Фронтальные занятия по обучению грамоте в виде «Больших логопедических игр»

Татьяна Роговенко
Фронтальные занятия по обучению грамоте в виде «Больших логопедических игр»

Альтернативные фронтальные логопедические занятия в виде «больших» логопедических игр по подобию «больших» психологических игр.

Разработка Роговенко Т. А.

Введение.

Все любят путешествовать, узнавать что-то новое, интересное.

Вот так же можно путешествовать по звуковой стране, попадая на неизведанные звуковые острова с помощью «больших» логопедических игр. Дети, как первооткрыватели, узнают в игре что-то новое о знакомых звуках. Эффект «погружения» создается путём некоторой театрализации сюжета, где дети из зрителей превращаются в активных участников, героев истории. Возникший интерес, партнерство с педагогом является залогом прочного закрепления новой информации, так как опора идёт не только на формирующуюся функцию произвольности, но и на уже имеющуюся непроизвольность внимания и запоминания у детей старших и подготовительных речевых групп.

Занятия с путешествиями любимы не только детьми, педагог получает истинное удовольствие от возникающего на занятиях доверия и взаимопонимания с детьми. Нет скучающих лиц и сонных глаз, дети жаждут узнать и открыть тайну, они и именно они открывают для себя законы грамоты, и это идёт не путём диктата и заучивания непонятных правил, а воспринимается, как еще одна игра, сказка, история, подобная тем, что им читали, они смотрели по телевизору, и не надо торопить детей взрослеть, пусть подольше для них мир остается чудесным и волшебным, где все хорошо и все понятно: где могут жить добрые гномики, побеждающие злую королеву, и роботы с планеты «Железяка» и им всем хватает места в стране детства. Педагогу можно использовать это в работе, подстраивая подачу нового материала на одну волну восприятия с детьми, немножко возвращая себя в детство, но не для того чтобы быть просто рядом с ними, а для того чтобы вести детей вперёд к познанию.

Занятия с историями выходят за рамки традиционного фронтального занятия, линия сюжета монолитна, и она не рвётся на части-задания, создается впечатление сюжетной игры, но игры обучающей. Игровой сюжет выступает обрамлением, общим фоном, на котором решаются развивающие и коррекционные задачи, формируя у детей готовность к совершению выбора, навыка постановки и удержания цели в рамках совершённого выбора. Логопедические игры-путешествия, так же как и фронтальные логопедические занятия - это профессиональные инструменты и их создание начинается с постановки проблемы и определения цели и задач работы с детьми. Если исходить из традиционного фронтального занятия, то главным является все-таки цель и задачи занятий, а не сама структура и форма занятий, то, как подаётся новый материал и как он усваивается и закрепляется детьми, является основным показателем для оценки занятий. Занятия-истории сохраняют цели и задачи фронтальных занятий, но «ломают» старую форму ведения, и предлагают новую, экспериментальную, не традиционную, но приводящую к хорошим результатам. Закрепление темы детьми не хуже, а может и лучше чем при традиционной форме. И именно поэтому возможно они, такие занятия, имеют право на своё существование наряду с традиционными фронтальными занятиями. Всё новое воспринимается трудно, ведь еще Т. Гексли писал: «Судьба всего нового такова: вначале своего существования она всегда кажется ересью» и, несомненно, легче жить и подчиняться традиционным формам и структурам педагогической деятельности, отметая все не похожее и не дублирующее стереотипность подхода к материалам. Но может быть стоит что-то менять? Менять только ради того, что бы видеть радость открытия и интерес в глазах детей.

Структура фронтального занятия.

Этапы:

1. Орг. момент

2. Повторение пройденного материала.

3. Знакомство с новым материалом.

4. Физ. Минутка.

5. Закрепление материала на практических заданиях.

6. Итог.

Структура занятий - историй.

1. Введение в историю.

2. Нахождение в истории (погружение)

3. Итог.

Подобное строение имеют занятия с использованием речевых тренажеров. Так при работе с ТРА (тренажером речевой активизации, при составлении предложений и для закрепления навыка моделирования предложения, можно проводить игру «Компьютер». В этой игре дети могут попытать свои силы в запоминании предложений, составленных и названных другими детьми.

Задача ребенка в роли компьютера: внимательно слушать, запоминать называемые детьми предложения и как можно больше суметь повторить.

Задача остальных детей: быстро суметь составить новое предложение по схеме, громко и отчетливо его произнести.

Игра «Компьютер» рассчитана на участие всех детей в группе, «компьютером» может стать любой желающий ребёнок, поэтому игра занимает все время занятия. Несмотря на трудность заданий, дети рады играть, и окончание занятия воспринимают, как прерванную игру, и от детей можно услышать реплики, которых не дождаться на традиционных фронтальных занятиях:

- Ну, вот закончили играть, а я не был «компьютером»!

- А я тоже хочу!

- Ну вот, опять заниматься!

Обучающая игра не воспринимается детьми, как «полезное», но не очень желаемое занятие, поэтому её можно считать именно той формой, которая подходит дошкольникам. И догма «ребенок обучается в игре», не остается голыми словами, с которыми все согласны, но которые не являются приоритетом в обучении. Дать свободу поиграть и получить знания и умения, не ограничиваясь временными рамками какой-то части занятия – это не анархия, это демократия в построении занятий. Ведь лишь в свободном обществе может вырасти свободная личность. На свободе познания формируется свобода фантазии и мышления.

Большие логопедические игры представлены далее в виде «островов» и «историй». Каждая игра может занимать от двух до четырёх занятий и не только проигрывает

Фронтальные занятия по обучению грамоте в виде «Больших логопедических игр»

я детьми, но и зарисовывается самостоятельно в тетрадь. Все игры начинаются с эмоциональной подготовки и введения детей в игру.

№1 Игра-путешествие: Остров «поющих пещер»

Цель: знакомство с йотированными гласными

Эмоциональная подготовка:

Всё когда-то открывается впервые, даже то, что кажется сейчас обычным и знакомым, когда-то было неизведанным и непонятным. В стране звуков тоже очень много загадок и тайн, и они отражаются для путешественников, если те будут упорно идти к цели и будут внимательны и старательны.

Введение в игру:

«Путешествие на остров поющих пещер»

Однажды все звуки звуковой страны решили отправиться в путешествие, они слышали, что есть остров поющих пещер и им захотелось открыть тайну этих пещер. Звуки сели на звуковой корабль и путешествие началось.

Часть 1.

Вскоре звуки подплыли к большому острову. На острове возвышались 4 горы, в них были большие пещеры. Но пока звуки высаживались на остров, наступил вечер, и звукам пришлось думать о ночлеге.

- «В пещеры мы пойдём завтра», - решили звуки.

Они расположились на ночлег прямо под пальмами и уснули. Но не все звуки столь терпеливы и могут ждать, звук «Й» решил всё узнать, не дожидаясь утра. Он тихонько встал и отправился открывать секрет самой ближней пещеры, «Й» дошёл до пещеры и зашёл в неё.

Только не один звук «Й» не мог уснуть, гласная «А» тоже не спала, она тихонько встала и отправилась вслед за звуком «Й», и так же, как и он зашла в пещеру. Но, оказывается, всем звукам не спалось в эту ночь, услышав чьи-то шаги, все звуки не выдержали, встали и решили не дожидаясь утра отправиться за теми, кто ушёл.

Звуки взялись за руки, и пошли к первой пещере, она была самой ближней. Звуки зашли в пещеру и прислушались. Они услышали чьи-то шаги.

- «Кто в пещере?», - тихо спросили звуки. Звук «Й» остановился и прислушался, то же самое сделала и «А».

- «Кто живёт в пещере!», - крикнули все звуки. Звук «Й» и «А» испугались, но решили молчать. -«Кто живёт в пещере!», - в третий раз закричали звуки, уже громко и грозно.

Звук «Й» испугался и решил назвать себя, звук «А» тоже решила отозваться.

Звуки «Й» и «А» одновременно выкрикнули: -«ЙА!

- «Кто?» переспросили звуки.

- «ЙА»!- ответили «Й» и «А» уже громче. Эхо повторило их имена:- «йа-Я», «йа-Я».

- «Я»!- услышали звуки, которые пришли в пещеру.

- «Я, Я», здесь живёт «Я»!- решили они и радостные отправились в обратный путь, вместе с ними ушли «Й» и «А».

Звуки вернулись и легли спать, а так как долго пробродили ночью, звуки проспали целый день.

Проснувшись, путешественники решили, что узнают секрет второй пещеры завтра, а сегодня нанесут на карту острова первую пещеру и эхо «Я», которое живёт в этой пещере.

Часть2.

Наступила ночь, и звуки стали засыпать, все, кроме звука «Й», он решил первым пойти во вторую пещеру и узнать её секрет.

Он дождался пока все уснули, встал и тихонько прокрался между звуками, но теперь его шаги услышала гласная «У», и встав, отправилась за первым звуком.

Как это всегда и бывает, всё тайное становится явным, шаги «У» услышали остальные звуки, они проснулись и решили пойти к пещерам, не зная, кто ушёл раньше.

История повторилась, как и в первый раз, только эхо было уже другим:-«ЙУ – Ю – Ю» услышали звуки из пещеры.

Часть 3, 4.

Но и это ещё не всё, история повторялась ещё два раза, только всегда за «Й» уходила сначала гласная «Э», а потом «О», а все звуки, зайдя в 3 пещеру, слышали эхо:- «ЙЭ – Е – Е» и «ЙО – Ё – Ё» в 4 пещере.

Вот так на карте острова появились 4 пещеры и гласные буквы «Я, Ю, Е, Ё».

Звуки решили, что узнали секреты поющих пещер.

– Там живут гласные буквы: «Я, Ю, Е, Ё»,- решили они. Но мы то с вами знаем, кто прятался в пещерах.

Нашу историю можно не только проиграть, но и нарисовать.

Итог.

Теперь всем ясно, почему гласные буквы: Я, Ю, Е, Ё называются гласными буквами, потому что они состоят из двух звуков: Я – ЙА

Ю – ЙУ Й – согласный, мягкий, звонкий.

Е – ЙЭ А, О, У, Э – гласные звуки.

Ё – ЙО.

Уточнение.

Истории проигрывается с детьми сразу все или делятся на два-четыре занятия. Роли: звука «Й», и гласных можно давать различным детям или звуком «Й» - будет один и тот же ребёнок.

В дальнейшем дети не допустят ошибки при выполнении звуковой схемы слов с гласной буквой: «Я, Ю, Е, Ё» в начале слова, если им напомнить о секрете «поющих» пещер.

Слова: «Вспомни секрет поющих пещер», - будут толчком к оживлению воспоминания о занятии. Говорят, записанное запоминается крепче, а зарисованное и проигранное детьми надолго остаётся в памяти, даже когда они уже учатся в школе.

Публикации по теме:

Аналитический отчет о проделанной коррекционной работе в старшей логопедической группе за учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 1 «Сказка» Аналитический отчет о.

Световая тумба-песочницаСветовая тумба-песочница Световая тумба- песочница используется на логопедических занятиях. Дети прорисовывают на песке дорожки,а затем, путешествуя по ней с.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Фронтальные занятия по обучению грамоте в виде «Больших логопедических игр»
Опубликовано: 14 октября 2013 в 11:20
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...