МААМ-картинки

«Цыпленок Цып». Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме «Звук [Ц] и буква Ц»

Светлана Никитченко
«Цыпленок Цып». Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме «Звук [Ц] и буква Ц»

«Цыпленок Цып». Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме «Звук [Ц] и буква Ц»

Коррекционно-образовательные задачи:

• закрепить знание о механизме образования звуков и их артикуляционных особенностях;

• артикуляционный образ звука [Ц] правильное произношение в самостоятельной речи и графическое изображение звука [Ц];

• упражнять в определении позиции звука в слове;

• продолжать формировать навыки звукового и слогового анализа слов, делить слова на слоги;

Публикация «„Цыпленок Цып“, Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме „Звук [Ц] и буква Ц“» размещена в разделах

• совершенствовать грамматический строй речи за счет образования: существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов –иц-, -ец-, -ц-;

• существительных с помощью суффикса –ниц- со значением вместилища;

• упражнять в подборе родственных слов;

• упражнять детей в составлении распространенных предложений по сюжетной картинке с употреблением предлога на.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать фонематический слух, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Развивать словотворчество, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать положительную установку детей на участие в занятии, навыки сотрудничества, инициативности и самостоятельности.

Оборудование. Демонстрационный материал: ларец; игрушка цыпленка; предметные картинки: скворец, синица, мышка, заяц; сюжетная картинка: цапля на болоте; предметы домашнего обихода: хлебница – хлеб, мыльница – мыло, сухарница – сухари, сахарница – сахар, перечница – перец, салфетница – салфетки, супница – пакет с супом, конфетница – конфеты; мяч; желтый круг из картона (серединка цветка).

Раздаточный материал: скворечники из картона; предметные картинки: скворец, синица, мотоцикл, цепь, огурец, цыпленок, цветок, цапля; разноцветные лепестки для цветка из картона; фишки для схемы звукового анализа слова; счетные палочки; схемы для предложения; карточки со словами с пропущенной буквой Ц в каждом слове; кассы букв; книжки раскраски.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед.

- Ребята, сегодня я зашла в кабинет, а на столе стоит ларец. Давайте посмотрим, что в нем (логопед пытается открыть ларец). Не открывается, на ларце написано: «Откроется, если каждый из вас повторит слоговые цепочки».

Речевая зарядка:

ца-ца-цо

цо-цо-цы

цы-цы-цэ

цэ-цэ-цу

ца-ца-цо

цо-цо-цы

цы-цы-цэ

цэ-цэ-цу

Логопед еще раз пытается открыть ларец.

- Не открывается вот какой интересный, загадочный ларец, а давайте вспомним и назовем слова со звуком [Ц].

Дети называют слова:

цапля, цыпленок, ларец, скворец, синица, кузнец, заяц, мотоцикл.

Логопед открывает ларец.

- Посмотрите, ребята, открылся!

- Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки. Как вы думаете кто это?

Дети.

- Цыпленок.

Логопед достает из ларца игрушку цыпленка и показывает ее детям.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед.

- Ребята, назовите первый звук в слове цыпленок?

Дети.

- В слове цыпленок первый звук [Ц].

Логопед.

- Что вы знаете о звуке [Ц]?

Дети.

- Звук [Ц]- согласный, всегда твердый, глухой.

Логопед.

- Правильно. Цыпленок Цып пришел к вам, чтобы познакомить вас с его любимой буквой, но по дороге он потерял букву. Давайте поможем цыпленку отыскать букву.

Логопед показывает картинку с изображением скворца.

- Как вы думаете, к кому мы отправимся за помощью?

Дети.

- Мы отправимся к скворцу.

3. Игра «Засели скворечник».

Логопед.

- Посмотрите, ребята скворец сидит на дереве и ждет вас. Как называется дом, в котором живет скворец?

Дети.

- Скворец живет в скворечнике.

Логопед.

- Верно ребята, скворец живет в скворечнике, а вместе с ним живут слова со звуком [Ц]. Скворец просит вас расселить слова по скворечникам. Подойдите к скворечникам и посмотрите, какое слово живет в вашем скворечнике, и определите позицию звука [Ц] в ваших слова.

Дети выполняют задание и прикрепляют скворечники на мольберт вокруг скворца.

Логопед.

- Молодцы, ребята. Вот сколько у нас скворечников и к скворцу теперь прилетят его друзья. Ребята, слова мы расселили, а букву мы нашли?

Дети.

- Нет.

Логопед.

- Скворец советует нам обратиться за помощью к синице.

Дети проходят к мольберту с картинкой «Синица на дереве».

4. Игра с мячом «Скажи ласково».

Логопед.

- Синица очень ласковая птица и она предлагает нам поиграть в игру «Скажи ласково».

Логопед бросает мяч по очереди детям и называет слова. Дети возвращают мяч логопеду и называют слова с уменьшительно ласкательным суффиксом – -ц-.

дело – дельце

мыло – мыльце,

шило – шильце

сало – сальце

тело – тельце

зеркало – зеркальце

вода – водица

болото – болотце

Логопед.

- Синице понравилось, как вы играли. Ребята, слова ласковые мы умеем говорить, а букву мы нашли у синицы?

Дети.

- Нет.

Логопед.

- Синица советует нам поискать букву у мышки, она живет по соседству.

5. Дидактическая игра «Что где лежит?»

Логопед выставляет картинку «Мышка в норе».

Логопед.

- Мышка хорошая хозяйка и любит порядок. Давайте посмотрим, что лежит у нее на полках. Может там, букву найдем.

Дети рассматривают предметы, которые расставлены на полках и что в них лежит.

Логопед.

- Ребята, вы все посмотрели?

Где лежит хлеб? – Хлеб лежит в хлебнице.

Где лежит сахар? – Сахар лежит в сахарнице.

Где хранится перец? – Перец хранится в перечнице.

Где лежит мыло? – Мыло лежит в мыльнице.

Где мышка хранит сухари? – Мышка хранит сухари в сухарнице.

Где лежат конфеты? – Конфеты лежат в конфетнице.

Во что наливают суп? – Суп наливают в супницу.

В чем стоят салфетки? – Салфетки стоят в салфетнице.

Логопед.

- Какие вы молодцы все знаете. Ребята, вы нашли букву на полках у мышки?

Дети.

- Нет, не нашли.

Логопед.

- Ох, цыпленок, где же ты ее потерял, не расстраивайся, мы ее обязательно найдем, вот немного отдохнем на полянке, и снова будем искать.

6. Игра «Подбери родственное слово».

Логопед предлагает детям пройти «на полянку». Дети садятся в кружок.

Логопед.

- Посмотрите, ребята на полянке растет цветок, чего у него не хватает?

Дети.

- Лепестков.

Логопед.

- Давайте к слову цветок подберем родственные слова- лепестки, лепестки у нас разные и слова нужно подобрать тоже разные. Лепестки будем брать по очереди.

Дети выкладывают лепестки и называют родственные слова к слову цветок:

цветочек, цветник, цветовод, цветочница, цветной, первоцвет, пустоцвет, соцветие.

Логопед.

- Давайте посчитаем, сколько лепестков мы собрали?

Дети.

- Мы собрали восемь лепестков.

Логопед.

- Как назовем наш цветок?

Дети.

- Цветик - восьмицветик.

Логопед.

- Ребята, а сейчас что сделал цветок?

Дети.

- Расцвел.

7. Игра «Доскажи словечко».

Логопед.

- Ребята, смотрите, кто здесь спрятался под кустом?

Дети.

- Заяц.

Логопед.

- Заяц любит сочинять стихи. Но что-то у него с рифмой не выходит, давай поможем ему сочинить стихотворение.

Рос на грядку… (огурец).

Жил на дереве (скворец).

Тот скворец был (мудрец).

Он хотел съесть (огурец).

Прилетела вдруг (синица).

- Мне нельзя тут (поживиться?

Склевали вместе (огурец).

И стихам нашим (конец).

Логопед.

- Мы с вами собрали цветок. Помогли зайцу сочинить стихотворение, а букву мы нашли?

Дети.

- Нет.

Логопед.

- Заяц предлагает нам отправиться за помощью к цапле. А где живет цапля?

Дети.

- Цапля живет на болоте.

Логопед.

- Давайте осторожно на носочках пройдем и присядем на свои места.

8. Игровое упражнение «Назови звуки по порядку».

Логопед показывает картину «Цапля на болоте».

- А вот и цапля. Четко проговорите слово цапля. Назовите звуки по порядку в слове цапля. Составьте звуковую схему из фишек к слову цапля.

Дети называют звуки по порядку в слове цапля и выкладывают звуковую схему из фишек.

Логопед.

- Проверьте друг у друга схему к заданному слову.

Дети проверяют выполнение задания друг у друга.

Логопед.

- Сколько гласных звуков в слове цапля?

Дети.

- В слове цапля два гласных звука (а, а).

Логопед.

- Сколько твердых согласных в этом слове?

Дети.

- В этом слове два твердых согласных звука (ц, п).

Логопед.

- Сколько мягких согласных звуков в этом слове?

Дети.

- В этом слове один мягкий согласный звук (ль).

Логопед.

- А сейчас покажем Цыпу, как мы умеем делить слова на слоги.

Разделим слово цапля на слоги, сначала отхлопаем, (дети выполняют задание, а теперь зажмем кулачки. Назовите первый слог в этом слове.

1-й ребенок. –цап-.

Логопед.

- Назовите второй слог в этом слове.

2-й ребенок. –ля-.

Логопед просит детей назвать слоги в обратном порядке.

3-й ребенок. –ля-.

4-й ребенок. –цап-.

Логопед.

- Сколько слогов в этом слове?

Дети.

- В этом слове два слога.

Логопед.

- Почему ты так думаешь?

Дети.

- Мы знаем правило, сколько гласных звуков в слове столько и слогов.

Логопед.

- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

9. Составление предложения по картинке.

Логопед.

- У цапли серые крылья, какая она?

Дети.

- Цапля серокрылая.

Логопед.

- Где живет цапля?

Дети.

- Цапля живет на болоте.

Логопед.

- Составьте предложение про цаплю.

Дети.

Серокрылая цапля живет на красивом болоте.

Логопед.

- Составьте схему к этому предложению.

Дети выполняют задание.

Логопед.

- Сколько слов в этом предложение?

Дети.

- В этом предложение шесть слов.

Логопед.

- Назовите самое маленькое слово (предлог) в этом предложение.

Дети.

- Самое маленькое слово в этом предложении НА.

Логопед.

- Молодцы ребята, а сейчас цапля предлагает поиграть в игру «Цапля на болоте».

10. Физминутка «Цапля на болоте».

Очень трудно так стоять.

Ножку на пол не спускать.

И не падать и не падать,

За соседа не держаться.

11. Знакомство с буквой Ц.

Логопед.

- Цапле очень понравилось, как вы составили о ней предложение, как играли и за это она, нашла нашу букву.

Вот какая буква Ц.

С коготочком на конце.

Коготок- царапка,

Как кошачья лапка.

(А. Шибаев)

- А вы ребята, как думаете, на что похожа буква Ц.

Дети называют предметы, на которые похожа буква Ц.

Логопед.

- Из каких элементов состоит буква.

Дети.

- Из двух длинных вертикальных палочек и одной короткой горизонтальной палочки и еще одной совсем маленькой палочки.

Логопед.

- Прорисуем в воздухе букву Ц, а сейчас выложите букву из палочек.

Дети выполняют задание.

Логопед.

- Возьмите карточки со словами и допишите пропущенную букву (дети дописывают пропущенную букву). Какая буква была пропущена в ваших словах?

Дети.

- Буква Ц.

Логопед.

- Найдите эту букву в кассах. Покажите ее цыпленку.

Дети показывают букву Ц.

12. Итог занятия?

Логопед.

- Ребята! Какой звук мы сегодня слушали и произносили на занятии.

Дети.

- Мы слушали и произносили на занятии звук[Ц].

Логопед.

- С какой буквой познакомились?

Дети.

- Мы познакомились буквой Ц.

Логопед.

- А что мы еще делали сегодня.

Дети вспоминают, чем они занимались на занятии.

Логопед дает положительную оценку детям.

13. Сюрпризный момент.

Логопед.

- Ребята, что бы вы не забыли букву Ц, цыпленок дарит вам книжку раскраску. На первой странице вы с мамами найдете все буквы Ц и обведете их в кружок. На второй странице нарисована буква Ц ее надо, раскрасить. А сейчас цыпленку пора к маме курице.

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте у детей в старшей логопедической группе «Буква Т. Звук Т» Цели занятия: Коррекционно-образовательные: • познакомить детей со звуком и буквой Т; • научить характеризовать звук Т по акустическим.

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе «Загадки тетушки Совуньи. Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической подготовительной группе «Загадки тетушки Совуньи. Звук [О] и буква О» Конспект занятия «Звук и буква О. Загадки тетушки Совуньи» учитель-логопед Дубровская Светлана Григорьевна учитель-логопед Пенькова Светлана.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква п» .

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Познакомить с буквой Ф Задачи: -развитие навыков звуко- буквенного анализа; -развитие фонематического слуха; -развитие навыков звукового.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [М] и Буква М» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук [М] и Буква М" Цель: Познакомить с буквой М Задачи: - находить слова.

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п] и буква п» НОД Звук и буква «П» Цель: коррекционно – образовательные: - закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков «П», «Пь»; - учить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [У] и буква У» Технологическая карта образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква.

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием методики В. Воскобовича «Звук и буква [Ш]» Цель : закрепить знания детей о гласных звуках и согласном звуке «Ш», познакомить с буквой «Ш» Задачи: Образовательные: 1. Познакомить.

Подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Звук и буква «А». Тема: ЗВУК И БУКВА «А». Цели: закрепить знания о гласном звуке [а]; развивать слуховое внимание и память; закрепить умение детей выделять.

Фронтальное логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР «Звук [М] и буква М» Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР. Звук и буква «М» Тема: ЗВУК.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Цыпленок Цып». Фронтальное занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме «Звук [Ц] и буква Ц»
Опубликовано: 28 января 2018 в 22:01
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД