Папки-передвижки

Игровые дидактические упражнения по сюжетам художественных произведений в работе с детьми с ЗПР 3–5 лет (9 фото)

Елена Черепанова
Игровые дидактические упражнения по сюжетам художественных произведений в работе с детьми с ЗПР 3–5 лет

Часто в массовые группы детского сада попадают дети, имеющие задержку психического развития (ЗПР). Особенностью данных детей является недоразвитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления). Так же часто в структуре нарушения отмечается недоразвитие эмоционально – волевой сферы в форме синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ, неврозоподобных нарушений, астенического синдрома.

В практике работы с данной категорией детей коррекция выявленных особенностей проводится через создание определённых условий. Одним из таких является подбор определённых игровых упражнений на коррекцию выявленных нарушений.

Публикация «Игровые дидактические упражнения по сюжетам художественных произведений в работе с детьми с ЗПР 3–5 лет» размещена в разделах

В современной коррекционной педагогике представлено большое разнообразие игровых упражнений на развитие познавательных процессов. Способ проведения их чаще остаётся стандартным. Педагог называет упражнение и просит ребёнка поиграть с ним. Особенности данной категории детей часто мешают вступить им в контакт с взрослым, поиграть с ним в предложенное упражнение.

Работая с детьми с ЗПР отметила, что детям нравится слушать произведения художественной литературы. Очень часто влияние художественной литературы отмечают лишь на развитие творческого воображения, связной речи, многие педагоги после чтения произведения задают только несколько вопросов и на этом влияние художественного произведения на личность ребёнка заканчивается. В содержании любого художественного произведения можно найти основу для создания мотива или решения какого-нибудь вопроса, тем самым направить содержание, на коррекцию выявленных проблем.

В практике работы с данной категорией детей использую интересные игровые упражнения, которые основаны на сюжете художественного произведения. (Фото №1 «Дети слушают художественное произведение»,

Игровые дидактические упражнения по сюжетам художественных произведений в работе с детьми с ЗПР 3–5 лет

Фото №2 «Дети рассматривают иллюстрации»).

Фото №1 Часто в массовые группы детского сада попадают дети имеющие задержку психического развития ЗПР

Данные игровые упражнения провожу с учётом следующих этапов:

I.Организационный (для педагога)

•Подбор соответствующих произведений согласно образовательной программы.

•Анализ содержания произведения: определение темы, главных и второстепенных героев, предметов, основных действий героев.

•Подбор игровых упражнений в соответствии с сюжетом, с целью коррекции выявленных нарушений в развитии детей.

•Подбор иллюстративного материала: (сюжетные, предметные картинки, графическо символические схемы).

II.Подготовительный

•Чтение художественного произведения воспитанникам.

•Формулирование вопросов по содержанию, направленные на определение главной темы произведения, роли главных и второстепенных героев, присутствие предметов, место происходящих событий, деятельности героев, мораль произведения.

III.Основной

•Припоминание произведения с детьми (название, героев, основную тему.).

•Создание мотива, постановка проблемно-поисковых вопросов.

Практическое выполнение упражнения.

Для каждой возрастной группы предлагаю использовать свой жанр художественного произведения. Для детей 3-4 лет – стихотворения, 4-5 лет – сказки, детям 5-6 лет – рассказы. Желательно чтобы произведение было небольшим по содержанию и доступным для понимания детьми. При проведении игровых упражнений с детьми младшего и среднего возраста целесообразно использовать и практический наглядный материал: иллюстрации к произведениям, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы, связанные с целью дидактического упражнения.

В ходе работы по данному направлению можно использовать следующие игровые упражнения.

Например

Художественное произведение «Земляника» Г. Лагздынь. (стихотворение)

Упражнения: «Где какая ягода?».

Цель: упражнять в правильном согласовании предлога в с существительными, закрепить и уточнить названия ягод.

Материал: предметные картинки с изображением ягод, банки, тарелки, рук.

Ход игрового упражнения: взрослый рассказывает отрывок из стихотворения и просит назвать про какую ягоду стихотворение, а какие ягоды вы еще знаете, куда их можно положить. Показывает две картинки и говорит: «Посмотри клубника лежит в руках», предлагает ребёнку разложить предметные картинки одна на другую и рассказать о них.

(Фото №3 «Ягоды» к упражнению «Какая ягода где лежит?»

Фото №2 Особенностью данных детей является недоразвитие познавательных процессов внимания памяти мышления

(Фото №4 «Предметы: руки, банка, корзина» к упражнению «Какая ягода где лежит?»)

Фото №3 Так же часто в структуре нарушения отмечается недоразвитие эмоционально волевой сферы в форме синдрома дефицита внимания с гиперактивностью СДВГ неврозоподобных нарушений астенического синдрома

(Фото №:5 «Ягоды и предметы» к упражнению «Где какая ягода?»)

Фото №4 В практике работы с данной категорией детей коррекция выявленных особенностей проводится через создание определённых условий

Художественное произведение сказка «Колосок» обр. С. Могилёвской.

Упражнение: «Вкусные пирожки»

Цель: закрепить и уточнить названия лесных и садовых ягод, развивать умение образовывать относительные прилагательные от названий ягод.

Материал: предметные картинки с изображением лесных и садовых ягод, сюжетная картинка

из сказки.

Ход игрового упражнения: взрослый показывает иллюстрацию и просит сказать к какой сказке она нарисована? Вопрос к детям: «Что испёк из муки петушок?» (пирожки).

С чем пекут пирожки? (ответы детей, а петушок любит печь пирожки с ягодами. Взрослый предлагает взять любую картинку с изображением ягоды и назвать какой пирожок, если он с клубникой (клубничный).

(Фото № 6 «Лесные и садовые ягоды» к упражнению «Вкусные пирожки»)

Фото №5 Одним из таких является подбор определённых игровых упражнений на коррекцию выявленных нарушений

(Фото № 7 «Иллюстрация к сказке «Колосок», предметная картинка пирожки

к упражнению «Вкусные пирожки»)

Фото №6 Публикация Игровые дидактические упражнения по сюжетам художественных произведений в работе с детьми с ЗПР лет размещена в разделах ЗПР

Художественное произведение сказки

Упражнение: «Сказочный сундук»

Цель: закрепить и уточнить названия прочитанных сказок, развивать умение обобщать представленные предметы в общую группу (название сказки,

Материал: предметные картинки с изображением предметов, героев из сказок, предметная картинка сказочный сундук

Ход игрового упражнения: взрослый показывает детям картинку с изображением сундука и говорит «В этом сундуке спрятана сказка. Посмотрите на картинки и назовите какая сказка спряталась в сундуке?.

(Фото № 8 «Предметы, герои из сказки «Колосок» к упражнению «Сказочный сундук»)

Фото №7 Задержка психического развития Литературная деятельность Писатели для детей

(Фото № 9 «Сказочный сундук» к упражнению «Сказочный сундук")

Фото №8 Все писатели по фамилиям Работа с Особыми детьми

Включение предложенных игровых упражнений в образовательную деятельность, основанных на сюжете художественного произведения, создаёт условия для формирования познавательно – речевой деятельности, коммуникативных навыков, а так же способствует приобретению универсальных учебных действий.

Публикации по теме:

Работа с детьми по формированию и развитию речевых компонентов и мыслительных операцийРабота с детьми по формированию и развитию речевых компонентов и мыслительных операций В течение 4 лет мною велась работа по направлению "Познавательно-речевое развитие детей 3-7 лет с задержкой психического развития (ЗПР)через.

Сенсорная книжка по формированию мелкой моторики и тактильного восприятия.Сенсорная книжка по формированию мелкой моторики и тактильного восприятия. Сенсорная книжка для индивидуальной работы по теме "Насекомые" с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития. Игры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые дидактические упражнения по сюжетам художественных произведений в работе с детьми с ЗПР 3–5 лет
Опубликовано: 3 мая 2013 в 17:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД