Папки-передвижки

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе (3 фото)

Елена Колесникова
Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе

У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат, в общении со взрослым обогащается пассивный словарь. К году у ребенка как правило появляются первые слова, а к двум годам- фразы.

Публикация «Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе» размещена в разделах

Проблемный ребенок отстает в развитии речи уже с первых месяцев жизни- с младенчества. В дальнейшем это отставание прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста оказываются несформированными такие предпосылки речевого развития как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмоции, не сформирован фонематический слух, плохо развит артикуляционный аппарат. Многие дети с отклонениями в развитии не начинают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к четырем-пяти годам.

Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием.

Фото №1 Развитие ребенка

Нельзя понимать под общением обмен заученными фразами! Например, содержание игры недостаточно понятно детям, у них не возникнет желания в общении. Дидактические ситуации, в которых детям необходимо вступать в общение, в начале должны быть простыми и общение может и не быть только речевым- желательно его создавать на основе совместных действий, жестов. Но при этом педагогу следует подсказывать детям нужные слова и выражения, максимально использовать возникшую у детей потребность в общении. Постепенно ситуативные задачи усложняются, а сними соответственно и речевой материал, который дети должны использовать в процессе общения. Это приводит к тому что словесное общение уже не заменяется жестами.

Фото №2 Материалы для педагогов развивающегося ребенка развитие речи начинается рано

На начальных этапах используются игры и упражнения такие как "Позови", "Передай колокольчик"

Цель: формирование предпосылок к деловому общению, учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.

Оборудование: мяч/колокольчик.

Ход игры: педагог вносит яркий мяч/ звонкий колокольчик, вызывает одного ребенка и предлагает поиграть, затем говорит "Я играла с Колей. Коля, а с кем ты хочешь поиграть? Позови". Мальчик зовет товарища, через некоторое время Коля садится, а теперь играет другой ребенок и зовет следующего и т. д. (для детей с ОВЗ в начале делового общения допускается использование жестов)

Следующий этап- игра "Зайка, попляши" (и такие же по типу)

Цель: Вызывать у детей потребность в эмоциональном общении

учить согласовывать свои действия с действиями товарищей, называть друг друга по имени, оказывать предпочтение одному из товарищей.

Ход игры: дети с педагогом, взявшись за руки, ходят по кругу. Один ребенок- "Зайка" сидит в кругу. Дети поют песенку:

Зайка,зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной,

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать?

Зайка,зайка, попляши

И другого отыщи ("Зайка" встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называет его по имени,а сам встает в круг)

Следующий уровень-используются игры "Помоги"

Цель: вызывать потребность в деловом общении, учить использовать простые слова и выражения ("дай", "на", "не это", "дай это", "подержи", " возьми это"., а также использовать указательные жесты, учить при общении называть друг друга по имени.

Оборудование: кукла/мишка, кукольная мебель, посуда, расчески, одежда для куклы.

Ход игры:игра проводится в паре

Педагог дает инструкцию "одевать и причесывать куклу будет Наташа, а Игорь будет помогать-подавать всё, что попросит Наташа". Девочка сама определяет порядок порядок одевания одежды и просит мальчика подать тот или иной предмет, называя его, но просьба может быть выражена и жестом и словом "дай". Если возникают сложности, Наташа просит помочь "Игорь, помоги". Дети с ОВЗ могут употреблять и простые слова и выражения, даже простые голосовые реакции, чтоб привлечь внимание и попросить помощи.

2й вариант

Проводится так же,но на этот раз побуждают называть предметы, которые просят: "дай платье", "дай туфли". Но при этом учитывайте возможности каждого ребенка и не завышайте требования, не нарушайте общение детей и не нужно превращать игру в занятие по заучиванию слов.

Следующий этап- игра "Чего не хватает"

Цель: продолжать учить деловому общению, обращаться с просьбой ко взрослому,

учитывая определенный уровень развития речи детей, вводить выражения "дайте, пожалуйста", благодарить за оказанную помощь "спасибо", допускать употребление указательного жеста.

Оборудование:из картона разрезные картинки машина (кузов, кабина, три колеса,

дом (окно, дверь, крыша,

паровоз (труба, корпус, два колеса)

Ход игры:дети сидят за столами, а педагог раздает конверты с набором частей предметов. Одному ребенку один конверт. Во всех конвертах не хватает одной детали- они находятся у педагога Дети складывают изображения, обнаруживают отсутствие необходимой детали и обращаются к педагогу. Он объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, но он не знает кому какую дать. Каждый ребенок должен обратиться к педагогу по имени и отчеству и попросить недостающую деталь. "Елена Владимировна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины" тогда педагог раздает недостающие части изображения и дети завершают работу с изображением.

Игра следующего этапа: "Найди себе пару"

Цель:продолжать учить деловому общению, обращаться друг к другу по имени, играть вместе, общаться с партнером по игре.

Оборудование: Кукла и коляска, шарик и желобок, кубики и грузовая машина, шары и кегли, плита, кастрюля и сковорода.

Ход игры:дети разделились на пары и берут себе пару игрушек, потом педагог прячет каждую игрушку в коробочку, там их перемешивает и раздает детям. Они открывают коробочки, рассматривают свою игрушку и ущут партнера по игре, обращаясь с предложением: "Коля, давай поиграем вместе". Дети самостоятельно договариваются об очередности выполнения действий с игрушками в совместной игре. Педагог помогает только в крайних случаях.

Игра следующего этапа: "Два клоуна" (кукольный театр)

Цель: продолжать формировать у детей потребность в речевом общении, активизировать имеющиеся у них в этом навыки, учить использовать в общении знакомый словарь.

Оборудование: два клоуна (куклыуже знакомы детям, различные предметы, с которыми они действуют.

Ход игры: 1й вариант- у одного клоуна два воздушных шарика, второй клоун догоняет первого, трогает за рукав, а первый вырывается и обращается к детям: "Он хочет меня побить!" (Второй отрицательно качает головой)

Педагог: "Он хочет попросить флажок, но не знает как. Ребята, помогите ему" (побуждает сказать в зависимости от возможностей детей "дай это", "дай, пожалуйста, флажок")

2й вариант - педагог на видное место кладет мяч, но высоко. Первый клоун просит детей помочь ему указать место, а потом способ добычи мяча

Игра следующего этапа- "Поиграем вместе"

Цель: та же.

Оборудование: две куклы,маленькая матрешка, грузовик, кубики.

Ход игры: у куклы Оли матрешка, у куклы Тани- машина, Таня отнимаетматрешку, Оля плачет. Педагог обращает внимание детей на ситуацию, "Таня поступила плохо, а как можно по-другому?" (нужно договариваться чтоб всем было хорошо-покатать в машине матрешку по очереди и потом вместе построить дом из кубиков) педагог не предлагает готового решения, а постепенно подводит детей к этому и подчеркивает как хорошо всем стало.

Игра "Водители и строители"

Цель: развивать у детей деловое общение, учить правильно выражать свою просьбу, обращаться к товарищу; внимательно слушать и выполнять просьбу товарища; употреблять в общении выражения "мне нужно", "привези", "возьми", "я привез"; названия предметов, их особенности, в случае необходимости указать количество и признаки; при затруднении пользоваться жестом, показом или просить помощи у педагога, используя выражения" как сказать", "как называется"; учить благодарить за помощь кивком головы или произнося "спасибо".

Оборудование: крупный строительный материал, большие грузовые машины, рисунки-образцы с изображением знакомых детям построек (дом, гараж с забором.) Подводя итоги игры, педагог оценивает результат, как коллективную деятельность строителей и водителей, подчеркивая доброжелательность в обращении друг к другу.

Следующий этап- игры-драматизации, которые значительно отличаются от предыдущих. Здесь дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться. Подлинным общением игра- драматизация может стать в том случае,если содержание будет не только понято ребенком, но и эмоционально воспринято.

Благодарю за внимание и желаю вам больших успехов!

Публикации по теме:

Развитие сенсорных способностей у детей 2–4 лет через дидактические игры и упражнения .

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗДидактические игры для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ В. А. Сухомлинский: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,.

Дидактические игры по развитию устной речи для детей старшего дошкольного возраста 1. «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ». Цель. Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков.

Дидактические упражнения по развитию речи «Как звучит слово» «Как звучит слово» Цель приведенных игр - продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, развивать фонематический слух; упражнять.

Дидактические упражнения по развитию речи «Слова длинные и короткие» Дидактические упражнения по развитию речи: "Слова длинные и короткие". Эти игры можно использовать и во время прогулки. Цель игр - закрепить.

Дидактические упражнения по развитию речи «В слове есть звуки» Дидактические упражнения по развитию речи: "В слове есть звуки". Цель рекомендуемых игр - показать детям, что слова звучат потому, что они.

Дидактические упражнения по развитию речи «Звучащее слово» с использованием звуковой линейки Дидактические упражнения по развитию речи "Звучащее слово"с использованием звуковой линейки. Цель данных упражнений, показать детям, что.

Дидактические упражнения по развитию речи «Звуки в слове можно выделить» Дидактические упражнения по развитию речи: "Звуки в слове можно выделить". Цель предлагаемых игровых упражнении - научить детей слышать.

Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста» Тема «Игрушки» Дидактическая игра «Подбери признак» Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Кукла (какая) - ,.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Дидактические игры в развитии детей младшего возраста» Цели: образовательные : - закрепить словарь существительных по теме «Игрушки». - учить устанавливать сходство предмета с его изображением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 22:25
+190Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД