяти.

На данном этапе в процессе дидактических игр детей учат узнавать и различать неречевые звуки (звучание музыкальных инструментов, озвученных игрушек, звуки при ударе одного предмета о другой). Количество звучащих предметов постепенно увеличивается от одного до пяти, а звучание предметов должно все меньше отличаться друг от друга. На занятиях также уделяется внимание развитию слухового внимания и слуховой памяти, что также способствует увеличению эффективности работы по развитию фонематического восприятия.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. - учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Дети учатся различать друг друга по голосу (тембр голоса, учатся различать речевые звуки по громкости и сами произносить их то громко, то тихо.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

- учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.

На этом этапе дети выделяют правильное звучание слова из ряда искаженных слов, отличающихся одной фонемой. Затем дети учатся выбирать по заданию логопеда картинки с изображением слов-паронимов, подбирать слова, близкие по звучанию.

4 этап – дифференциация слогов. - учить детей различать слоги.

В начале детей учат различать прямые слоги с одинаковыми гласными и далекими по артикуляции согласными (па-па-на). Затем предлагаются цепочки слогов с одинаковыми согласными и разными гласными (на-но-на). В завершении детей учат дифференцировать слоги с одинаковыми гласными и оппозиционными согласными (ка-га-ка).

5 этап – дифференциация фонем. - учить детей различать фонемы родного языка (сначала дифференциация гласных звуков, затем согласных звуков).

Работа начинается с дифференциации гласных звуков, затем согласных фонем.

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. - формирование у детей навыков элементарного звукового анализа, - формирование у детей навыков слогового анализа.

Публикации по теме:

Буклет «Игры на развитие фонематического слуха» Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь – называется фонематическим.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми,.

Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста» Фонематический слух – способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). При несформированности речевого звукоразличения ребенок.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения
Опубликовано: 22 мая 2018 в 02:47
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт. Мы говорим сегодня: «До свидания!»
Здравствуйте, друзья! Отзвучали фанфары выпускного бала. Мы отпускаем наших оперившихся "птенчиков" в "новый мир". Мир новых открытий, новых...
Сценарий патриотического праздника «Наша Родина — Россия, наша Родина — Кубань».
Сценарий патриотического праздника «Наша Родина - Россия, наш любимый край - Кубань! », посвященного Дню Независимости России. Автор: Маркусова Елена...
Проект для малышей «Мой любимый домашний питомец»
Тип проекта: Познавательный, краткосрочный – 2 недели Цель проекта: Привить любовь и бережное отношение к животным. Обогащение и углубление представлений у...
Совместное с родителями игровое занятие по окружающему миру во второй младшей группе...
Совместное с родителями игровое занятие по окружающему миру во 2-й младшей группе "ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К ПЕСОЧНОЙ ФЕЕ" Цель: Продолжать знакомить детей и...
Ежедневное планирование недели «Декада интересных коллективных дел»
Виды деятельности Дата / Мероприятия ( цель, задачи) От ребёнка Тема недели: «Декада «Интересных коллективных дел». 18. 06. 2018г. -29. 06. 2018г....