Получи документы

Фронтальные занятия по обучению грамоте в виде «Больших логопедических игр» (2 фото)

Татьяна Роговенко
Фронтальные занятия по обучению грамоте в виде «Больших логопедических игр»

Альтернативные фронтальные логопедические занятия в виде «больших» логопедических игр по подобию «больших» психологических игр.

Разработка Роговенко Т. А.

Введение.

Все любят путешествовать, узнавать что-то новое, интересное.

Публикация «Фронтальные занятия по обучению грамоте в виде „Больших логопедических игр“» размещена в разделах

Вот так же можно путешествовать по звуковой стране, попадая на неизведанные звуковые острова с помощью «больших» логопедических игр. Дети, как первооткрыватели, узнают в игре что-то новое о знакомых звуках. Эффект «погружения» создается путём некоторой театрализации сюжета, где дети из зрителей превращаются в активных участников, героев истории. Возникший интерес, партнерство с педагогом является залогом прочного закрепления новой информации, так как опора идёт не только на формирующуюся функцию произвольности, но и на уже имеющуюся непроизвольность внимания и запоминания у детей старших и подготовительных речевых групп.

Занятия с путешествиями любимы не только детьми, педагог получает истинное удовольствие от возникающего на занятиях доверия и взаимопонимания с детьми. Нет скучающих лиц и сонных глаз, дети жаждут узнать и открыть тайну, они и именно они открывают для себя законы грамоты, и это идёт не путём диктата и заучивания непонятных правил, а воспринимается, как еще одна игра, сказка, история, подобная тем, что им читали, они смотрели по телевизору, и не надо торопить детей взрослеть, пусть подольше для них мир остается чудесным и волшебным, где все хорошо и все понятно: где могут жить добрые гномики, побеждающие злую королеву, и роботы с планеты «Железяка» и им всем хватает места в стране детства. Педагогу можно использовать это в работе, подстраивая подачу нового материала на одну волну восприятия с детьми, немножко возвращая себя в детство, но не для того чтобы быть просто рядом с ними, а для того чтобы вести детей вперёд к познанию.

Занятия с историями выходят за рамки традиционного фронтального занятия, линия сюжета монолитна, и она не рвётся на части-задания, создается впечатление сюжетной игры, но игры обучающей. Игровой сюжет выступает обрамлением, общим фоном, на котором решаются развивающие и коррекционные задачи, формируя у детей готовность к совершению выбора, навыка постановки и удержания цели в рамках совершённого выбора. Логопедические игры-путешествия, так же как и фронтальные логопедические занятия - это профессиональные инструменты и их создание начинается с постановки проблемы и определения цели и задач работы с детьми. Если исходить из традиционного фронтального занятия, то главным является все-таки цель и задачи занятий, а не сама структура и форма занятий, то, как подаётся новый материал и как он усваивается и закрепляется детьми, является основным показателем для оценки занятий. Занятия-истории сохраняют цели и задачи фронтальных занятий, но «ломают» старую форму ведения, и предлагают новую, экспериментальную, не традиционную, но приводящую к хорошим результатам. Закрепление темы детьми не хуже, а может и лучше чем при традиционной форме. И именно поэтому возможно они, такие занятия, имеют право на своё существование наряду с традиционными фронтальными занятиями. Всё новое воспринимается трудно, ведь еще Т. Гексли писал: «Судьба всего нового такова: вначале своего существования она всегда кажется ересью» и, несомненно, легче жить и подчиняться традиционным формам и структурам педагогической деятельности, отметая все не похожее и не дублирующее стереотипность подхода к материалам. Но может быть стоит что-то менять? Менять только ради того, что бы видеть радость открытия и интерес в глазах детей.

Структура фронтального занятия.

Этапы:

1. Орг. момент

2. Повторение пройденного материала.

3. Знакомство с новым материалом.

4. Физ. Минутка.

5. Закрепление материала на практических заданиях.

6. Итог.

Структура занятий - историй.

1. Введение в историю.

2. Нахождение в истории (погружение)

3. Итог.

Подобное строение имеют занятия с использованием речевых тренажеров. Так при работе с ТРА (тренажером речевой активизации, при составлении предложений и для закрепления навыка моделирования предложения, можно проводить игру «Компьютер». В этой игре дети могут попытать свои силы в запоминании предложений, составленных и названных другими детьми.

Задача ребенка в роли компьютера: внимательно слушать, запоминать называемые детьми предложения и как можно больше суметь повторить.

Задача остальных детей: быстро суметь составить новое предложение по схеме, громко и отчетливо его произнести.

Игра «Компьютер» рассчитана на участие всех детей в группе, «компьютером» может стать любой желающий ребёнок, поэтому игра занимает все время занятия. Несмотря на трудность заданий, дети рады играть, и окончание занятия воспринимают, как прерванную игру, и от детей можно услышать реплики, которых не дождаться на традиционных фронтальных занятиях :

- Ну, вот закончили играть, а я не был «компьютером»!

- А я тоже хочу!

- Ну вот, опять заниматься!

Обучающая игра не воспринимается детьми, как «полезное», но не очень желаемое занятие, поэтому её можно считать именно той формой, которая подходит дошкольникам. И догма «ребенок обучается в игре», не остается голыми словами, с которыми все согласны, но которые не являются приоритетом в обучении. Дать свободу поиграть и получить знания и умения, не ограничиваясь временными рамками какой-то части занятия – это не анархия, это демократия в построении занятий. Ведь лишь в свободном обществе может вырасти свободная личность. На свободе познания формируется свобода фантазии и мышления.

Большие логопедические игры представлены далее в виде «островов» и «историй». Каждая игра может занимать от двух до четырёх занятий и не только проигрывает

Фронтальные занятия по обучению грамоте в виде «Больших логопедических игр»

я детьми, но и зарисовывается самостоятельно в тетрадь. Все игры начинаются с эмоциональной подготовки и введения детей в игру.

1 Игра-путешествие: Остров «поющих пещер»

Цель: знакомство с йотированными гласными

Эмоциональная подготовка:

Всё когда-то открывается впервые, даже то, что кажется сейчас обычным и знакомым, когда-то было неизведанным и непонятным. В стране звуков тоже очень много загадок и тайн, и они отражаются для путешественников, если те будут упорно идти к цели и будут внимательны и старательны.

Введение в игру:

«Путешествие на остров поющих пещер»

Однажды все звуки звуковой страны решили отправиться в путешествие, они слышали, что есть остров поющих пещер и им захотелось открыть тайну этих пещер. Звуки сели на звуковой корабль и путешествие началось.

Часть 1.

Вскоре звуки подплыли к большому острову. На острове возвышались 4 горы, в них были большие пещеры. Но пока звуки высаживались на остров, наступил вечер, и звукам пришлось думать о ночлеге.

- «В пещеры мы пойдём завтра», - решили звуки.

Они расположились на ночлег прямо под пальмами и уснули. Но не все звуки столь терпеливы и могут ждать, звук «Й» решил всё узнать, не дожидаясь утра. Он тихонько встал и отправился открывать секрет самой ближней пещеры, «Й» дошёл до пещеры и зашёл в неё.

Только не один звук «Й» не мог уснуть, гласная «А» тоже не спала, она тихонько встала и отправилась вслед за звуком «Й», и так же, как и он зашла в пещеру. Но, оказывается, всем звукам не спалось в эту ночь, услышав чьи-то шаги, все звуки не выдержали, встали и решили не дожидаясь утра отправиться за теми, кто ушёл.

Звуки взялись за руки, и пошли к первой пещере, она была самой ближней. Звуки зашли в пещеру и прислушались. Они услышали чьи-то шаги.

- «Кто в пещере?», - тихо спросили звуки. Звук «Й» остановился и прислушался, то же самое сделала и «А».

- «Кто живёт в пещере!», - крикнули все звуки. Звук «Й» и «А» испугались, но решили молчать. -«Кто живёт в пещере!», - в третий раз закричали звуки, уже громко и грозно.

Звук «Й» испугался и решил назвать себя, звук «А» тоже решила отозваться.

Звуки «Й» и «А» одновременно выкрикнули: -«ЙА!

- «Кто?» переспросили звуки.

- «ЙА»!- ответили «Й» и «А» уже громче. Эхо повторило их имена:- «йа-Я», «йа-Я».

- «Я»!- услышали звуки, которые пришли в пещеру.

- «Я, Я», здесь живёт «Я»!- решили они и радостные отправились в обратный путь, вместе с ними ушли «Й» и «А».

Звуки вернулись и легли спать, а так как долго пробродили ночью, звуки проспали целый день.

Проснувшись, путешественники решили, что узнают секрет второй пещеры завтра, а сегодня нанесут на карту острова первую пещеру и эхо «Я», которое живёт в этой пещере.

Часть2.

Наступила ночь, и звуки стали засыпать, все, кроме звука «Й», он решил первым пойти во вторую пещеру и узнать её секрет.

Он дождался пока все уснули, встал и тихонько прокрался между звуками, но теперь его шаги услышала гласная «У», и встав, отправилась за первым звуком.

Как это всегда и бывает, всё тайное становится явным, шаги «У» услышали остальные звуки, они проснулись и решили пойти к пещерам, не зная, кто ушёл раньше.

История повторилась, как и в первый раз, только эхо было уже другим:-«ЙУ – Ю – Ю» услышали звуки из пещеры.

Часть 3, 4.

Но и это ещё не всё, история повторялась ещё два раза, только всегда за «Й» уходила сначала гласная «Э», а потом «О», а все звуки, зайдя в 3 пещеру, слышали эхо:- «ЙЭ – Е – Е» и «ЙО – Ё – Ё» в 4 пещере.

Вот так на карте острова появились 4 пещеры и гласные буквы «Я, Ю, Е, Ё».

Звуки решили, что узнали секреты поющих пещер.

Там живут гласные буквы: «Я, Ю, Е, Ё»,- решили они. Но мы то с вами знаем, кто прятался в пещерах.

Нашу историю можно не только проиграть, но и нарисовать.

Фото «Больших логопедических игр»

Итог.

Теперь всем ясно, почему гласные буквы: Я, Ю, Е, Ё называются гласными буквами, потому что они состоят из двух звуков: Я – ЙА

Ю – ЙУ Й – согласный, мягкий, звонкий.

Е – ЙЭ А, О, У, Э – гласные звуки.

Ё – ЙО.

Уточнение.

Истории проигрывается с детьми сразу все или делятся на два-четыре занятия. Роли: звука «Й», и гласных можно давать различным детям или звуком «Й» - будет один и тот же ребёнок.

В дальнейшем дети не допустят ошибки при выполнении звуковой схемы слов с гласной буквой: «Я, Ю, Е, Ё» в начале слова, если им напомнить о секрете «поющих» пещер.

Слова: «Вспомни секрет поющих пещер», - будут толчком к оживлению воспоминания о занятии. Говорят, записанное запоминается крепче, а зарисованное и проигранное детьми надолго остаётся в памяти, даже когда они уже учатся в школе.

Публикации по теме:

Аналитический отчет о проделанной коррекционной работе в старшей логопедической группе за учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 1 «Сказка» Аналитический отчет о.

Световая тумба-песочницаСветовая тумба-песочница Световая тумба- песочница используется на логопедических занятиях. Дети прорисовывают на песке дорожки,а затем, путешествуя по ней с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фронтальные занятия по обучению грамоте в виде «Больших логопедических игр»
Опубликовано: 14 октября 2013 в 11:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД