МААМ-картинки

Конспект фронтального занятия «Дифференциация звуков [Ч], [Щ] и букв Ч, Щ». 1-ый этап обучения, 1–2 класс

Михайлова Наталья
Конспект фронтального занятия «Дифференциация звуков [Ч], [Щ] и букв Ч, Щ». 1-ый этап обучения, 1–2 класс

Конспект фронтального занятия по теме:

«Дифференциация звуков и букв «Ч-Щ»

(1-ый этап обучения, 1-2 класс)

Михайлова Н. В., учитель-логопед, г. Тарко-Сале

Задачи:

• Коррекционно-образовательные:

• развивать навык слышать, выделять и дифференцировать звуки и буквы «Ч-Щ» в слогах, словах, фразах;

• закреплять умение характеризовать звуки «Ч-Щ».

Коррекционно-развивающие:

• развивать фонематические процессы, слоговую структуру слов;

Публикация «Конспект фронтального занятия „Дифференциация звуков [Ч], [Щ] и букв Ч, Щ“, 1-ый этап обучения, 1–2 класс» размещена в разделах

• обогащать словарный запас;

• развивать грамматическую сторону речи;

• закреплять умение пересказывать короткие рассказы;

• развивать мелкую моторику рук, мышцы глаз, слуховую и зрительную память, наблюдательность.

• Коррекционно-воспитательные:

• развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

• формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование:

Карандаши, предметные картинки, таблица артикуляции звуков «Ч-Щ», плакат «чудо-дерево», карточки с точками, корзинки, слова-«ягоды» с пропущенными буквами «Ч-Щ», таблица с буквами, таблица с рассказом.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед:

а) - Сядет тот, кто все «бросит» звуки слов, которые я назову: мак, сыр, каша, мост, кран, липа, лось.

б) – Ребята, прежде чем начать занятие проведём разминку.

Проведем пальчиковую гимнастику с карандашом.

Упражнение «Коза» (на карандаш кладём указательный палец и мизинец, остальные пальцы – под карандаш).

Упражнение «Краб» (на карандаш кладём средний и безымянный пальцы, остальные – под карандаш).

Упражнение «Паучок ползёт» (рука с карандашом находится на столе, пальцами «перебирать» карандаш от верхнего конца к нижнему и обратно).

в) – Гимнастику для глаз вы хорошо знаете, поэтому её проведёт по желанию любой ученик.

Упражнения: «Пол-потолок» (смотрим на пол и потолок).

«Дверь-окно» (смотрим только глазами на окно, потом на дверь).

«Забор» (рисуем глазами забор).

2. Работа со звуками. Характеристика звуков «Ч-Щ».

Логопед:

Д/у «Угадай, на какой я звук «надавила» голосом?

Два щенка щека к щеке

Грызли щётку в уголке (Щ).

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход (Ч).

- С какими звуками мы будем работать?

- Произнесём эти звуки.

- Чем похожи эти звуки? (согласные, глухие, всегда мягкие)

- Сравним эти по артикуляции:

«Щ» – губы округлены, но края губ растягиваются в улыбку, выдыхаемый воздух проходит через щель.

«Ч» – губы округлены, слегка выдвинуты вперёд, воздух толчком проходит посередине языка, язык резко отталкивается от нёба. (Рассматривают таблицу).

Д/у «Речевая зарядка».

Ча-ча-ча - мы увидели грача.

Ща-ща-ща - мы поймали леща.

Чо-чо-чо - греет солнце горячо.

Ащ-ащ-ащ - у Ирины новый плащ.

Чи-чи-чи - горячи калачи.

Щи-щи-щи - мы сварили щи.

Упражнение «Зашифруй слово» (азбука Морзе).

- «Ч» звучит коротко, поэтому будем обозначать точкой.

- «Щ» тянется - будем обозначать чёрточкой -.

Слова:

щавель, кирпичи, почта, учитель, щегол, роща, ласточка, чемодан, щепки, ощущение, плечо, восхищение, отвечать, горячий, каменщик, трубач, трещотка, сокровище.

Д/у «Чудо-дерево».

- Мы гуляли по лесу и увидели «Чудо-дерево».

- Найдём картинки, в названии которых есть звук «Ч», а потом звук «Щ».

- Разделите слова на слоги, определите количество слогов в этих словах.

- Запишите слоговые схемы этих слов.

Картинки:

щука, бабочка, щётка, чашка, чайник, ключ, часы, черепаха, ящерица.

- Устали мы работать – нужно отдохнуть.

3. Минутка отдыха

Психогимнастика. Игра «Цветы».

- А сейчас мы красивые цветы, которые ещё не распустились. Для этого поднимаем вверх руки и сделаем бутон.

Наши нежные цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают – головой качают.

Д/и «Угадай слово».

На приготовленных карточках нужно соединить точки.

- Ребята, какое слово получилось? (ЧАЩА).

- Что такое чаща? (объяснение)

- Какая первая буква по счёту? Третья?

- Звуки «Ч-Щ» на письме обозначаются буквами «Ч-Щ».

Д/у «Найди буквы».

На плакате написаны буквы различных конфигураций.

- Букву «Ч» обведите квадратом, а букву «Щ» - кружком.

Д/у «Собери ягоды».

Вставить пропущенные буквы «ч-щ» в слова, написанные на «ягодках».

- Ребята, разложите слова-ягоды по корзинам. С буквой «Ч» в 1 корзину, а с буквой «Щ» - во вторую.

Слова: врач, овощи, щепка, тащить, туча, чужой, очки, роща, вещи, чудо, точка.

- Запишите слова в 2 столбика.

Д/у «Составь рассказ».

- Дети, прочитайте рассказ, вместо точек вставьте слова.

Рассказ: «Дети пошли в рощу. Там пели щеглы и летали бабочки. Оля набрала щавеля. Сережа поймал черепаху. Дома мальчик посадил черепаху в ящик. Дети угощали черепаху щавелем».

Картинки:

роща, щеглы, бабочки, щавель, черепаха, ящик.

Словарная работа: роща, щеглы, щавель.

- Ребята, запомните этот рассказ и перескажите его.

4. Итог занятия.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дифференциация букв «И», «Ш» в слогах и словах» Тема: Дифференциация букв И-Ш Цели: Дифференциация букв И-Ш в слогах и словах Задачи: П. УУД: Формировать умение принимать учебную задачу.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [н]-[м]»Конспект занятия «Дифференциация звуков [н]-[м]» Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

Конспект фронтального занятия «Дифференциация звуков [Ж]-[З]» (подготовительная к школе группа) Конспект непосредственной образовательной деятельности (занятия) Тема: «Дифференциация звуков [Ж]-[З]» подготовительная к школе логопедическая.

Конспект фронтального занятия для старшей группы «Дифференциация звуков [Л]-[Р]»Конспект фронтального занятия для старшей группы «Дифференциация звуков [Л]-[Р]» Цель: создание условий для слухо - произносительной дифференциации звуков: [Л]-[Р]. Коррекционно-образовательные задачи: Совершенствовать.

Конспект фронтального занятия по формированию правильного звукопроизношения «Дифференциация звуков [К], [Х]» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Коррекционно-образовательные задачи: 1. Уточнить произношение звуков [К], [Х]. 2. Упражнять в дифференциации звуков.

«Звук. Слог. Слово. Предложение» конспект логопедического занятия «В стране звуков и букв» Конспект логопедическое занятие: «В стране звуков и букв» по тема: «Звук – слог - слово – предложение» для детей подготовительной к школе.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков и букв [Г]-[К]» Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Г-К. Задачи: Образовательные – различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в.

Конспект занятия по коррекции оптических нарушений письменной речи «Дифференциация букв О — А» Тема: Дифференциация букв О – А. Задачи: научить детей сравнивать буквы О – А по начертанию, закрепить знания о правописании букв о – а.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Тема: «Автоматизация звука Р в предложениях. Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах». Цель: дифференцировать звук [Р], [Л] в слогах, словах.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Щ], [Ч]» Тема: «Дифференциация звуков [Щ], [Ч]. Задачи: 1. Упражнять в дифференциации звуков [Щ], [Ч] в словах; упражнять в умении изменять слова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект фронтального занятия «Дифференциация звуков [Ч], [Щ] и букв Ч, Щ». 1-ый этап обучения, 1–2 класс
Опубликовано: 11 апреля 2018 в 06:03
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД