Получи документы

Беседа для детей старшего дошкольного возраста по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Татьяна Тугунова
Беседа для детей старшего дошкольного возраста по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Беседа для детей старшего дошкольного возраста по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с видом народного промысла хохломой.

Задачи:

Публикация «Беседа для детей старшего дошкольного возраста по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством „Золотая хохлома“» размещена в разделах

• Рассказать детям об истории возникновения хохломского промысла

• Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.

• Развивать интерес к изучению народных промыслов

• Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята сегодня мы будем говорить о красоте, которая живет с нами рядом, о русском народном промысле имя которому «Золотая хохлома».

-Давайте посмотрим на предметы,что стоят перед вами…

-Как вы думаете, ребята, из чего они сделаны?

-Давайте подойдем к ним, возьмем их в руки и почувствуем их легкость.

- Конечно, же это деревянная посуда. Не мудрено, что вы сразу не догадались, вас смутил золотистый металлический блеск.

- Посуда эта,ребята, не только красивая, но и очень удобная, в эту деревянную миску можно наливать окрошку, щи или уху.

-А если есть деревянной ложкой, то никогда не обожжешься, даже если щи очень горячие.

-А вот из такого ковша в виде птицы, удобно и приятно испить кваску.

(Воспитатель вместе с детьми определяет какую службу могут служить бочонок, кандейки)

-Почему эти предметы, посуду и мебель называют хохломской, как рождаются они под руками умелых мастеров и чем они отличаются от других произведений народного искусства – обо всем этом я расскажу вам сегодня.

-Помните, как мы летом гуляли в роще и удивлялись красоте родной земли. Как рассматривали травинку за травинкой, цветок за цветком, листок за листком. Сколько их похожих и не похожих друг на друга. И все стремятся они вверх, навстречу солнцу, раскрыв зонтики, звездочки, чашечки цветов – голубых, лиловых, желтых, белых. Помните, как в траве алели маленькие капельки лесной сладости – земляники…

-А теперь взгляните на нашу посуду, не увидите ли, вы, такие же цветики, ягодки, листики, травку (ложки, миски)

-Какие, ребят, узнаете цветы в узорах (колокольчики, лютики, цветы земляники)

-А какие ягоды нарисовали художники? (малину, рябину, смородину)

-Очень любят хохломские мастера украшать поверхность своих изделий ягодами землянички,ежевики, смородины, рябинки. Называют они их ласково и никогда даже один и тот же мастер не напишет одинаково: чуть –чуть изменит очертания листика, по другому изогнет веточку, разбросает цветы и ягоды и вот тот же самый мотив заговорит с нами по- новому.

-Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Самый любимый и стародавний – «травяной» или просто травка.

-Посмотрите какая кудрявая травка на росписях, словно гнется от ветра. Хохломские узоры украшают предметы -чаши, стаканчики,вазы округлые тулова которых сами подсказывают художнику, куда изогнуть веточку, где рассыпать ягодку.

-Найдите главную веточку в своем орнаменте – проследите пальцем, как она затейливо изгибается, ложится волнистым узором. А иногда из-под кисти художника выходят такие цветы и травы, что ни в каком лесу не встретишь такой. Самые затейливые узоры называются «кудрина»- травка здесь превратилась в кудри. Завитые цветы и завитки кудрины- всегда золотые, словно перья сказочной птицы.

- Как же оно начиналось это удивительное хохломское художество. Разное рассказывают старики. Говорят будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок -умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу пшенную и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела своим крылом чашку с кашей и стала чаша золотой…Это,конечно же, ребята сказка…Чтобы посуда стала золотой нужно не мало потрудится…

-Выточенную из липовой чурки посуду жидкой глиной смажет мастер, чтобы дерево краску не впитывало, не гасило ее, посушит, окунет в вареное льняное масло и погреет в печи. Натрет алюминевым порошком, посеребрит ее, теперь можно и расписывать. И снова в льняное масло. А уж потом опять в печь. От сильного жара заиграет посуда праздничным золотым светом,еще ярче станет на ней узор луговой и лесной.

-Посмотрите,ребятки, внимательно какого цвета нужны краски хохломскому живописцу? Золотистый, красный и черный особенно важны. Красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает ее сияние. Итак теперь вы знаете тайну хохломского золота.

-А вот почему этот промысел зовется хохломской вам еще предстоит узнать.

(Физминутка)

-Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревнях: Новопокровское, Семино, Куличино…Но зовут ее не новопокровской или куличенской, а хохломской.

-Катят груженые подводы вдоль извилистых берегов речки Узолы. Стук-стук-бряк-бряк- погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое село Хохлома кученские, семинские мастера…Оттуда разлетятся жар птицами миски да ложки по ярмаркам

-Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо- блюдо да чашки, ложки.

- Откуда посуда?

-К вам приехала сама золотая хохлома…

-Так и повелось хохлома да хохлома. Вот и зовут по сей день расписную золотую утварь хохломской. Особенно любят на руси деревянные ложки (воспитатель раздает детям деревянные ложки).Режут их из березовых чурочек-баклуш. Ложечники говорили : «Береза- дерево удивительное: и веселое и плакучее, и для всякого дела случая. И хоть на ней шишек да белок нет зато спрятаны сорок поделок: и чашки, и ложки, и миски, и плошки»

-Легкими и удобными выходят деревянные ложки у мастеров и такими на диво нарядными и красивыми, что в любом доме от всего сердца рады. А ведь такими ложками можно не только есть, но и музыку весть. Послушайте как весело играют на ложках музыканты. (Аудиозапись)

-Давайте накроем стол хохломской посудой и посмотрим красиво ли будет. Стол под белой скатертью, как поле под белым, чистым снегом,а хохломская посуда на нем сияет и кажется теплой, от чего распускаются на ней цветы, шелестят травы и зреют ягоды. Мы смотрим на них и вспоминаем яркое лето, с ним и радость приходит в дом и красота хохломских мастеров.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Беларуси «Из чего это сделано?» Педагогам-дошкольникам известно, какую неоценимое значение для развития дошкольников имеют игры. Ведь именно в игре дети лучше усваивают.

Дидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусствомДидактические пособия для ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз.

Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством»Фотоотчёт «Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством» Русское наследие очень важно для развития маленького человека. Любая образовательная программа дошкольного воспитания включает в себя темы.

Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством»Выставка «Народные промыслы» в мини-музее в рамках проекта «Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством» Ежегодно 18 мая Международный День Музеев стал отмечаться более чем в 150 странах. Музей - это способ сохранения культурных ценностей, передачи.

Конспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группе "Мадина в гостях у ребят". Цель:Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно - образовательные:.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством РоссииПрактика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России 2022 год в России объявлен Годом народной культуры и нематериального культурного наследия. В череде запланированных мероприятий, в основу.

Система методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного краяСистема методической работы с воспитателями по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством родного края Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 257», г. Н. Новгорода Елесина Наталья Ивановна ТЕМА: «Создание эффективной системы методической.

Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке»Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством. Занятие-беседа «Украсим платок и передник матрёшке» Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»». Цель: познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа для детей старшего дошкольного возраста по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»
Опубликовано: 16 апреля 2023 в 16:49
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД