МААМ-картинки

Комплексное логопедическое занятие «Зима. Звуки [х], [х’]. Буква X»

Ольга Ларькина
Комплексное логопедическое занятие «Зима. Звуки [х], [х’]. Буква X»

Комплексное логопедическое занятие "Зима.

Звуки [х], [х']. Буква X"

Цели занятия :

Образовательная:

1. Учить детей характеризовать звуки Х-Х’ с опорой на акустические и артикуляционные признаки. Познакомить с буквой «X».

2. Расширять и углублять представления детей о зиме, признаках и приметах зимы. Уточнять и активизировать словарь по теме «Зима» (зима, снегопад; ветреная, вьюжная, холодная, долгая, суровая, снежная; прячется выглядывает).

Публикация «Комплексное логопедическое занятие „Зима, Звуки [х], [х’], Буква X“» размещена в разделах

3. Закреплять умение подбирать качественные прилагательные к существительному. Предложно-падежное управление д/у «Прятки», закрепление и практическое употребление предлогов за, из-за. Составление предложений с данными предлогами. Работа над слоговой структурой слов.

Коррекционно-развивающая:

1. Развивать фонематические представления (определение позиции звука в слове, дифференциация звуков Х-Х’ словах).

2. Продолжать учить звукобуквенному анализу слов (ПУХ); делению слов на слоги.

3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Воспитательная:

1. Следить за правильной осанкой детей во время работы за столами.

2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

3. Воспитывать у детей самоконтроль за речью, умение отвечать на вопросы полными предложениями.

Оборудование:

Демонстративная касса букв.

Картинки со звуком Х : Хрюша, Хомяк, Черепаха и Вини-Пух.

Картинка с образом буквы «Х», демонстративная звуковая схема.

Папки со звуковыми схемами для детей.

Кассы букв для детей.

Тарелочки с манкой

Картина «Зима в лесу»

1. Организационный момент

Дети заходят, здороваются.

Л. : Ребята, сядет тот, кто разделит свое имя на слоги.

( 1-ый ребенок: В моем имени – Да –нил – 2 слога и т. д.)

2. Сообщение темы занятия «Знакомство со звуком [х]»

Л. : К нам пришли сказочные герои. Кто это?

(Л. : Выставляет плоскостные фигурки Хомяка, Хрюши, Черепахи и Вини-Пуха.)

Дети: Хомяк, Хрюша, Черепаха, Вини-Пух.

Л. : Какой звук повторяется во всех словах? Кто как думает?

Ответы детей: В словах чаще всего повторяется звук [х].

Л. : Сегодня мы познакомимся со звуком [х] и с его младшим братиком [х'], а сказочные герои нам будут помогать.

3. Характеристика звуков [х], [х'] по артикуляционным и акустическим признакам.

Л. : Давайте вместе произнесем этот звук, хором, индивидуально.

Что происходит с губами?

Ответы детей: Губы улыбаются.

Л. : Где находится язык?

Ответы детей: Язык в низу за нижними зубами.

Л. : Какой изо рта идет воздух «теплый» или «холодный»?

Ответы детей: Изо рта идет теплый воздух.

Л. : Проверим горлышко, «молчит» или «звенит»?

Ответы детей: Горлышко «молчит».

Кто даст характеристику звуку [х]? Как ты думаешь?

Звук [х] – согласный, глухой, твердый;

Звук [х'] – согласный, глухой, мягкий.

Обозначение этих звуков цветовыми символами, в синей и зеленой матрешке. Определение места в согласном домике, без колокольчика.

4. Произношение звуков [х - х'] в слогах.

Воспроизведение слоговых рядов.

Л. : Хрюша хочет поиграть в игру «Повтори за мной»

Повторяем слоговую цепочку, слушаем внимательно:

а) ах – ох – ух – их; ох – ух – их – ах.

Л. : Какие эти слоги?

Дети: Обратные слоги, начинаются с гласной.

б) ха – хо –ху – хи; хо – ху – хи – ха.

Л. : Какие эти слоги?

Дети: Прямые слоги, начинаются с согласного звука.

Л. :Хрюше понравилось, как вы справились с заданием.

5. Произношение звуков [х - х'] в словах.

Л. : Хомяк хочет с вами поиграть, он приготовил стихотворение о себе.

Игра: «Кто самый внимательный?»

Л. : Запомните слова на звук [х - х'] назовите, определите позицию звука (в начале, середине, в конце слова).

«Хомяк»

Хомяк зимою, в холод лютый

Не хочет мерзнуть ни минуты

Хитрец холодную порой

Храпит в хоромах под землей.

1-ый ребенок: - Хомяк. В слове «хомяк» звук [х] стоит в начале слова.

2-ой ребенок: - Холод. В слове «холод» звук [х] стоит в начале слова.

Дети так же разбирают все слова на звуки [х - х'].

6. Знакомство с буквой «Х».

Логопед показывает образ буквы.

Л. : Мы с вами познакомились со звуками, пора познакомиться с буквой «Х», стихотворение о ней.

Буква «Х» хохоча

Нам напомнит циркача

На ходули он залез

Ростом стал он до небес.

Л. : На что похожа буква «Х»?

Скрестили указательные пальцы обеих рук, что получится?

Дети: Получается крестик, буква «Х»

Л. : Взяли тарелочки, напечатаем букву на манке, слоги «ах» и «ха».

Заселение буквы «Х» в «буквоград».

7. Физкультминутка «Хомячок»

Л. : Давайте немного отдохнем, повторяем и делаем за мной.

Дети встают и имитируют все движения хомяка

Хомка – хомка, хомячок

Полосатенький бочок

Хомка раненько встает

Щеки моет, щейку трет

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка хочет сильным стать!

8. Звукобуквенный анализ слова «Пух».

Работа с кассами букв.

Л. : Черепаха предлагает игру «Собери слово».

Ребята сейчас я скажу три звука, а вы попробуйте собрать эти звуки в слово.

Логопед произносит звуки : П, У, Х.

Дети: Получилось слово ПУХ.

Л. : Правильно, молодцы!

Давайте сделаем звукобуквенный анализ этого слова.

Дети выкладывают слово из букв и делают звуковой анализ, комментируя свои действия.

Л. : Сколько в слове согласных звуков? Сколько в слове гласных звуков? Сколько в слове всего звуков? Что значит слово ПУХ?

Ответы детей: В слове ПУХ два согласных звука.

В слове ПУХ один гласный звук.

В слове ПУХ три звука.

Слово ПУХ означает тонкие легкие волоски на коже, тонкие волоконца на растениях, плодах, семенах.

Л. : Молодцы! Вы выполнили без ошибок это трудное задание.

9. Развитие связанной речи, по лексической теме «Зима».

Л. : А сейчас загадка, которую гости не могут отгадать, поможем:

Дел у меня не мало

Я белым одеялом

Всю землю укрываю

В лед реки одеваю

Белю поля, дома

Зовут меня … (Зима)

Дети: Это зима.

Л. : Правильно, о чем говорилось в загадке?

Дети: Только зимой белые поля, в лед реки оделись.

Л. : Вини-Пух спрашивает, что такое зима?

Игра «Расскажи, какая зима

Л. : Послушайте и расскажите, какая зима? (включается фонозапись).

Дети: Зима – холодная, морозная, вьюжная, ветреная, суровая, теплая, длинная, снежная.

Л. : Правильно, а как называется зимнее явление, когда падает снег?

Дети: Это снегопад

Л. : От каких слов получилось слово снегопад?

Дети: От слов снег и падать.

Л. : Правильно, хорошо.

10. Практическое употребление предлогов «За, Из-за».

Составление предложений с данными предлогами.

Л. : Гости принесли зимнюю картинку. Наступила зима, все стало белым бело, много снега намело. А картинка не простая в ней напутаны заячьи следы. Нам предстоит узнать, где прячется заяц-хвастун.

Игра «Прятки» (вывешивается плакат).

1-ый ребенок: Заяц-хвастун спрятался за деревом. Выглядывает из-за дерева бежит к пеньку.

2-ой ребенок: Спрятался заяц-хвастун за пеньком. Выглядывает из-за пенька бежит к снеговику и т. д.

Л. : Молодцы, справились с заданием.

11. Итог занятия.

Л. : С каким новым звуком мы познакомились?

Чем мы занимались?

Что мы еще делали?

Сегодня мне понравились дети, которые умеют слушать и правильно отвечать.

Публикации по теме:

Комплексное занятие НОД «Зима» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», «Игра», «Художественное творчество».

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах» Цели занятия: познакомить детей с буквой Н; научить чи- тать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить де.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п], [п’]. Буква П. Прописная буква в кличках животных» Цели занятия: познакомить детей с буквой П, учить читать \ слова с данной буквой; дать представление о правиле правописания кличек животных;.

Логопедическое коррекционно-развивающее занятие у детей с тяжелыми нарушениями речи «Звук [Д] и буква Д» Цели и задачи: Коррекционно-образовательные. - Познакомить детей со звуком Д и буквой Д. -Учить определять позицию звука в слове. -Учить.

Логопедическое занятие для подготовительной группы детей с ФФН «Звуки [П]-[П’]. Животные жарких стран»Логопедическое занятие для подготовительной группы детей с ФФН «Звуки [П]-[П’]. Животные жарких стран» Тема : «Звуки П, Пь, буква П, Животные жарких стран» Цели: 1. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики 2. Развитие фонематического.

Логопедическое занятие по обученю грамоте в старшей группе ДОУ для детей с ОНР по теме: «Звуки [З], [З’], буква З». Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Познакомить детей со звуками [З, З'] и буквой «З». 2. Уточнить правильную артикуляцию звука [З].

Логопедическое занятие с элементами программированного обучения в подготовительной группе по теме «Звук [Ч] и буква Ч»Логопедическое занятие с элементами программированного обучения в подготовительной группе по теме «Звук [Ч] и буква Ч» Ключевые слова: программированное задание (перфокарта, сигнальная карточка, самопроверка, самоконтроль. Аннотация. Для повышения эффективности.

Открытое логопедическое занятие с группой детей с ФФНР «Звук [Р] и буква Р» Тема: «ЗВУК и БУКВА Р» Цель: 1. Закрепление правильного произношения, знакомство с буквой Р. 2. Развитие фонематического слуха, мелкой.

Занятие по обучению грамоте «Звуки [р]-[р’], буква Р» Тема: «Звуки р рь, буква Р» Цели: закрепление правильного произношения и различения звуков р рь в слогах словах и предложениях; звуковой.

Занятие по обучению грамоте «Буква Т, звуки Т, Ть. Повторение» цель. Учить детей дифференцировать звуки по твердости-мягкости; находить позицию звука в слове; упражнять в звуковом анализе слова; составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное логопедическое занятие «Зима. Звуки [х], [х’]. Буква X»
Опубликовано: 11 декабря 2015 в 20:24
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД