Получи документы

Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР

Надежда Морозова
Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР

Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР

План работы по самообразованию:

• Тема

• Проблема

• Этапы работы

• Результат работы и формы его представления

Этапы работы по самообразованию:

1 этап - Подготовительный

Он включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме; изучение соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, постановка цели и задач по теме, составление плана

2 этап - Основной

Публикация «Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР» размещена в разделах

Предполагает внедрение подготовительного этапа в работу; подготовка практического материала.

3 этап - Заключительный

Предполагает самоанализ педагогической деятельности (по завершению работы над темой самообразования в виде отчета).

Проблема:

Исторически так сложилось, что любовь к Родине и патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен в стране все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников — непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного и далее школьного образования. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе.

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Знание истории своего народа, родной культуры и традиций поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов, населяющих большую Россию. Ведь нравственно-патриотическое воспитание – не только любовь к своей Родине, но и формирование толерантности, чувства уважения, симпатии к другим людям, народам, их традициям и помощи нуждающимся. Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений, а в целом силе и мощи государства.

Актуальность:

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. В настоящее время существенно обозначилась проблема роста числа таких детей. Одной из форм нарушений в развитии детей является задержка их психического развития (ЗПР).

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей с задержкой психического развития определяется недостаточностью исследования данной темы, поскольку нет специальных программ в данном направлении, рассчитанных именно на детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание таких «особенных» детей требует применения конечно же и особых технологий, и методов в работе педагога. Поэтому особо актуальной становится проблема поиска таких методов.

Одним из наиболее эффективных инновационных методов коррекционной помощи детям с ЗПР считается метод сказкотерапии.

Сказкотерапия – это лечение сказками. Суть метода состоит в особом воздействии на подсознание ребенка при помощи сказки. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к семье, к своему дому, к Родине, ко всему окружающему. Сказки - это духовные богатства культуры, познавая которые, у ребёнка формируются нравственные-патриотические представления и качества.

Цель:

Формирование нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с задержкой психического развития посредством сказкотерапии.

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты по данной теме в педагогике и повысить собственный уровень профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.

2. Обогатить предметно – развивающую среду в группе, путем пополнения нравственно-патриотического и книжного уголков.

3. Подготовить практический материал: картотеку игр, сказок, занятий, презентаций, направленных на формирование нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников.

4. Составить перспективный тематический план работы с детьми по формированию у них нравственно-патриотических качеств с использованием метода сказкотерапии.

5. Разработать план работы с родителями, с целью вовлечения их в процесс развития и формирования у детей нравственно-патриотических качеств, используя метод сказкотерапии.

6. Подготовить для педагогов консультации с целью повышения их компетентности по теме: «Сказкотерапия - как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников».

План работы по теме самообразования:

1. Сентябрь-Декабрь:

Изучение методической литературы и теоретической базы по теме самообразования: «Сказкотерапия – как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с задержкой психического развития».

2. Сентябрь-Май:

• Обогащение предметно – развивающей среду в группе, путем пополнения уголков по нравственно-патриотическому воспитанию и книжного.

3. Сентябрь-Май:

• Подборка практического материала, необходимого для работы с детьми:

- картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию;

- картотека подвижных игр народов России;

- картотека сказок по нравственно-патриотическому воспитанию;

- картотека конспектов НОД с использование метода сказкотерапии;

- картотека презентаций по нравственно-патриотическому воспитанию;

- подборка наглядного, демонстрационного материала по темам занятий.

4. Сентябрь-Декабрь:

• Разработка перспективного тематического планирования по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников.

5. Сентябрь-Декабрь:

• Разработка плана работы с родителями.

• Подготовка практического материала, необходимого для работы с родителями:

- консультации;

- памятка;

- опросник;

- конспект род. собрания.

6. Сентябрь-Декабрь:

• Подготовка практического материала, необходимого для работы с педагогами:

- консультации.

Перспективное тематическое планирование

Цель: Формирование нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с задержкой психического развития посредством сказкотерапии.

Задачи:

• Воспитывать любовь, уважение и гордость к своей Родине, родному краю, к культуре и традициям своего народа;

• Воспитывать любовь, уважение и гордость к защитникам Родины, ее героям;

• Воспитывать духовно-нравственные отношения к близким людям, окружающему миру.

МЕСЯЦ ТЕМА

ЯНВАРЬ Блок «Культура и традиции»

Сказка «Глупый барин»

ФЕВРАЛЬ Блок «Защитники Отечества»

Сказка «Почему армия родная?»

МАРТ Блок «Моя семья»

Сказка «Ушки-неслушки»

АПРЕЛЬ Блок «Большая и малая Родина»

Сказка «Ковер-самолет»

МАЙ Блок «Ими гордится Россия»

Сказка «Волшебные семена»

Структура НОД с использованием метода сказкотерапии :

1. Вводная часть:

• игровая мотивация на создание положительного эмоционального настроя;

• подготовительная беседа по теме занятия.

2. Основная часть:

• ритуал входа в сказку (с использованием какого - либо волшебного предмета) - «ритуальность» (наличие обязательных действий со словами, которые всегда начинают и заканчивают сказку);

• чтение (рассказывание) сказки детям в одном из вариантов:

- чтение сказки с показом иллюстраций;

- слушание сказки, которую рассказывает педагог по слайдам презентации;

• по ходу чтения проведение различных коррекционных упражнений и игр, психогимнастик, физминуток по теме;

• обсуждения, размышления по услышанному;

• групповое и индивидуальное рассказывание сказки детьми (с опорой на картинки, слайды);

• инсценирование, театрализация сказки (пальчиковый театр, кукольный театр, драматизация сказки).

3. Заключительная часть:

• продуктивная деятельность, подведение итогов;

• ритуал выхода из сказки («ритуальность»).

Учитывая особенности развития воспитанников с ЗПР, по одной теме проводятся 2-3 занятия с использованием сказкотерапии, с целью более качественной коррекционной работы, направленной на формирование нравственно-патриотических представлений и качеств дошкольников.

Занятия с детьми проводятся по подгруппам: старшая - 4 ребенка и подготовительная – 6 детей. Заключительные занятие проводятся со всеми детьми группы, где воспитанники закрепляют свои знания по сказке сначала через театрализацию, а затем в продуктивной деятельности.

Индивидуальный план работы по самообразованию:

Работа с детьми

Месяц Формы работы Содержание Продукт

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь Видео-опросник на тему: «Нравственные ценности» Вопросы

(см. Приложение2) Показ видео –ответов на род. собрании.

Февраль

Март

Апрель Участие воспитанников группы в различных дистанционных Окружных конкурсах и викторинах. Выполнение заданий Дипломы, грамоты, сертификаты

Май Участие воспитанников в различных дистанционных Всероссийских конкурсах и викторинах. Выполнение заданий Дипломы, грамоты, сертификаты

Работа с родителями

Месяц Формы работы Содержание Продукт

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь • Опросник на тему: «Нравственные ценности»

• Изготовление плаката

• Консультация «Нравственно –патриотическое воспитание дошкольников в семье»

• Вопросы

(см. Приложение1)

Плакат:

«Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды» (Народная мудрость)

(см. Приложение) Анализ опросника на род. собрании

Плакат

Консультация

Февраль • Собрание в нетрадиционной форме – «посиделки» на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Консультация: «Рекомендации по чтению художественной литературы по нравственно-патриотической теме» Конспект род. собрания

(см. Приложение5)

(см. Приложение) Род. собрание в нетрадиционной форме - «Посиделки»

Консультация

Март • Памятка «Правила общения в семье»

• Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание. Моя малая Родина» (см. Приложение0)

(см. Приложение) Консультация

Консультация

Апрель Консультация

«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» (см. Приложение7)

Консультация

Май

Работа с педагогами

Месяц Формы работы Содержание Продукт

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март Консультация «Сказка учит и воспитывает» (см. Приложение8)

Консультация

Апрель Консультация «Сказка - как средство патриотического воспитания дошкольников»

(см. Приложение6)

Консультация

Май • Отчет на итоговом пед. совете ДОУ по теме самообразования

• Консультация-рекомендация педагогам по использованию метода сказкотерапии

(см. Приложение)

(см. Приложение9)

Выступление на итоговом пед. совете

Консультация-рекомендация

Работа с социумом

Месяц Формы работы Содержание Продукт

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль • Публикация методического материала на Международном образовательном портале «МААМ. RU по теме самообразования.

• Участие в конкурсе «Лучшая методическая разработка» на Международном образовательном портале «МААМ. RU». Методический материал для публикации

Методический материал для публикации Свидетельство, удостоверение

Свидетельство, диплом, грамота

Март

Апрель

Май

Публикации по теме:

Инновационные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников Выступление на общем родительском собрании «Инновационные технологии как средство формирования элементарных математических представлений»Современный.

Сказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в ДОУСказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в ДОУ Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель:.

Сказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в ДОУСказкотерапия как технология формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в ДОУ Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Цель:.

Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников представлений о мире профессий муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара.

Нравственно-патриотический уголок в ДОУ, как средство формирования любви к РодинеНравственно-патриотический уголок в ДОУ, как средство формирования любви к Родине С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей. Так начинается песня Марка Бернеса. Так с чего же.

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Кириллова Е. Г. В настоящее.

Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников» Кириллова Е. Г. В настоящее.

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности у дошкольников «Самое прекрасное, что мы можем испытать, – это ощущение тайны» Альберт Энштейн. Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих.

Сказкотерапия как средство профилактики напряжения у дошкольников Сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством.

Воспитание нравственно-патриотических качеств дошкольников средствами художественной литературы Возможности нравственно-патриотического воспитания у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 17 апреля 2018 в 21:24
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД