Получи документы

Формирование поисково-исследовательской деятельности у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата (1 фото)

Ирина Майрина
Формирование поисково-исследовательской деятельности у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата

Формирование поисково-исследовательской деятельности у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата

«Формирование поисково-исследовательской деятельности у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата дошкольного возраста».

Жизнь в меняющимся мире требует от человека самостоятельности и инициативности. Начинают формироваться эти качества уже в детстве под непосредственным руководством взрослого, то есть родителей и нас, педагогов.

Публикация «Формирование поисково-исследовательской деятельности у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Н. Н. Поддъяков, В. В. Запорожец, Г. И. Щукина, И. Д. Зверев и др.) показывают, что возможности умственного развития дошкольников и их потребности в познании окружающего мира значительно выше, чем это предполагалось ранее.

Известно, что ознакомление с каким–нибудь предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.

Поэтому, целью моей работы является развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать предметы и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире.

Цель определила следующие задачи:

- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

- развивать связную речь: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью– доказательством;

- обеспечивать освоение культурных основополагающих форм упорядочения опыта (причинно-следственные, рядо-видовые);

- обеспечить переход от предметно-практического действия к образно – символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

- вовлекать родителей в совместную деятельность по экспериментированию.

Работа по данной теме проводилась поэтапно:

1. Организационный – составление плана работы, подготовка развивающей среды, определение уровня сформированности знаний и сенсорных способностей детей, уровня овладения навыками экспериментирования.

2. Основной – проведение работы с детьми в совместной деятельности с воспитателем; консультативно – педагогическая работа с родителями: консультации, анкетирование, беседы, собрания, привлечение родителей к выполнению домашних заданий.

3. Заключительный – анализ результатов работы, рекомендации родителям.

В процессе работы, в зависимости от этапа, использовались следующие методы:

- теоретический: изучение литературы по заявленной проблеме;

- практический: непосредственные действия детей, контакт с предметами и материалами, наблюдения.

Технология опыта.

Для создания полной и объективной картины о состоянии данного вопроса в группах было проведено анкетирование родителей и изучение познавательных интересов, знаний, способностей детей.

На основании обследования и наблюдения выяснили, что родители испытывают затруднения при ответе на многие вопросы или же не интересовались этой проблемой. Что касается детей, то их потребность в экспериментировании выражена слабо, предпочтение отдается другим видам деятельности (1 место—игровой уголок, 2 место - уголок изодеятельности, 3 место - чтение книг, 4 место - экспериментирование; дети имеют низкий уровень овладения навыками экспериментирования).

Данные диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленной систематической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста. В связи с этим была изучена, проанализирована специальная литература, и в соответствии с программными задачами разработаны планы работы по экспериментированию для развития познавательных, сенсорных способностей и навыков экспериментирования в разных возрастных группах, созданы картотеки опытов и наблюдений, серия конспектов, пособия для моделирования.

При составлении перспективного плана работы соблюдены следующие принципы:

• доступности материала, достоверности;

• сезонности; • последовательности;

• подачи материала от простого к сложному;

• переход количественных изменений в качественные.

В зависимости от целей, задач, условий, ситуации проводили разные эксперименты, соблюдая при этом структуру, правила. Решая задачи познавательного характера, использовали экспериментирование в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, но основное внимание уделяли блоку совместной деятельности взрослого с детьми и свободной деятельности детей. Работу проводили по подгруппам, что давало детям возможность свободно действовать с предметами, неспешно поразмышлять над своими действиями, в чем-то утвердиться, в чем-то усомниться. Использовали материалы, которые не часто используются в группе при большом количестве детей. Не ограничивали детей в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»). Педагогу отводилась роль соучастника детских открытий, который не спешит указать им путь решения задач или проблемы, а тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска. Работа по данной теме требует от педагога демократического стиля, поэтому общение, с детьми в ходе проведения экспериментальной деятельности носило доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Для формирования познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудован и оформлен «уголок для экспериментирования и исследовательской деятельности», в оснащении которого принимали участие родители. Весь материал в «уголках» динамичен, прост, дешев и доступен, что немаловажно в современных условиях сложного финансового положения.

Работу по экспериментированию начинали с детьми средней группы и направили ее на знакомство и уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов и явлений от других. Поэтому содержание исследований и экспериментов направлено на формирование следующих представлений:

* о растениях;

* об агрегатных состояниях воды;

* о воздухе;

* о песке, почве, глине;

* о природных явлениях;

* о материалах и предметах;

* о звуке и слухе;

* об особенностях организма.

Работа по формированию поисково – познавательной деятельности велась по трем взаимосвязанным направлениям «Живая природа», «Неживая природа», «Предметное окружение». В процессе обучения старались задействовать все органы чувств, а не только слух и зрение. Живая природа (о системе потребностей растений, об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям). Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений, смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали, делали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, выглядели очень слабыми. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива, провели опыты «Витамины на окошке» (средняя группа, «Необходимость влаги для роста растений» (средняя группа, «Посев и проращивание семян» (старший возраст) и сделали вывод, что растения без воды жить не могут, «Растениям для роста нужен свет» (средняя группа, «Прорастание моркови и свеклы» (старший возраст). Проверяли зависимость роста растений от тепла. В итоге пришли к выводу, что растение живое. Неживая природа (воздух, вода, снег, лед, почва, глина, песок, свет, звук, электричество, явления природы). В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, запаха, вкуса, льется, тяжелая и т. д. «Вода прозрачная», «Вода льется» (средняя группа, «Вода не имеет формы» (старший возраст). Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов: «Ветер-ветерок» (младшая группа). «Почувствуй воздух» (средняя группа, «Поиск воздуха» (старший возраст). Много интересных опытов провели со снегом и льдом, например, «Защитные свойства снега» : вода в трех бутылках зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замерзнет, почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получатся ли тоннели из сухого песка? Предметное окружение (предметы и материалы, из которых они сделаны). Поддерживая естественное расширение интересов детей, оказывали помощь в познании предметов ближайшего окружения: в переходе от выделения ярко выраженных в них качеств и свойств к пониманию связей и отношений. При этом использовали систему обследовательских действий (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус и т. д., то есть формировали чувственное познание окружающего мира.

В старшем дошкольном возрасте сложность опытов возросла. Со своей стороны мы постарались организовать работу так (учет возрастных особенностей, подготовка теоретической базы, развивающей среды, чтобы у детей сформировалась устойчивая привычка задавать вопросы, самостоятельно на них отвечать. Дети активно проявляли познавательный интерес, применяли полученные знания в самостоятельной деятельности. К концу этого возраста начали практиковать такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывали опыт, продумывали методику, распределяли обязанности между собой, сами выполняли и сами делали выводы. В таких случаях наша роль сводилась к наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Безусловно, по сравнению с обычными опытами, доля таких экспериментов невелика, но они доставляли детям огромную радость. Предоставляли детям возможность самим выдвигать гипотезы, проверять их истинность, делать вывод о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы.

Конечно, сказанное выше не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия. Но мы понимаем, что степень овладения определяется не возрастом, а условиями, а также индивидуальными особенностями каждого ребенка. Поэтому со своей стороны проявляли терпение при обучении детей навыкам экспериментирования. Осуществляя работу по обучению детей экспериментированию с целью познания окружающего мира, развития познавательной активности, мы использовали разные формы (от манипулирования предметами в раннем возрасте, к разделению его на три направления: игру, экспериментирование, труд, до экспериментирования в привычном для нас смысле слова). Мы руководствовались тем принципом, что овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Таким образом, можно сказать, что специально организованное исследование – это возможность для грандиозных открытий детей, неиссякаемый источник получения новой информации и положительных эмоций. Прежде всего, как говорилось выше, родители помогли в оснащении «уголка экспериментальной деятельности». Данный вопрос обсуждался на родительском собрании: «Сенсорное воспитание – основа умственного развития». Использовали такую форму работы, как родительская гостиная «Мы познаем мир». С целью ознакомления и повышения уровня знаний родителей по заявленной теме был проведен ряд консультаций, например, «Способности детей на кончиках их пальцев», «Развитие руки: просто, интересно, эффективно» и др., сделан ряд рекомендаций: «Рекомендации по организации развивающей среды в семье», «Игры с мокрым песком», «Опыты с водой», «Домашняя лаборатория». Чтобы заинтересовать родителей, были проведены тематические недели: «Маленький исследователь», «Знайка», где мы совместно с педагогами и детьми показывали интересные опыты. Родители же со своей стороны были активными участниками и помощниками в проведении различных мероприятий: конкурс «Лучший домик для птиц», «КВН- Знатоки»; изготовлении пособий для моделирования.

Считаем, что совместная деятельность детей и родителей положительно влияет на детей. Они не только получают знания, удовольствие, но и, испытывая гордость за своих мам и пап – уверенность в себе.

Заключение.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне, в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» (К. А. Тимирязев).

Считаю, что система работы, проведенная по формированию познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование в совместной деятельности, доказала свою состоятельность и эффективность т. к. была достигнута цель и решены поставленные задачи

Результаты работы свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи:

Расширены представления детей об окружающем мире через знакомство с основными свойствами и явлениями.

Сформированы основы естественно – научных и экологических понятий, целостного видения мира.

В заключение хочу сказать, что экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дети получили возможность удовлетворить присущую им любознательность. Совместное экспериментирование помогло детям более детально узнать интересующие его вещи, сделать правильные выводы, а также получить доказательства более доступным языком. Для нас экспериментирование – не самоцель, а только способ ознакомления с миром.

Список использованной литературы

1. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М. : ТЦ Сфера, 2005. (Программа развития).

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - М. : Педагогическое общество России, 2003.

3. Костюченко М. Экспериментируем // Дошкольное воспитание 2006/8

4. Комлева И. Дети экспериментируют? Да! // Дошкольное воспитание 2004/8.

5. Любина Г. А. Рука развивает мозг// Ребенок в детском саду 2004/1.

6. Павленко И. Н. Как организовать эксперименты в детском саду// Управление ДОУ 2004/4.

7. Поддьяков Н. Н., Аванесов В. А. Сенсорное воспитание в детском саду.

8. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. -М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.

9. Рыжова Н. А. Я и природа. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1996.

10. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО –ПРЕСС, 2008.

11. Шемаханова О. А. Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром// Дошкольная педагогика 2008/4.

Публикации по теме:

Комплекс упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата I.Упражнения для формирования навыка правильной осанки. Основная стойка у стены, касаясь затылком, спиной, ягодицами, икрами, пятками..

Конспект НОД для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в спортивном зале в рамках лексической темы «Овощи» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (в спортивном зале) Лексическая.

ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста. Аннотация: в статье лечебная физическая культура при заболеваниях опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста рассматривается.

Особенности психофизического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Современная специальная психология и коррекционная педагогика изучают достаточно широкий круг дефицитарного развития. Особое место здесь.

Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс «Особенности работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата на тренажёре Гросс» Для помощи в реабилитации детей с ДЦП специалисты.

Плавание — эффективное средство коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата Плавание как – реабилитационное мероприятие является частью так называемой гидрокинезотерапии. Термин, образованный от греческих слов «вода»,.

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и заболеваний органов дыхания на музыкальных занятиях Учитывая, что музыкальное воспитание входит в систему оздоровительной работы дошкольного учереждения, в основу музыкальных занятий наряду.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии. Авторы статьи Арланова В. М., Кожанова Т. М, Иванова.

Значение музыки в воспитании и оздоровлении детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начальная школа – детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование поисково-исследовательской деятельности у дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 30 марта 2018 в 17:49
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД