Получи документы

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Малыш и Карлсон» (дифференциация звуков [р]-[л])

Елена Голубева
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Малыш и Карлсон» (дифференциация звуков [р]-[л])

Цель: дифференциация аппозиционных звуков Р-Л, Р-Л в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

1. Учить детей различать и выделять звуки Р-Л, Р-Л в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях;

2. Обогащать словарь прилагательными, обобщающими словами;

3. Упражнять в образовании качественных прилагательных от существительных;

4. Формировать артикуляционную моторику с помощью артикуляционной гимнастики.

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению „Малыш и Карлсон“ (дифференциация звуков [р]-[л])» размещена в разделах

5. Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза (определять количество звуков в слове, место звука в слове, количество слогов, различать твёрдые и мягкие согласные звуки);

6. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

7. Развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;

8. Развивать зрительно – моторные координации, зрительное восприятие.

9. Учить дорожить дружбой, воспитывать доброе отношение к животным,.

Методы и приёмы: загадывание загадки, упражнения, игры, физкультминутка, артикуляционная гимнастика, использование ИКТ и др.

Оборудование: компьютер, карточки с артикуляционными упражнениями, модели звуков Р и Л, раздаточный материал для составления схем слов, игра «Какое варенье?», игра «Собери картинку»

Предварительная работа: чтение рассказа, просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон», рассматривание иллюстраций к рассказу, повторение тем: «Продукты», «Овощи», «Фрукты», разучивание физкультминутки.

Ход занятия:

1. Загадка

Отгадать героя сказки

Ты попробуй без подсказки.

Толстяк живёт на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)

- С кем дружит Карлсон? (С Малышом)

- Значит, Малыш и Карлсон….(друзья)

- Назови 3-ий звук в слове Карлсон. (р)

- Назови 3-ий звук в слове Малыш. (л)

Сегодня Малыш и Карлсон помогут нам повторять звуки Р и Л.

Малыш собирается в школу. Чтобы хорошо говорить, он научился выполнять зарядку для язычка. Он хочет научить делать зарядку и Карлсона. Давай ему поможем!

2. Артикуляционная гимнастика.

ЛОШАДКА

Я – весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко-

Стук копыт услышишь звонкий.

МАЛЯР

Я сегодня рано встал

И посёлок не узнал:

Каждый столб и каждый дом

Был покрашен маляром.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Блин мы ели с наслажденьм-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Фонетическая зарядка.

- Что умеет делать Карлсон? (Летать)

- Что помогает Карлсону летать? (пропеллер)

Давай покажем, как Карлсон заводит свой пропеллер.

Упр. «Пропеллер» (Крутит руки, произнося звук Р-Р-Р)

Потом Карлсон взлетает и парит в воздухе. (Руки в стороны, произносит звук Л-Л-Л)

Игра «Угадай звук в словах»

4. Характеристика звуков. (Модели звуков на карточках)

- Выбери карточку, которая обозначает звук Р

- Как произносится звук Р? (Рот открыт, язык «лопаткой» за верхними зубами, кончик языка дрожит).

- Выбери карточку, которая обозначает звук Л

- Как произносится звук Л? (Рот открыт, кончик языка «иголочкой» за верхними зубами, воздух проходит по боковым краям языка).

У звуков Р и Л есть «младшие братья». Какие? (Р’, Л’)

5. Дифференциация звуков в слогах.

Малыш и Карлсон решили поиграть в игру «Скажи наоборот» (с мячом).

Карлсон говорит ра, а Малыш ла ля-ля-ля - ря-р-ря

Ро-ро-ро – ло-ло-ло лё-лё-лё – рё-рё-рё

Ру-ру-ру – лу-лу-лу лю-лю-лю – рю-рю-рю

Ры-ры-ры - лы-лы-лы ли-ли-ли – ри-ри-ри

6. Дифференциация звуков в словах.

Домоуправительница Фрекен Бок отправила Малыша и Карлсона в магазин за продуктами к ужину. Почему Фрекен Бок называют домоуправительницей? (Потому что она управляет домом). Давай представим, что могло случиться с ними по дороге в магазин.

Физкультминутка и гимнастика для глаз.

Путь лежит у нас далёкий,

Мы отправились в дорогу.

Вдруг увидели вдали-

Прилетели журавли!

Вправо, влево посмотрели,

На поляну тихо сели

Подремали, поморгали,

На прощанье помахали.

Вот и пришли друзья в магазин. В этом магазине продаются продукты, значит магазин … какой? (продуктовый)

Карлсон и Мальчик стоят в магазине,

А перед ними товар на витрине.

Где что находится – ты назови.

Деньги плати, и домой забери!

Игра «Продукты»

Груши лимон лук

Репа колбаса помидор

Сыр яблоки картошка

- Что находится в правом верхнем углу?

- Что находится между сыром и картошкой?

и т. д.

- Назови овощи, фрукты.

Малыш выбрал продукты со звуками Л, Л’ и положил их в лукошко, а Карлсон – со звуками Р, Р’ и положил их в корзину.

- Какие продукты кто выбрал? В корзину положи продукты для Карлсона, в лукошко – для Малыша.

- Кто работает в магазине? (продавец)

Продавец дала задание Малышу и Карлсону: подобрать схемы для слов лимон, груша. (составляет схемы слов)

Почему так думаешь?

7. Дифференциация звуков в словосочетаниях.

Друзья вернулись из магазина, поужинали, и решили попить чай. Но Карлсон отказался пить чай без своего любимого лакомства. Что он любит? (Варенье). Какое бывает варенье?

(На карточках)

Из яблок – яблочное варенье

Из малины – малиновое варенье

Из клубники – клубничное варенье

Из сливы – сливовое варенье

Из груш – грушевое варенье

Из персика – персиковое варенье

Из абрикосов – абрикосовое варенье

Из черники – черничное варенье

Из брусники – брусничное варенье

Из земляники – земляничное варенье

Из смородины – смородиновое варенье

8. Дифференциация звуков в предложениях.

Поужинали друзья, и уселись на диванчик сочинять рассказ про любимую кошку Фрекен Бок Матильду. Вот какой рассказ они сочинили. Если ты заметишь ошибку, исправь её. Отвечай полными предложениями.

У Фрекен Бок есть собака. (кошка)

Её зовут Мурка. (Матильда)

Шерсть у Матильды чёрная. (рыжая, с белыми полосками)

Матильда любит есть груши и яблоки. (мясо и рыбу)

Она любит играть в шахматы. (с клубком)

Фрекен Бок обижает свою кошку. (любит)

9. Малыш приготовил подарок для своего друга Карлсона - картину. Только она рассыпалась. Малыш очень огорчился и просит тебя ему помочь. Давай поможем собрать картинку.

«Собери картинку»

[/i]

10. Итог занятия.

Какие звуки мы сегодня вспоминали? Карлсон и Малыш благодарят тебя за помощь. Эту картину возьми с собой в память об этом занятии.

Публикации по теме:

Планирование по коррекции дисграфии, обусловленной несформированностью фонематического восприятия (ОУ VII вида, 4 класс) количество часов в неделю –1 Составлена в соответствии с программой «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е. В. Мазанова, 2006 г).

Презентация. Звуки с и СЬ цель данной презентации: Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звука (С). автоматизация звуков с и сь слогах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Малыш и Карлсон» (дифференциация звуков [р]-[л])
Опубликовано: 30 ноября 2013 в 10:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД