Формирование зрительного восприятия у детей 6–7 лет с ОНР (III уровня).

Зачупейко (Люсова) Анна Валерьевна
Формирование зрительного восприятия у детей 6–7 лет с ОНР (III уровня).

Зрительное восприятие сложный психофизиологический процесс, который включает поиск и обнаружение объекта, различие его отдельных признаков, эталонное сравнение и опознание. Начальный этап восприятия – выделение и первичный анализ сенсорного стимула – осуществляется зрительной проекционной системой. В реализации последующих этапов зрительного восприятия важнейшая роль принадлежит областям коры и ряду других отделов мозга. Распознавание объектов внешнего мира является основным назначением зрительной перцептивной системы. Зрительная перцептивная система формируется в течение длительного периода онтогенеза.

У детей с общим недоразвитием речи неполноценная речевая деятельность оказывает влияние на формирование таких психических процессов как восприятие, внимание, память, мышление.

Зрительное восприятие является одним из главных факторов письма и чтения ребенка. Овладение языком, точной правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности.

Эта важная задача состоит как перед родителями, так и перед учителями и логопедами. Решить ее можно только в тесном сотрудничестве. Особенно важная роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи. К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, ОНР, нарушение процессов чтения и письма, нарушение памяти, концентрации внимания, словесно-логического мышления и т. д.

Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников и делать самые невероятные, с точки зрения родителей и педагогов, ошибки при чтении и письме.

Динамика различных видов нарушений зрительного восприятия во многом зависит от своевременности начала профилактики и коррекции.

Для предотвращения различных нарушений в письме, речи, педагоги проводят работу по следующим направлениям: развитие графомоторных навыков, развитие зрительно – пространственных представлений, зрительного гнозиса; развитие зрительного внимания, памяти, а также операций мышления.

Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.

В дошкольном возрасте совершенствуется восприятия пространства, дети учатся ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета.

Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Далее учащиеся тренируются в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.

В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношений между предметами.

С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания, как: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга и т. п.

Кроме того, проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный, о том что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, постельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов.

Многие проблемы, возникающие в процессе учения, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. К нарушениям внимания у детей с ОНР относят:

• неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении;

• снижение избирательного внимания: неспособность сосредоточиться на предмете;

• повышенная отвлекаемость: при выполнении задания дети суетятся, переключаются с одного занятия на другое;

• снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Значение внимания для регуляции деятельности ребенка трудно переоценить. Способность ребенка к концентрации внимания очень важна для развития, как познавательных процессов, так и личности в целом.

При развитии зрительной и зрительно – моторной памяти, основной вид деятельности – работа с образцом. Сначала ребенок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается, но так чтобы ребенок успел рассмотреть и запомнить образец.

С точки зрения большинства исследователей зрительное восприятие неразрывно связано с мышлением и не может рассматриваться отдельно от него. Когда ребенок устанавливает связь между словом и многими зрительно воспринимаемыми предметами, при этом не тождественными,- он вынужден анализировать предмет, сравнивать выделенные части, абстрагировать индивидуальные и обобщать существенные. Так мышление в единстве с речью не просто «помогает» восприятию, а делает весь процесс осмысленным. При проведении упражнений, направленных на развитие мышления ребенка, необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от сравнения по внешним признакам (цвет, размер) к сравнению по существенным признакам.

Таким образом, рассмотрев особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР (III уровня, мы пришли к выводу, что проблема формирования зрительного восприятия на сегодняшний день остается актуальной, а также выявили, что зрительное восприятие влияет на множество факторов, в том числе и на формирование навыков письма.

Список литературы

1. Пятибратова Н. Изучение состояния процесса внимания и зрительного восприятия у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 2009. – №6. – С. 82-88.

2. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника. М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 121-133 С.

Публикации по теме:

«Формирование и развитие лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР через дидактические игры» Данный опыт раскрывает систему работы по формированию и развитию лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР и может быть использован.

Особенности восприятия. .

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Лето
  • Лето
Автор публикации:
Формирование зрительного восприятия у детей 6–7 лет с ОНР (III уровня).
Опубликовано: 18 января 2013 в 10:54
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Содержание Воспитательной Программы «Расту Гражданином» для детей с ОВЗ 8 группы
Раздел I. Введение – 2 часа. 1 Вводное занятие «Я - человек, патриот, гражданин» Цель: Актуализация имеющихся знаний. 2 Диагностика ЗУН на начало...
Детский мастер-класс «Стильная рубашка и галстук для папы!»
Детский мастер-класс "Стильная рубашка и галстук для папы! " Цель: изготовление стильной рубашки и галстука для папы. Задачи: -дать детям знания...
Фотоотчёт. Праздник «День кита» в районной Детской библиотеке.
Уважаемые коллеги и друзья, в предыдущей публикации я рассказала и показала работы своих воспитанников изготовленные для выставки "День кита" в районной...
Фотоотчет «Поздравления папам с 23 февраля».
Ко Дню защитника Отечества. Как и все дети и взрослые в нашей стране, мы конечно очень ответственно готовимся к празднику День защитников Отечества....
Кораблик. Мастер-класс «Подарок папе к 23 февраля.»
Приближается замечательный праздник - День Защитника Отечества. Традиционно мы с ребятами в детском саду готовим подарки нашим папам. В этом году мы...