Получи документы

Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития музыкального творчества дошкольников

Маргарита Арапова
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития музыкального творчества дошкольников

Вопросы музыкального воспитания выдвигались уже в 20-х годах советскими учеными Б. В. Асафьевым, Б. Л. Яворским и нашли дальнейшее развитие в работах Н. А. Ветлугиной, Н. А. Метлова, Д. Б. Кабалевского, и других российских педагогов.

В своём капитальном труде «Психология музыкальных способностей» Б. М. Теплов на основе глубокого анализа русской, советской и зарубежной литературы рассматривал вопросы музыкального развития и дал свое определение основных музыкальных способностей. За основу определения музыкальных способностей, необходимых для занятий, мы взяли теорию Б. М. Теплова, в которой рассматривается музыкальный слух, музыкальный ритм, музыкальная память, эмоциональная отзывчивость на музыку. Особое внимание уделено развитию музыкально-ритмического чувства. Музыкально-ритмическое чувство представляется, как способность эмоционально воспринимать временные соотношения музыки. Вместе с тем музыкально-ритмическое чувство – это способность не только воспринимать ритм музыки, но и активно переживать музыку, воспроизводить эмоциональную выразительность музыкального ритма.

Публикация «Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития музыкального творчества дошкольников» размещена в разделах

В частности, в работе Б. М. Теплова мы находим психолого-педагогическое подтверждение положения о мышечном движении как об универсальном объективном временном анализаторе. «Если под ритмикой понимать занятия по развитию умения передавать движениями ритм музыки, - писал Б. М. Теплов, - то из всего сказанного выше, в частности о моторной природе чувства ритма, с несомненностью следует признание полной законности такого способа развития музыкально-ритмического чувства».

Способности получают свое развитие на базе природных задатков ребёнка, которые непосредственно связанны с такими особенностями нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. По определению способности - это «развитые природные задатки, а в наиболее ярко выраженные способности можно назвать талантом».

К определённым особенностям личности исследователи, прежде всего, относят:

- природные задатки,

- индивидуальные и характерологические особенности,

- возрастные характеристики, влияние социальной среды;

- мотивационный аспект, включающий: познавательные потребности, мотив преобразовательной активности, стремление к достижению успеха, высокий уровень мотивации к определённой деятельности.

Из обеспечивающих творческий процесс способностей выделяют общие или универсальные, то есть не зависящие от специфики конкретной деятельности. Это: коммуникативные, исследовательские, инвестиционные способности и способности к саморазвитию.

При этом под коммуникативными способностями понимается свойство личности, сущность которого заключается в готовности и умении субъекта осуществлять взаимодействие с окружающим миром, ведущее к развитию и к творчеству.

Под исследовательскими способностями понимается естественное развитие коммуникативных способностей: если в общении преобладает чувственное познание (ощущения, восприятия, представления, то в исследовательской, познавательной деятельности осуществляется переход от ощущений и восприятий к мышлению. Исследование это дальнейшее более глубокое взаимодействие – познание окружающего мира в процессе мышления (анализа, синтеза и обобщения). Таким образом, исследовательские способности – есть свойство личности, сущность которого заключается в проявлении субъектом инициативы к более глубокому, выходящему за пределы чувственного познания взаимодействию с окружающим миром, с целью выработки новых знаний (эмпирических или теоретических).

Инвестиционные способности в составе креативности определяются как свойство личности, сущность которого заключается в умении субъекта объективировать, презентовать собственную новую идею-образ.

Способностями, требующими «инкубационного периода» в процессе формирования, характеризующимися отсроченностью проявлений определяют как способности к саморазвитию – свойство личности, сущность которого заключается в устремлённости субъекта за грани наличных уже существующих возможностей, базирующейся на уверенности субъекта в собственных силах, в собственном творческом потенциале.

В исполнительских видах деятельности (пении, музицировании, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творческой инициативе.

Результат творческого процесса старших дошкольников – творческий продукт (с одной стороны - результаты творческой деятельности как результат творческого процесса ребёнка, и с другой – творческая личность старших дошкольников, как результат влияния психолого-педагогического сопровождения и творческой среды).

К факторам, влияющим на развитие творческих способностей ребенка относятся: ориентация на различные творческие импровизации, творческий поиск в музыкальной деятельности, творческие решения; поощрение в проявлении детской инициативы; поощрение результатов творческой продуктивной музыкальной деятельности; воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности и благоприятная окружающая творческая среда как предметная, так и социальная.

Лишь с тридцатых годов прошлого столетия прослеживаются пути развития музыкального творчества детей дошкольного возраста в процессе систематического педагогического воздействия, а также взаимосвязи музыкального обучения детей и развития их творческих навыков. Отметим значимость исследований К. В. Головской, которая рассматривала творчество как органическую часть музыкального воспитания старших дошкольников и младших школьников, обосновала правильные взаимоотношения между двумя понятиями: музыкальным творчеством детей и их обучением, подчеркнув взаимосвязь между ними.

Во второй половине XX века дальнейшее успешное развитие отечественной теории формирования и развития продуктивного музыкального творчества дошкольников связано, в основном, с именем Н. А. Ветлугиной, которая рассматривала его как метод музыкального воспитания детей, придавая большое значение взаимосвязи обучения и творчества.

Однако анализ исследований и программ музыкального воспитания детей последнего десятилетия XX века показал, что авторы довольно слабо используют достижения отечественной научной школы развития музыкального творчества дошкольников, тем самым не обеспечивая перспективные и преемственные связи науки и практики в развитии их музыкально-творческого развития. Отсутствовали также методы творческого музыкального развития дошкольников.

Все виды музыкальной деятельности относятся к разряду творческих, поскольку музыка в каждом из них оказывает воздействие на ребенка в каждой из позиций: «слушатель» (воспринимает музыку, «исполнитель» (толкователь музыкального текста, «композитор» (творец импровизации и сочинений). Далее подводится итог анализа данных видов музыкальной деятельности детей как творческих.

Обучение дошкольников на музыкальном занятии способствует развитию целого комплекса различных способностей, как специальных - музыкального слуха и ритма, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости на музыку, так и общих - внимания, воли, мышления, памяти, воображения, способности ориентироваться во времени и пространстве, улучшению общей координации, улучшению состояния нервной системы, речи, коммуникативности, способствуя физическому и психическому развитию дошкольников.

Музыкальное искусство влияет своим творческим потенциалом на ребенка, если соблюдаются все необходимые психолого-педагогические условия и музыка соответствует интересам и потребностям дошкольников. Положительное восприятие музыки особенно характерно для детей дошкольного возраста в связи с их психофизиологическими особенностями. Активность внутренних двигательных анализаторов при восприятии и воспроизведении музыки отмечают физиологи, придавая им большую роль в формировании музыкально-ритмического чувства, а через него и общей музыкальной восприимчивости (М. И. Сеченов, А. Н. Крестовников и др.).

Система в работе позволяет формировать у детей целостное восприятие музыкального произведения, создаёт условия активного положительного воздействия того или иного произведения на духовное развитие личности.

Публикации по теме:

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Анкета для родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников Уважаемые родители! Убедительно просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты, которая поможет нам выявить проблемы музыкального воспитания.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения дошкольников к художественной литературе Проект «Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе».

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития музыкального творчества дошкольников
Опубликовано: 13 июня 2023 в 20:54
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД